Реалистическая теория права. Р. Иеринг
Рудольф фон Иеринг(1818-1892 гг.) родился в Аурихе (Германия). Отец его был доктором права и практикующим адвокатом. По окончании курса в местной гимназии Иеринг стал изучать юриспруденцию. Посещал лекции в университетах Гёттингена, затем Гейдельберга, Мюнхена и Берлина, где в 1844 г. сдал докторский экзамен и приступил к чтению лекций. Через год был назначен ординарным профессором Базельского университета. Оттуда в 1846 г. перешел в Росток, затем через три года – в Киль, а в 1851 – в Гиссен. После семнадцатилетнего пребывания в университете Гессена Иеринг был приглашен в Венский университет. С 1872 г. он преподавал на юридическом факультете университета в Гёттингене. В этом городе и прошли последние годы его жизни.
Основные произведения: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве».
Теория Иеринга, которую он сам называл реалистической, изложена в его главном, неоконченном труде «Цель в праве» (1872-1883). Автор выстроил свои рассуждения по следующей логической схеме:
Основная цель человеческого существования - самосохранение, для ее удовлетворения существует общество, в обществе эта цель вызывает потребность имущества, имущественный интерес требует для своей охраны установления права и государства. Таким образом, генезис права – не цепь случайных, произвольных событий, а закономерно протекающий процесс, который несет на себе отпечаток «социокультурного своеобразия» народа. Возникает право из борьбы, постоянно ведущейся в обществе. В борьбе люди реализуют и защищают свои интересы, обретают право. В связи с этим Иеринг подчеркивает, что право - не продукт «общественного договора» (естественная школа права) и не саморазвивающийся продукт (историческая школа права), а продукт цели, служащий общественным интересам.
Сущностью права и является заключенная в нем цель – обеспечение условий социального общежития. Постигать право – значит исследовать и понимать обстоятельства, которые его порождают.
Право, согласно концепции Иеринга, есть защищенный законом интерес, но он прибегает и другим определениям: право есть «совокупность действующих в государстве принудительных норм»; право есть «система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением», т.е. государственной властью.
Иеринг различал объективное и субъективное право, которые не существуют друг без друга:
· право в объективном смысле – это совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни;
· право в субъективном смысле – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.
Иеринг не разграничивал право и закон - для него эти понятия являлись идентичными.
Государство.Единственный источник права – государство. Именно поэтому право отличается от иных социальных регуляторов (например, морали). Государство и право необходимо дополняют друг друга: государство выступает внешним механизмом силы, право служит формой использования (действия) этого механизма.
Именно государство осуществляет принуждение, без которого существование права невозможно. Государство - есть общество, которое принуждает. Признаки государства:
· наличие аппарата принуждения,
· отношения господства и подчинения,
· публичный характер государственной власти, т.е. власть распространяется на все общество,
· наличие права,
· наличие суверенитета, но, согласно позиции Иеринга, суверенитет - это абсолютная монополия государства на принуждение.
Цели государства и права совпадают - обеспечение общих интересов.
Р. Иеринг – сторонник сильной государственной власти, устанавливающей в обществе порядок. «Бессилие, немощь государственной власти – смертный грех государства… Самая невыносимая форма государственного состояния все-таки лучше полного отсутствия ее», - пишет он.
Правовое государство. В то же время Р. Иеринг полагал, что государство должно самоограничиваться правом, т.е. в определенной степени он говорил о правовом государстве, в котором в результате самоограничения власти правом и введения конституционной системы, закрепляется господство закона. Он считал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она, пользуясь терминологией Иеринга, приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».