Инвестиционный климат - 12 баллов
Это мера отношения правительства к внутренним инвестициям. Инвестиционный климат определяется в соответствии с нашей оценкой по четырем подкатегориям:
•риск отчуждения собственности или риск расторжения контрактов (ранжируется от нуля [очень высокий риск] до четырех [очень низкий риск]);
•система налогообложения (ранжируется от нуля до трех, соответственно очень высокий, высокий, средний, и низкий риск);
•репатриация (измеряется шкалой от нуля до трех);
•и трудовые затраты (ранжируется от нуля до двух, что соответствует высокому, среднему и низкому показателям риска).
Вопрос 25. Коррупция: определение, типология, причины, последствия, оценка риска коррупции.
Коррупция (от лат. corruptio — порча, подкуп) — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Наиболее часто термин применяется к бюрократическому аппарату и демократической элите.
CPI – Corruption Political Index.
Высокий уровень коррупции в Центральной Африке, Латинской Америке, России, Средней Азии.
Средний уровень коррупции в США, Японии, Испании, Германии.
Низкий уровень коррупции в Канаде, Австралии, Исландии.
Наиболее типичные проявления: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение по службе по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений). К. получает широкое распространение в условиях разрастания бюрократии и превращения ее в особый социальный строй, обладающий властными привилегиями. К. подрывает доверие населения к органам власти, обостряет чувство несправедливости, может вызвать политическую нестабильность, оказывает разрушительное влияние на экономическую деятельность, подрывает рыночные механизмы и конкурентную политику, может способствовать росту цен.
Типы коррупции:
- Бытовая коррупция –взаимодействие рядовых граждан и чиновников (подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи, непотизм).
- Деловая коррупция– взаимодействие власти и бизнеса (например, когда стороны стремятся заручиться поддержкой судьи).
- Коррупция верховной власти – верховное руководство и верховные суды в демократических системах (осуществление политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей).
Причины высокой коррупции:
1) Двусмысленные законы.
2) Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.
3) Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.
4) Профессиональная некомпетентность бюрократии.
a. Плохой образовательный ценз.
b. Отсутствие экзаменов для занятия определенной должности.
5) Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений.
6) Отсутствие единства исполнительной власти (регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями).
7) Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
Неблагоприятные последствия для общества и экономики от коррупции:
- Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов.
- Неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны.
- Потеря налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов.
- Потеря времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы гос. аппарата в целом.
- Разорение частных предпринимателей.
- Снижение инвестиций в производство. Снижение экономического роста.
- Понижение качества общественного сервиса.
- Нецелевое использование помощи развивающимся странам, что резко снижает ее эффективность.
- Неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты.
- Рост социального неравенства.
- Усиление организованной преступности. Банды превращаются в мафию.
- Ущерб политической легитимности власти.
- Снижение общественной морали.
Компоненты оценки политического риска (Методика PRS Group)
Коррупция -6 баллов
Ибис - мера коррупции в пределах политической системы. Такая коррупция - угроза иностранным инвестициям в силу ряда причин: она искажает экономическую и финансовую атмосферу, сокращает эффективность взаимодействия правительства и бизнеса, позволяя людям занимать позиции, реально не соответствующие их заслугам, и, последнее, но не в последнюю очередь, коррупция априорно порождает неустойчивость политических процессов.
Самая распространенная форма коррупции, встречающаяся непосредственно в деловой сфере, - это финансовая коррупция в форме требований на специальные платежи, взятки, связанные с импортными и экспортными лицензиями, валютным контролем, уходом от налогообложения, полицейской защитой или ссудами. Такая коррупция может мешать эффективному ведению бизнеса, а в некоторых случаях может привести к полному выведению существующих инвестиций из страны.
Хотя оценка риска PRS Group принимает во внимание финансовую коррупцию, тем не менее экспертов PRS Group более беспокоит фактическая или потенциальная коррупция в форме чрезмерного попечительства, семейственности, принципов из серии "услуга за услугу", секретного партийного финансирования и подозрительно тесных связей между политикой и бизнесом. В представлении экспертов PRS Group эти коварные виды коррупции имеют потенциально намного больший риск для иностранного бизнеса, поскольку они могут привести к недовольству народа, неэффективной системе управления государственной экономики и поощрять развитие черного рынка.
