Изменения в государственном аппарате СССР в период перестройки

В соответствии с решениями XIX всесоюзной партконференции Верховный Совет СССР 1 декабря 1988 г. внес изменения в Конституцию СССР, реорганизовав систему органов государственной власти и управления СССР и изменив их компетенцию.

Высшим органом государственной власти СССР был признан Съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов.

Съезд народных депутатов СССР обладал необходимыми полномочиями для реального полновластия, мог принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Только Съезд мог определять основные направления внутренней и внешней политики СССР, утверждать перспективные государственные планы и важнейшие общесоюзные программы экономического и социального развития СССР. В число его прерогатив входило и принятие Конституции а также внесение в нее изменений.

Съезд народных депутатов СССР созывался один раз в год Верховным Советом СССР. Конституция СССР устанавливала порядок созыва и внеочередных Съездов.

Постоянно действующим законодательным, распорядительным и исполнительным органом государственной власти СССР становился Верховный Совет СССР. Он избирался Съездом народных депутатов и был ему подотчетен. Верховный Совет СССР, как и прежде, состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В целях максимально полного привлечения народных депутатов к законодательной деятельности предусматривалось ежегодное обновление состава Верховного Совета СССР на 20%.

Верховный Совет СССР, согласно Конституции СССР, созывался на сессии два раза в год. Основное направление деятельности Верховного Совета СССР составляло законотворчество.

В соответствии с рекомендациями XIX всесоюзной партконференции ст. 125 Конституции СССР предусматривалось избрание Съездом народных депутатов принципиально нового, неизвестного советскому государству органа – Комитета конституционного надзора СССР. Комитет избирался из специалистов в области политики и права сроком на десять лет. В его задачи входило, прежде всего, выявление фактов несоответствия Конституции СССР любых нормативно-правовых актов.

Совет Министров СССР полностью сохранял свои конституционные полномочия в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР. Однако были внесены два дополнения. Вновь образованный Совет Министров СССР обязывался представлять программу своей деятельности на срок полномочий, а также отчитываться перед Верховным Советом СССР не реже одного раза в год.

В течение 1989 г. перестройка высших органов государственной власти и управления СССР была успешно завершена. Однако просуществовали они в неизменном виде всего лишь несколько месяцев. М.С. Горбачев неожиданно для всех изъявил желание стать Президентом СССР.

В марте 1990 г. в спешном порядке был созван III внеочередной съезд народных депутатов СССР, который внес необходимые изменения в Конституцию СССР, дополнил ее статьями, согласно которым в СССР учреждался пост Президента СССР и определялся порядок его избрания. По общему правилу, Президент СССР должен был избираться непосредственно населением в ходе прямых, всеобщих, равных выборов, при тайном голосовании. Однако в порядке исключения М.С. Горбачева было решено избрать Президентом СССР на Съезде, что и было сделано 15 марта 1990 г.

Согласно Конституции СССР, Президент СССР признавался главой государства и получил весьма большие полномочия, отняв их у Верховного Совета СССР или его Президиума. Более того, Президент СССР мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, значительно ограничивал его полновластие. По инициативе М.С. Горбачева VI съезд народных депутатов СССР наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. В связи с этим Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, а Председатель Совета Министров СССР – в Премьер-министра ССР. Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета Министров, который переставал быть исполнительным и распорядительным высшим органом СССР, поскольку эти функции переходили к Президенту СССР.

Созданные по образцам западной демократии высшие органы государственной власти и управления СССР тем не менее оказались неспособными осуществлять управление страной, не смогли позитивно решить ни одного вопроса в сфере экономики, политики или национальных отношений, предотвратить развал СССР, достойно противостоять сепаратистским настроениям населения союзных республик.

Попытка консервативным крылом руководства СССР и КПСС восстановления в полном объеме власти партийно-государственной номенклатуры вылилась в события, получившие название августовского путча. 19 августа 1991 г. несколько руководителей союзных ведомств заявили, что Горбачев по состоянию здоровья временно не может исполнять свои обязанности (его функции были возложены на вице-президента Янаева) и власть переходит к Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП. В Москву были введены войска, а Горбачев блокирован на даче в Крыму. Запрещались деятельность оппозиционных КПСС общественных объединений и выпуск демократической прессы, восстанавливалась цензура.

