Школа «свободного права» е. эрлиха
Евгений Эрлих(1862-1922 гг.) родился в г. Черновцы, учился в семинарии (нынешняя Украина), где его отец работал адвокатом. Окончил Венский университет, получил степень доктора права. Занимался в Вене адвокатской практикой. Но основной его работой была научная деятельность по изучению проблем теории права. В 1900 г. ему было присвоено звание профессора. В том же году Эрлих возвращается на родину в г.Черновцы, где продолжает преподавательскую деятельность в местном университете: с 1906 – ректор университета. В 1903 выходит его книга «Свободное нахождение права и свободная наука права» - работа, послужившая основой для зарождения школы «свободного права». В ноябре 1918 после захвата Северной Буковины Румынией Эрлих как «решительный представитель немецкой нации» был уволен из университета. Со временем румынское правительство все же разрешило ему преподавать в Черновицком университете. Но чтобы избежать нападок, которым он продолжал подвергаться, Эрлих в конце 1921 переехал в Бухарест, там он и скончался в мае следующего года.
Почти все его работы издавались в Германии, в связи с чем его считают представителем немецкой правовой науки.
Основные произведения: «Молчаливое волеизъявление», «Принудительное и непринудительное право в гражданском кодексе Германской империи», «Свободное нахождение права и свободная наука права».
Концепция Эрлиха получила название «свободное право», поскольку для нее характерен, так называемый, «свободный подход к праву», который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место «свободное судейское усмотрение». Этим он пытался показать непосредственную связь права с обществом, доказать, что помимо законодательства реально существует подлинное, живое право, действующее на практике. Эрлих полагал, что закон – это еще не действующее право, более того, в законе неизбежны пробелы, поэтому право надо искать в жизни, общественных отношениях.
Живое право создается «союзами», где союзы – это семья, корпорация, торговое товарищество, государство. В связи с этим он выделяет: право союзов, право юристов (судей, адвокатов, ученых) и право государства (законодательство).
Право союзов формируется внутри общественных союзов (семья, церковь, партии, хозяйственные объединения). Каждая организация создает свое право, свои правила поведения, которые обязательны для исполнения, они разнообразны и включают в себя нормы этики, трудовой деятельности, внешнего поведения, правовые нормы. Основа этих норм – обычаи, уставы различных союзов. Право союзов – это совокупность норм спонтанно устанавливающегося порядка общества. То есть этим Эрлих отождествляет право и правопорядок.
Право юристов возникают, как судебная и административная практика по защите социального порядка. Право юристов – это нормы-решения, которые фиксируют складывающиеся в обществе правила поведения.
Право государства - это законы, возникающие в процессе правотворческой деятельности государства - это самый верхний слой социального порядка, но они (законы) зачастую не отражают реальной жизни. При этом Эрлих ссылается на то, что, будучи единой, государственная воля не может отразить в законодательстве многообразие общественных мнений, поэтому законы всегда будут лишь частью плюралистического по своей природе права.
Проведя различие между этими видами права, Эрлих делает вывод: в данной системе (право союзов, право юристов, право государства) основным регулятором общественных отношений является "живое право". Отсюда следует, что суды не должны быть жестко связаны государственными предписаниями, если последние устарели. Судьи обязаны отыскивать нормы «живого права» в повседневной практике и на их основе выносить решения. Вместе с тем судья не может «создавать» нормы, он лишь подтверждает их наличие.
Живое право –это совокупность норм, которые отвечают насущным потребностям людей и складываются независимо от государства.
Право. Право Е.Эрлих определял не только в традиционном для юриспруденции смысле, согласно которому право есть система правил поведения, установленных государством, но и полагал, что «каждая семья, деревня, община», имеют свое специфические «право», равно как и «религию, мораль, кодекс внешнего приличия».
Государство.
Происхождение государства. По своему происхождению государство является «военной ассоциацией». Так, самое раннее социальное образование «есть союз воинственной знати родственных по языку племен». Причем этот союз «при поддержке остальных свободных людей» племен «избирает военного лидера не только для чрезвычайных обстоятельств», но и как постоянного правителя.
Признаки государства:
· территория,
· «единый народ» (включающий единые системы вооруженных сил, налогообложение, таможенный контроль),
· общегосударственный язык,
· единое законодательство и судопроизводство,
· столица государства.