Самый большой риск в такой коррупции как чрезмерное попечительство, семейственность, принципы из серии "услуга за услугу", секретное партийного финансирования - то, что на каком-то этапе это станет настолько невыносимо, что может вызвать столь негативную обратную реакцию населения, что в какой-то миг приведет к свержению правительства, коренной реструктуризации политических учреждений страны, или, по крайней мере, к нарушению общественного порядка, вводящего страну в стихию безвластия.
Как показали события последних лет, такая коррупция как чрезмерное попечительство, семейственность, принципы из серии "услуга за услугу", секретное партийного финансирования может затронуть и богатые, и бедные страны, равно как страны с демократическими и недемократическими режимами. Например, коррупция того или иного, играла ключевую роль в смене правительства в Японии, перестройке политической системы в Италии, и краха правительственной власти и общественного порядка в Заире.
Одна из трудностей в оценке того, насколько политическая коррупция представляет собой потенциальный риск для страны, состоит в том, что коррупция обычно бывает тщательно скрыта от глаз общественности до тех пор, пока в один момент она внезапно не вырвется наружу в результате крупного общественного скандала. Однако, одним из возможных индикаторов раннего выявления потенциальной коррупции в стране – это измерение отрезка времени, на протяжении которого у власти непрерывно находилось одно правительство. Для всех трех стран, указанных выше (Япония, Италия и Заир) была характерна одна особенность, а именно то, что в этих странах на протяжении многих десятилетий у власти находилась одна и та же правящая партия.
Именно поэтому при оценке риска коррупции, эксперты PRS Group первым делом смотрят на то, как долго правительство находилось у власти. В случае однопартийного государства или невыборного правительства, коррупция в форме попечительства и семейственности является одной из главных предпосылок, и поэтому такие государства в большей или меньшей степени уже с самого начала обречены на появление коррупции. В случае демократического правительства, как показал опыт, почти без исключения, что все начинает идти не так, как надо, сразу после того, как избранное правительство задерживается у власти более чем на один срок (к примеру на два-три срока, то есть на восемь-десять лет).
На этом основании того, как долго правительство находилось у власти, самые высокие оценки обычно получают демократические страны, правительство которых было при исполнении служебных обязанностей в течение срока, не превышающего пяти лет. Промежуточная оценка часто присваивается стране, правительство которой было при исполнении служебных обязанностей в течение больше чем 10 лет и там, где большее количество чиновников является назначенными, а не выборными. Самые низкие оценки обычно даются однопартийным государствам и автаркиям.
Вопрос 26. Основные типы управления, определяющие оценку политических рисков PRS Group
Чтобы гарантировать соответствие между странами, баллы назначаются редакторами ICRG на основе ряда заданных вопросов по каждой компоненте риска. Для большинства компонентов, набор используемых вопросов зависит в свою очередь от типа управления рассматриваемой страны. С этой целью в ICRG определили следующие основные типы управления:
1. Демократия подотчетная (сменная).
2. Господствующая демократия.
3. De facto однопартийное государство.
4. De jure однопартийное государство.
5. Автаркия.
Демократия подотчетная, обязанная отчитываться (сменная). Существенные особенности подотчетной демократии:
• Правительство/руководитель, которое служит не более чем два последовательных срока;
• Свободные и справедливые выборы для законодательного органа и руководителя, определенные в соответствии с конституцией или уставом;
• Активное присутствие более чем одной политической партии и жизнеспособной оппозиции;
• Наличие система сдержек и противовесов между трех элементов правительства: исполнительной, законодательной и судебной власти (когда законодательная, исполнительная и судебная власти взаимно сдерживают друг друга);
• Наличие независимой судебной власти;
• Наличие защиты личных свобод, обеспеченных конституционными или другими юридическими гарантиями.
Господствующая демократия. Существенные особенности господствующей демократии:
• Правительство/руководитель, которое отслужило более чем два последовательных срока;
• Свободные и справедливые выборы законодательного органа и руководителя как определено в соответствии с конституцией или уставом;
• Активное присутствие более чем одной политической партии;
• Наличие система сдержек и противовесов между трех элементов правительства: исполнительной, законодательной и судебной власти (когда законодательная, исполнительная и судебная власти взаимно сдерживают друг друга);
• Наличие независимой судебной власти;
• Наличие защиты личных свобод.
