Возникновение сословно-представительной монархии в России
Период сословно-представительной монархии – закономерный этап в развитии феодальной монархии. В отличие от стран Западной Европы сословно-представительная монархия в Российском государстве сложилась несколько позднее, что связано с особенностями социально-экономического и политического развития страны.
Экономическое развитие России характеризуется ростом сельскохозяйственного и ремесленного производства, возрастающим значением денежной ренты, появлением мануфактур. Интенсивно шло развитие внешней торговли, складывался единый всероссийский рынок. При этом экономическое развитие Российского государства было осложнено социально-политическими потрясениями: опричниной Ивана Грозного, затяжной Ливонской войной, Смутой и польско-шведской интервенцией начала XVII в.
Становление сословно-представительной монархии было тесно связано с изменением социальной структуры общества, формированием новых органов власти и управления. Основы сословно-представительной монархии в Русском государстве были заложены в середине XVI в., когда свое место в структуре высших органов государственной власти заняли Боярская дума и Земский собор, так как именно эти органы выполняли функции сословного представительства. Создание органов сословного представительства и закончившаяся централизация страны повлекли за собой изменения в системе органов управления на местах.
Особенностью развития сословно-представительной монархии в России стало параллельное усиления самодержавия. Самодержавие для своего укрепления безусловно нуждалось в социальной опоре и такую роль играло прежде всего дворянство. С этим связан процесс закрепощения крестьян, который форсированными темпами шел в XVI-XVII вв. Социальной базой самодержавия стали также и верхи торгово-ремесленного населения города.
Мнения историков вопросу о сословном представительстве в России расходятся, причем заметна следующая тенденция: от скептического отношения к признанию российского сословного представительства в дореволюционной России – к осторожным высказываниям о ней в период 30-40-х гг. XX в., и затем – через абсолютное признание безусловности наличия в России сословно-представительского управления, сходного с подобными органами в западноевропейских странах, – к полному отрицанию такового в последние годы XX столетия.
Некоторые из советских историков определяют форму русской государственности времен Ивана Грозного как самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Именно такую концепцию в 30-40-е гг. XX в. предложил И.И. Смирнов. Основными чертами развития монархии в России он считал борьбу феодальной знати, отстаивающей политические порядки и традиции периода феодальной раздробленности, против царской власти и централизованного государства.
Другие исследователи, в частности А.А. Зимин, считают, что русское государство XVI в. было самодержавной монархией с аристократической боярской думой лишь до определенного времени – в частности до земского собора 1566 г., а затем пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.
Согласно концепции Н.Е. Носова в 50-х гг. XVI в., т.е. в период Избранной рады, в России сложились основы для формирования сословно-представительной монархии, а в годы опричнины в стране установился режим военно-феодальной диктатуры дворян-крепостников.
С.О. Шмидт полагает, что первые сословные учреждения в России XVI в. формируются тогда же, когда становятся заметными первые признаки абсолютизма. В подобном ходе событий он видит аналогию с историей западноевропейских стран, где укрепление абсолютистских начал в государственном строе сопровождалось развитием парламентаризма. Одновременно С.О. Шмидт отмечает прочность традиций сословного представительства в России, отдаленным предшественником которого он считает древнерусские княжеские съезды – снемы.
Сторонником теории складывания в России сословно-представительной монархии является и Л.В.Черепнин, который считает к тому же, что процесс формирования сословно-представительной монархии начинается задолго до середины XVI в., когда появились первые соборы. Этот процесс он ведет с конца XV в., указывая на генетическую связь земских соборов с институтами предшествующего времени.