Социально-политическая борьба нестяжателей и иосифлян. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

Освобождение от татаро-монгольской зависимости и образование единого государства благотворно сказалось на экономике Руси. В этот период православная церковь владела огромными земельными угодьями, активно развивала хозяйственную деятельность. С конца XV в. возрастает и ее вмешательство в политическую жизнь государства. Политика великих князей, недовольных экономической и политической мощью церкви, была направлена на ограничение ее могущества. Эти идеи нашли воплощение в учении о «нестяжательстве».На Соборе 1503 г. нестяжатели поддержали предложение великого князя о ликвидации церковного землевладения.

Им противостояли приверженцы сохранения существующей церковной системы, первоначально они назывались «стяжатели», затем «иосифляне» - по имени их идеолога Иосифа Волоцкого. Цель у «стяжателей» и «нестяжателей» была все же одна - улучшить работу церкви, но они по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и соотношение духовной и светской власти.

Нестяжатели – сторонники особого направления русской общественно-политической мысли, противоположной стяжателям.

Основные идеи нестяжателей:

· идеал монашеского устройства – раннехристианская община;

· отторжение от церкви богатств и лишение ее права владения населенными землями;

· частной собственности у монастырей быть не должно, накопление богатства нельзя оправдать даже благими целями;

Основоположник учения - Нил Сорский (1433-1508). Биографические сведения противоречивы и отрывочны. По одним источникам, он происходил из крестьян, по другим – выходец из московской служилой семьи, по третьей – принадлежал к боярскому роду. До пострига служил в Москве чтецом, занимался переписыванием книг. Совершил путешествие в Палестину, Константинополь, Афон. Между 1473 и 1489 гг. вернулся и основал скит на р. Соре.

Наиболее полно доктрина нестяжателей выражена в трудах Максим Грека.

Максим Грек (Михаил Триволис) (1470-1555) происходил из знатного греческого рода, близкого к Палеологам. Получил университетское юридическое образование в Италии. Постригся в доминиканцы, позднее - в православные монахи. В 1518 г. приезжает по просьбе Василия Ш в Москву для унификации богослужебных книг. Но когда нестяжатели стали подвергаться гонениям, Максим Грек предстал перед судом. Обвинения: непочтительный отзыв о Василии III, противодействие его разводу с женой, шпионаж в пользу Турции, выступления против прав на владение землей церковью. Его признали виновным и приговорили к ссылке (провел более 20 лет). Греческий патриарх, глава русской церкви обращались к властям с просьбой об освобождении Грека. Однако их просьба не была удовлетворена. Последние годы Грек жил в Троице-Сергиевом монастыре и погребен здесь же. Канонизирован в 1988 г.

Основные произведения: «Слово о неизглаголанном божием промысле», «Послание к благоверному царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси».

Соотношение светской и духовной власти.Духовная и светская власть должны быть разделены, каждая из них имеет свою сферу деятельности.

Государство.Большое внимание М.Грек уделял законным способам происхождения власти - наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые люди.

Цель государства - обеспечение мирной и спокойной жизни людей, стабильного внутреннего порядка.

Сущность власти – реализация Божественной воли. Критиковать правителя можно, но предпринимать что-либо против него недопустимо.

Форма правления предпочтительней, по Греку, та, при которой царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», в составе которых бояре и дворяне, т.е. речь идет о сословно-представительной монархии. Обязанности царя: слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов.

Право.Максим Грек последовательно развивает мысль об ограничении царской власти не только советом, но и законом. Различает «правду» (закон) и «неправду» (нарушение закона).

Значительное место в произведениях М.Грека отводится критике суда. Он отмечает взяточничество судей, критикует практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подбрасывании улик невинным в целях получения откупа, средневековые формы судебного поединка, как несправедливого способа разрешения дел, отдавая при этом предпочтение свидетельским показаниям и клятве.

Отношение к ереси. Нестяжатели считали недопустимым преследования еретиков, предлагая воздействовать на них лишь убеждением, мудрыми беседами.

Иосифляне (стяжатели) –сторонники направления русской общественной мысли, получили название по имени своего главного вдохновителя – Иосифа Волоцкого.Термин«иосифляне»появился в научной литературе во 2-й половине 19 века.

Основные идеи иосифлян:

· сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее экономического положения;

· необходимость увеличения («стяжения») церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать одну из главных своих задач – творить «благие дела»: строительство монастырей, содержание клира, помощь нуждающимся;

· признание личного «нестяжения» монахов.

Иосиф Волоцкий(Иван Иванович Санин) (1439-1515), церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви. Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 20 лет принял постриг в основанном Пафнутием Боровском монастыре. После смерти Пафнутия стал настоятелем монастыря, однако в 1479 г. из-за недовольства братии введением им строгого общежительного устава, оставил игуменство, покинул монастырь и после хождения по многим русским обителям основал Иосифо-Волоцкий монастырь, где и был игуменом до конца своих дней. В 1591г. был причислен к лику святых.

Волоцкий стал довольно значительным лицом в государстве: руководил иосифлянской духовной партией, члены которой занимали ключевые посты в церкви, волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV, выступали обвинителями на процессах Максима Грека и Феодосия Косого. К иосифлянам был близок монах Филофей, сформулировавший и обосновавший концепцию «Москва – третий Рим».

Основные произведения: «Послания разным лицам», «Духовная грамота», «Слова антиеретического содержания» (например, Слово против ереси новгородских еретиков), которые затем были собраны в Сборник под названием «Просветитель».

Государство. Соотношение духовной и светской власти. Позиция иосифлян по отношению к царской власти не была постоянной.Первоначально выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель – земной человек, простой исполнитель Божьей воли и ему следует воздавать лишь «царскую честь, а не божественную». Если на троне тиран, то повиноваться ему не следует. Последующее сближение Волоцкого с великим князем Иваном III привело к изменению его взглядов на природу великокняжеской власти: признавая, как и прежде, ее божественное происхождение, он уже заявляет о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и церкви. Единственное ограничение власти государя – недопустимость выхода за пределы Божьих и государственных законов.

Право.Волоцкий проводит классификацию законов традиционно для своего времени. Но в его классификации отсутствует распространенное в западноевропейской мысли различие между божественным законом и государственным (положительным). Источник законодательства - Божественная воля.

Иерархия законов согласно его учению выглядит следующим образом:

· Поместные и Вселенские Соборы;

· «словеса Святых Отцов»;

· «градские законы», которые механически сочетают в себе первые и вторые.

Отношение к ереси. Абсолютная нетерпимость к еретикам. Инакомыслие -преступление не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики должны сурово наказываться.

Союз иосифлян с государством сохранялся до 2-й половины XVI в. Позднее идеи неотчуждаемости церковного имущества стали противоречить идеологии формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской доктрины стала политика патриарха Никона.

Наши рекомендации