De facto однопартийное государство. Существенные особенности de facto однопартийного государства:
• Правительство/руководитель, которое отслужило больше чем два последовательных срока, или где политическая/ избирательная система разработана или деформирована таким образом, чтобы обеспечить господство над управлением отдельного правительства/руководителя;
• Проведение регулярных выборов, что определено конституцией или уставом государства;
• Очевидность ограничений на деятельность неправительственных политических партий (например, наличие непропорционального доступа СМИ между правящей и неправящей партиями, преследование лидеров и/или сторонников неправительственных политических партий, создание препятствий, затрагивающих только неправительственные политические партии, избирательное мошенничество).
De jure однопартийное государство. Отличительными чертами однопартийного государства являются следующие:
•Конституционное требование, регулирующее наличие только одной правящей партии в стране;
•Отсутствие всякой юридически признанной политической оппозиции в стране.
Автаркия. Отличительной чертой автаркии является:
• Управление государством одной группой людей или одним человеком, поставленного во главу государства не путем свободных выборов, а путем вооруженного вторжения или наследования.
В автаркии власть может потакать некоторым квазидемократическим процессам. В ее наиболее развитой форме это позволяет конкурирующим политическим партиям в результате выборов (со свободным правом голосования) организовать некое собрание с ограниченными законодательными полномочиями (приближающее в данном случае автаркию к категории де-юре или де-факто однопартийных государств). Однако, наиболее определяющей в данном случае особенностью является то, подчиняется ли верховная власть, или глава правительства, результатам выборов, где разрешено участие политических противников.
Эта классификация основных типов управления лежит в основе оценок ICRG, потому что эти оценки политического риска во всех категориях основаны на предпосылке того, что в стране с более демократическим режимом, риск более предсказуем; и чем более он легко предсказуем, тем менее восприимчив он к внезапным политическим ударам.
Вопрос 28. Методология анализа политических рисков IHS Energy Group
Индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, разработанный IHS Energy Group, является составным и включает три различных показателя, взятых с различными весовыми коэффициентами:
• Политические риски с весом 0,60;
• Социально-экономические риски с весом 0,20;
• Коммерческие риски с весом 0,20.
Весовые коэффициенты, приписанные показателям, отражают их способность влиять на обстановку в нефтегазовой отрасли страны. Сами показатели являются взвешенными средними рангов, присвоенных по пятибалльной шкале (0 характеризует минимальный риск, 5 – максимальный) 11-ти переменным, характери-зующим риск в нефтегазовой отрасли, которые сгруппи-рованы соответствующим образом. Баллы для каждого из трех показателей вычисляется по следующей формуле:
Переменные, используемые для составления трех показателей, непосредственно влияют на инвестицион-ный или операционный климат в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В случае с теми из них, которые оцениваются субъективно, то есть с качественными переменными, используются данные, собираемые посредством опросов, проводимых среди лиц, хорошо знакомых с данной страной, таких как: политологи, экономисты, эксперты по данной отрасли и те, кто в ней в настоящее время работает. Количественные экономические данные берутся из легкодоступных источников, таких как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Значения весовых коэффициентов при переменных основываются на значимости этих показателей, или на их способности влиять на деловой климат в отрасли.
Индекс политических рисков (весовой коэффициент 0,60)
Показатель политических рисков состоит из 4-х переменных, которые, как правило, являются базой оценки политических рисков на макро-уровне:
• Война и внешние угрозы, включая конфликты по вопросам суверенитета и оспаривание границ (вес – 0,10);
• Гражданские волнения и недовольства трудящихся, включая забастовки, протесты и демонстрации против правительства (вес – 0,25);
• Внутреннее насилие, такое как бомбардировки, террористические акты, похищения, партизанские войны низкой интенсивности и преступность (вес – 0,35);
• Нестабильность режима, основанная на оцененном риске перемены власти в связи с запланированными выборами или непредвиденными обстоятельствами, такими как переворот или смерть действующего лидера (вес – 0,3).
Индекс социально-экономических рисков (весовой коэффициент 0,20)
Показатель включает четыре социальных и экономических фактора, которые могут негативно сказаться на инвестиционном климате страны:
• Экономическая нестабильность, оцениваемая по финансовым результатам, ликвидности активов и экономической устойчивости страны (вес – 0,25);
• Энергетическая уязвимость, оцениваемая по спросу и предложению на энергоносители, зависимости от импортируемой нефти и доли импорта нефти во всем экспорте в страну по стоимости (вес – 0,20);
• Природоохранная деятельность государства, оцениваемая по уровню активности противников разведки месторождений со стороны лобби от защитников окружающей среды (вес – 0,30);
• Этнолингвистическая фракционность, оцениваемая по уровню недовольства и угрозы индустрии со стороны напряженных отношений между различными этническими, религиозными и лингвистическими группами (вес – 0,25).
