Тема 14. Авторитарное государство и право в СССР (середина 1950-х – 1980-е гг.).
План
1. Реформирование советского государственного аппарата
2. Конституция СССР 1977 г.
3. Систематизация советского права
Реформирование советского государственного аппарата
Инициатором реформ государственного аппарата, равно иных сфер жизни общества, был Н. Хрущев, который пытался создать эффективно действующий государственный аппарат, обеспечить в стране законность, привлечь население к участию в делах государства.
Проведенное в 1954-1957 гг. сокращение численности управленческого аппарата позволило вывести из сферы управления около миллиона человек. Однако сохранялась чрезмерная централизация деятельности, необходимость решения вопросов на уровне министерств и ведомств.
Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», принятым Верховным Советом СССР 10 мая 1957 г., устанавливался территориальный принцип управления промышленностью и строитель на основе экономических административных районов. В соответствии с Законом, в мае-декабре было ликвидировано 14 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств.
Управление экономикой и строительством в каждом таком районе осуществлялось советами народного хозяйства. Совнархоз в своей деятельности подчинялся непосредственно Совету Министров союзной республики, а также республиканскому народного хозяйства, там, где они были созданы. В непосредственное подчинение совнархозов были переданы предприятия и организации министерств авиационной, оборонной, радиотехнической, химической и других отраслей промышленности. Проведенная реорганизация органов управления промышленностью и строительством позволила преодолеть чрезмерную централизацию в деятельности этих органов, но породила другой недостаток – местничество. Тем самым создавались дополнительные препятствия выполнению государственных планов развития народного хозяйства.
Чтобы ликвидировать возникшие недостатки и трудности, партиии государство проводят следующие мероприятия: 1) осуществляют укрупнение совнархозов; 2) создают Совет народного хозяйства для планирования и координации деятельности совнархозов; 3) образуют Высший Совет Народного Хозяйства СССР; 4) для осуществления единой технической политики в стране и внедрение в производство достижений науки и техники создают государственные комитеты Совета Министров СССР по различным отраслям народного хозяйства.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1963 г. капитальное строительство было изъято из ведения совнархозов и предано в непосредственное подчинение Госстроя. Совнархозы стали выступать в роли заказчиков, а капитальное строительство велось организациями, подчиненными непосредственно Госстрою СССР.
Реорганизация государственного аппарата, проведенная в середине 60-х гг. после прихода к власти Л. Брежнева, свелась к отмене нововведений Н. Хрущева. Новая Конституция СССР 1977 г., последовательно воспроизводила и сохраняла систему органон государства, принципы их организации и деятельности, закрепленные в Конституции СССР 1936 г.
Соответственно государство «развитого социализма» восприняло созданное по сталинским рецептам полицейское бюрократическое государство.
В стране отсутствовал и действенный контроль со стороны населения, общественных организаций, прессы за работой этого аппарата, отсутствовал конкурсный порядок замещения вакантных должностей в государственном аппарате. В то же время отсутствовал механизм освобождения государственного аппарата от неквалифицированных, малоинициативных работников. Аттестация работников аппарата не проводилась. Повышение по службе целиком и полностью зависело от усмотрения вышестоящего начальника.
Огромный бюрократический аппарат не мог оперативно реагировать на возникающие проблемы, успешно решать поставленные перед ним задачи. Экономика СССР медленно и неуклонно входила в кризисную стадию.
Конституция СССР 1977 г.
Новая Конституция 1977 г. состояла из преамбулы, девяти разделов, 21 главы и 174 статей.
В качестве конечной цели деятельности советского государства Конституция СССР закрепляла построение бесклассового коммунистического общества, основанного на коммунистическом самоуправлении. Сохранялся неизменным принцип народовластия, осуществляемого через Советы народных депутатов, как политической основы СССР. Экономическую основу СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Конституция закрепляла КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы.
Наиболее важные и новые положения Конституции 1977 г. характеризуются следующим: 1) Советы депутатов трудящихся переименованы в Советы народных депутатов, что якобы соответствовало сути современного государства, которое является общенародным и отражает интересы всего народа; 2) срок полномочий Верховного Совета СССР увеличен до пяти лет, а местных советов – до двух с половиной лет, закреплена обязанность советов регулярно информировать население о своей деятельности, отчитываться перед избирателями; 3) значительно расширена система социально-экономических и политических прав, в том числе впервые закреплено право на жилище, медицинское обслуживание, на участие в управлении государственными и общественными делами, на обжалование действий должностных лиц в суд и др.; 4) выделена специальная глава «Социальное развитие и культура», закрепившая принципы государственной политики в социально-культурной сфере, в том числе обязанность государства способствовать усилению социальной однородности общества, стиранию классовых противоречий; 5) уточнены и конкретизированы полномочия центральных и местных органов, министерств и ведомств. Из Конституции СССР был исключен перечень союзных и союзно-республиканских министерств, который постоянно менялся и требовал внесения изменений в текст Конституции СССР.
Система советов как высших органов государственной власти Союза ССР, союзных и автономных республик, сложившаяся в соответствии с Конституцией СССР 1936 г., действовала без каких-либо изменений в период развитого социализма и была полностью воспринята Конституцией СССР 1977г. Основные изменения были сведены к уточнению и конкретизации полномочий советов, четкому определению компетенции их президиумов.