Сопротивление мятежу оказало руководство Российской Федерации во главе с президентом РСФСР Б. Н. Ельциным, опиравшееся на поддержку россиян, прежде всего населения Москвы. В столкновениях с войсками погибло 3 человека. Путч окончился провалом. Его результатами явились департизация (22 августа 1991 Б. Н. Ельцин своим указом приостановил, а потом запретил деятельность КПСС) и ускорение распада СССР.

Распад СССР

В апреле 1988 г. развернулось массовое национальное движение в республиках Прибалтики. В Эстонии был создан Народный фронт (НФ), в который вошли представители национальной интеллигенции, коммунистической партии Эстонии, сотни тысяч сторонников перестройки, в том числе и русских. Но в руководстве фронта возобладали националистические силы, и вскоре русскоязычному населению пришлось создавать для защиты своих прав Интернациональный фронт, выступавший за сохранение СССР. В нем возобладали приверженцы консервативных коммунистических взглядов.

Такая же ситуация сложилась и в других республиках Прибалтики. В Литве особенно активно выступил Народный фронт «Саюдис», главным лозунгом которого стал «Независимая Литва».

В 1989 г. уже в каждой из республик СССР существовало влиятельное национальное движение, выступавшее за суверенитет, то есть верховенство национальной власти над вышестоящими организациями включая структуры власти СССР.

В 1990 г. национальные движения одержали победу на выборах в республиках Прибалтики и Закавказья, в некоторых автономных республиках. В результате обострились отношения между СССР и союзными республиками, а также между союзными республиками и некоторыми автономиями. В 1989-1990 гг. не раз происходили столкновения между грузинами и абхазами, а также осетинами; между молдаванами и русскоязычными жителями входившего в Молдавию Приднестровья. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха перерос в настоящую войну. Силовые структуры СССР не могли справиться с ситуацией.

В апреле 1989 г. в Тбилиси была разогнана демонстрация грузинской оппозиции, которая выступила с призывом к обретению независимости Грузии. В результате погибло несколько человек, в большинстве своем – женщины.

В январе вновь начались армянские погромы, но уже в Баку, в столицу Азербайджана вошли войска. Им было оказано сопротивление, погибло более сотни людей.

Насильственные формы приняли выступления национал-экстремистов в ряде республик Средней Азии, но они были быстро подавлены.

В Прибалтике движение против союзного центра было преимущественно ненасильственным. После победы на выборах в Литве «Саюдиса» новый Верховный совет в марте 1990 г. провозгласил восстановление независимости Литвы, которая была утрачена в 1940 г. В ответ Горбачев начал экономическую блокаду отделившейся республики. Это лишь обострило противоречия между Литвой и союзным центром, сплотило литовцев вокруг «Саюдиса». Попытки восстановить контроль с помощью силы над Литвой в январе 1991 г. привели к кровопролитию во время штурма в Вильнюсе телевизионной башни союзными войсками (погибло 13 человек), но восстановить контроль не удалось. Ситуация с каждым днем усугублялась. То же самое повторилось и в Латвии чуть позже. Прибалтийские республики твердо взяли курс на отделение от СССР.

Массовое движение за национальную независимость можно было подавить только с помощью массовых репрессий, а на это Горбачев не пошел, понимая, что новый террор на окраинах СССР быстро приведет к восстановлению диктатуры в центре страны и краху реформ.

В 1990-1991 гг. лидеры коммунистических партий большинства союзных республик решили, что им выгоднее быть независимыми от союзного центра. Поэтому даже там, где национальные движения не имели поддержки большинства населения (как на Украине и в Белоруссии), республики начали проводить политику регионального контроля за экономикой и ресурсами, что привело к распаду экономических связей.. Этот процесс захватил и некоторые регионы РСФСР, особенно после того, как Ельцин заявил лидерам автономных республик: «Берите столько суверенитета, сколько сможете». С особенной силой националистическое движение проявилось в Татарстане и Чечено-Ингушетии.

Борьба за «суверенитеты», которую поддержали и возглавили национальные группировки номенклатуры, и неудача экономических реформ привели к резкому ослаблению СССР и распаду социалистического лагеря.

После Августовского путча (событий 19-21 августа 1991 гг.) центробежные тенденции стали стремительно нарастать. Прибалтийские республики получили независимость, встал вопрос о суверенитете других республик.

8 декабря 1991г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) президент России Б. Н. Ельцин, президент Украины Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич объявили, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях., а также о создании Союза независимых государств. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано сначала Украиной и Белоруссией, затем Арменией, Киргизией и Россией. 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.

25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев выступил по центральному телевидению с сообщением о сложении с себя обязанностей президента СССР.


Наши рекомендации