Индекс коммерческих рисков отрасли (весовой коэффициент 0,20)
Индекс определяет конкретные риски, не являющиеся ни политическими, ни экономическими по происхождению, но, тем не менее, порождающие операционные ограничения:
• Ограничения, затрудненность инвестирования со стороны иностранных нефтяных компаний, порождаемые санкциями, конфликтами по вопросам суверенитета и границ государства, интересами оппозиционных групп или позицией правительства (вес – 0,35);
• Репатриационные ограничения и ограничения конвертируемости: ограничения на свободное распределение прибылей и/или ограничение возможности обмена валют (вес – 0,25);
• Угроза неблагоприятных изменений в условиях договора или налогообложения: угроза непредвиденных негативных изменений (вес – 0,40).
Таким образом, каждому из факторов присваивается значение от 0 до 5 баллов, согласно наблюдаемому фактическому или оцененному уровню. Затем присвоенные значения, умноженные на соответствующий весовой коэффициент, суммируются. Значения по трем отдельным индексам характеризуют уровень соответствующих рисков в стране, причем 0 означает минимальный риск, а 5 – максимальный. Наконец, чтобы получить итоговое значение, то есть индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, необходимо просуммировать полученные три показателя, умноженные на соответствующие веса.
Конечно, эта методика, как, впрочем, и все остальные, неидеальна: любая схема построения индексов на основе неквантифицируемых данных вызывает определенные трудности. Прежде всего, любая попытка построить какой-либо индекс требует построения обобщенных оценок, что неизбежно ведет к сжатию информации. Независимо от схемы присваивания весов при составлении обобщенного рейтинга, значимость индивидуальных факторов подавляется, а связи между этими факторами размываются. Еще более важно, что хотя построение индекса и позволяет установить основу для сравнения стран между собой, он не проливает света на ситуацию в отдельно взятой стране.
Независимо от того, как тщательно подбираются переменные или категории риска, отдельные характеристики риска будут разниться от страны к стране, даже если обобщенный рейтинг будет одинаковым. И, конечно же, потенциально всегда может возникнуть несогласие с выбором весовых коэффициентов и полученными рейтингами ввиду их субъективности. Тем не менее, консультирование по программе «Экономических и политических решений в нефтегазовой отрасли» компании IHS Energy Group предоставляет клиенту возможность самому присваивать веса, если он сочтет это необходимым.
Методика индексирования компании IHS Energy Group, специализирующейся на анализе политических и страновых рисков в нефтегазовой отрасли, позволяет сравнивать страны по уровню политического риска, а также по уровню социально-экономических и коммерческих рисков, непосредственно связанных с политической обстановкой. Как и многие другие, методика имеет слабые стороны, такие как субъективизм в оценке неколичественных факторов, однако привлечение заинтересованной стороны, то есть клиента, к распределению весов факторов, позволяет расставить акценты таким образом, чтобы конечный результат удовлетворял потребностям данной конкретной фирмы.
Вопрос 31. Сценарный анализ.
Сценарный метод, разработан американским публицистом Питером Шварцом и описан им в его известной книге «Искусство долгосрочного прогнозирования» (The Art of the Long View).
Peter Schwartz. The Art of the Long View: Planning for the Future in an Uncertain World, 1991, 258 pp.
Перспективность этого относительно нового направления в оценке рисков неоднократно отмечалась представителями делового мира.
Для эффективной оценки политических рисков важна разработка сценариев развития событий в стране, а также знание ее ключевых фигур, политических приоритетов и базовых экономических показателей. Такой комплексных подход позволяет выбрать оптимальную стратегию минимизации политических и экономических рисков. По мнению Питера Шварца, умудренные опытом инвесторы должны проводить оценку рисков на самых ранних этапах инвестиционных проектов с тем, чтобы влиять на динамику политических рисков, а не быть их пассивными статистами.
«Сценарный» метод Шварца представляет собой попытку откликнуться на запросы, сформулированные бизнес сообществом. В мире растущей неопределенности сценарии позволяют предвосхитить и повлиять на ход развития определенных процессов для организации более эффективного планирования. Построение сценариев, по мнению Шварца, позволяет преодолеть неверие в возможность заглянуть в будущее, примиряя нас с мыслью о том, что события могут развиваться согласно определенной логике. А это дает возможность подготовиться к такому повороту событий, который на первый взгляд представлялся далеким от очевидного.
Шварц оговаривается, что не следует сужать пространство анализа до какого-либо одного сценария, в надежде, что реализуется именно он. Большую пользу принесет разработка стратегических решений, учитывающих по возможности большее количество сценариев. Таким образом, цель «сценарного» метода –изменение восприятия окружающей действительности и, в конечном счете, пересмотр оценок потенциальных рисков.
Ярким проявлением «художественного начала» в «сценарном» методе Шварца является его форма – это, как правило, сюжетные истории. Такую форму исследователь оправдывает тем, что на будущее большое влияние оказывают человеческие представления, верования, мечты и прочие формы художественного восприятия, и только такая форма в состоянии передать их надлежащим образом. Вместе с тем процесс оценки рисков по методу Шварца подчинен строгим правилам. Он разбит на несколько этапов, которые включают, в частности, формулировку сценариев, выявление наиболее адекватных из них, идентификацию ключевых для каждого сценария факторов, учет которых необходим при принятии решений по минимизации потенциальных рисков.
В рамках данного метода предлагается строить сценарии по трем основным направлениям:
• незначительное улучшение текущего положения (more of the same, but better);
• значительное ухудшение ситуации (worse – decay and depression);
• коренные положительные изменения (different but better – fundamental changes).
Рекомендуется воздерживаться от рассмотрения какого-либо одного сценария как наиболее вероятного. Ведь цель метода заключается не в том, чтобы дать четкую картину будущего, а в том, чтобы выявить самые общие тенденции и процессы и учесть их при выработке решений.
Продуктивность такого подхода Шварц подтверждает целым рядом реализовавшихся прогнозов. Так, в 1983 г. при оценке экономической рентабельности проекта по добыче природного газа на норвежском шельфе Шварц конструирует сценарий, в рамках которого предвосхищен упадок советской системы под грузом экономических и демографических проблем и подчеркивается будущая определяющая роль России на мировом рынке энергоносителей. В равной степени впечатляющим является созданный примерно в то же время сценарий под неожиданным названием «Глобальный тинэйджер» (Global Teenager), в котором предугадывались такие реалии сегодняшней цивилизации, как интенсивное взаимопроникновение культур, трансграничные миграционные потоки и повышение роли образования.
В настоящее время пользуется большой популярностью сценарный метод анализа рисков предприятия в целом и в частности политических рисков. Метод в общем случае реализует алгоритм, состоящий из восьми шагов.
Шаг 1. Определение ключевых стратегических направлений и/или вопросов
Прежде всего, необходимо провести стратегический анализ внешней и внутренней сред организации. Наиболее распространенными инструментами такого анализа являются SWOT и PEST-анализ.
SWOT-анализ является весьма универсальным аналитическим инструментом, областями которого могут быть стратегический анализ, общий и целевой тактический анализ, функциональный анализ и т.д.
Технически такой анализ сводится к правильному заполнению приведенной ниже таблицы.
По правилу анализ проводится в два этапа. На первом этапе сначала заполняется квадрант «Возможности», а затем – «Угрозы». На втором этапе – сначала «Сильные стороны», а затем – «Слабые стороны».
К особенностям целевого SWOТ-анализа при исследовании внешней среды организации относятся следующие.
Во-первых, необходимо строго соблюдать указанную последовательность этапов, то есть первым должен быть анализ «возможности / угрозы».
Во-вторых, анализ сильных и слабых сторон организации на втором этапе желательно увязывать с соответствующими результатами, которые были выявлены и зафиксированы на первом этапе.
В-третьих, в случае коллегиального анализа лучше всего, чтобы все зафиксированные в таблице позиции были прочитаны вслух каждым участником анализа. При этом те позиции, с которыми согласны все или существенное большинство участников, можно выделить как уже достигнутый результат анализа; а позиции, по которым возникли противоречия, то есть своего рода отклонения, подвергнуть дополнительному аналитическому обсуждению.
В результате проведения SWOT-анализа должна быть получена информация о внешней среде и внутренней организации компании, что и требуется для первого шага сценарного метода.
Другой инструмент анализа внешней среды – PEST-анализ. PEST – этоаббревиатура четырех английских слов: Р – Policy – политика, Е – Economy – экономика, S – Society – общество (социум), Т – Technology – технология.
Из названия метода видно, что среди бесчисленного множества факторов, характеризующих воздействие внешней среды на организацию, PEST-анализ выделяет 4 основные группы. Это означает, что данным инструментом стратегического анализа исследуются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации.
Политический фактор внешней среды должен изучаться в первую очередь, так как главный политический вопрос – это вопрос о власти. А центральная власть регулирует механизм обращения денег в государстве, а также ряд других ключевых условий получения основных ресурсов для деятельности любой организации.
Анализ экономического аспекта внешней среды организации позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются основные экономические ресурсы. Для большинства конкретных организаций это является важнейшим общим условием их деловой активности.
Социальная компонента внешней среды в наибольшей степени связана с формированием потребительских предпочтений населения. Этим, как правило, и определяется ее особое значение при анализе возможного спроса на продукт организации в стратегической перспективе. Значение технологического фактора внешней среды представляется тоже почти очевидным. В современных условиях быстрых технологических изменений перед любой организацией стоит постоянная угроза потери рынка продукта из-за его вытеснения технологически более совершенным продуктом.
После проведения анализа внешней и внутренней сред компании можно приступать непосредственно к разработке сценариев. Команда разработчиков сценариев, во-первых, проводит специальное целевое исследование на предмет точного определения конкретного перечня всех возможных ключевых направлений развития бизнеса в связи с каждым из направлений изменения факторов, выявленных при проведенном ранее анализе. Во-вторых, анализируются все ключевые стратегические решения, которые организация собирается принять с учетом разрабатываемых сценариев.
Шаг 2. Установление ключевых факторов ближней внешней среды
Под ближней внешней средой понимается совокупность внешних факторов, непосредственно влияющих на деятельность компании.
На данном шаге происходит фиксация и анализ тех ключевые факторов из ближней внешней среды организации, которые определяют успех или неудачу по каждому из направлений, установленному на шаге 1, а также факторы, предопределяющие ответы по выявленным на шаге 1 стратегическим вопросам. Такие факторы устанавливаются по ресурсам ближней внешней среды организации, по ее потребителям и, конечно, по конкурентам.
Основной вопрос, на который в каждом сценарии должен даваться четкий ответ, следующий: что по каждому вопросу шага 1 должны знать менеджеры организации, которые принимают стратегические решения, чтобы делать осознанный выбор того или иного варианта решения.
Шаг 3. Определение ключевых факторов дальней внешней среды
Под дальней внешней средой понимается совокупность факторов, влияющих на деятельность организации опосредованно через факторы ближней внешней среды.
На третьем шаге необходимо выявить и детально проанализировать ключевые факторы дальней внешней среды организации, которые определяют действие факторов, установленных на шаге 2. Речь идет о факторах и тенденциях уровня PEST-анализа внешней среды организации. Причем на этом уровне должны быть определены все ключевые факторы, влияющие на данную конкретную организацию именно через факторы шага 2.
На шаге 3 очень важно установить, что конкретно по ключевым факторам дальней внешней среды в будущем произойдет обязательно, а что может произойти случайно.
В исследовательском плане данный шаг — один из самых интенсивных и сложных.
Шаг 4. Ранжирование по важности и степени неопределенности
Проводим четкое ранжирование всех факторов, полученных на шаге 3 и шаге 2 по двум критериям. Первый критерий – это важность каждого фактора для принятия стратегических решений уровня шага 1. Второй критерий – степень неопределенности по факторам уровней шага 3 и шага 2 для решения стратегических вопросов уровня шага 1. Основная задача шага 4 – это определение основных факторов по каждому критерию, т.е. 2-3 факторов, которые являются самыми важными, и 2-3 – самых неопределенных факторов. Сценарии не могут различаться по предопределенным факторам, так как во всех сценариях такие факторы действуют одинаково, однако все они будут различны по факторам и тенденциям, которые выявлены на шаге 4.
Шаг 5. Выявление логики каждого сценария
Результатом данного шага должны стать так называемые «логические стержни», т.е. альтернативные логики развития каждого сценария.
Цель шага 5 состоит в том, чтобы в соответствии с разными логическими стержнями выйти на относительно небольшое число сценариев, которые являются действительно существенно разными по критерию содержания решений, принимаемых по стратегическим вопросам уровня шага 1.
При удачной разработке различных сценариев они должны показывать положительные результаты, то есть определенный бизнес-успех от принятия соответствующих стратегических решений уровня шага 1.
При любом уровне неопределенности разных сценариев должно быть не много, в идеальном варианте — не более четырех.
В рамках каждого сценария динамический аспект логики его развития определяется как особенный, так называемый «сценарный драйвер».