Ограничения и проблемы в фокус групповом исследовании
Несмотря на отчетливые преимущества использования фокус-группового метода исследования, он также имеет свои ограничения и проблемы. Главным образом они возникают из эффектов группового взаимодействия. На самом деле, вероятно вы будете иметь множество осложнений в процессе управления групповой дискуссией, и терять контроль над результатами, в отличие от ситуации интервьюирования один на один.
Во-первых – один или два члена группы могут начать доминировать в дискуссии, при этом склонять её в другом направлении при условии податливости остальных членов группы.
Подобным образом, групповое давление может искажать выражение индивидуального мнения. Некоторые участники могут сомневаться при выражении мнения, если они чувствуют, что оно отклоняется от групповых ожиданий, либо они будут осуждены и изгнаны другими членами группы. В результате участники могут сдаться со своей критической позицией перед взглядами других членов группы и может возникнуть конформность в мышлении и сходные ответы (Carey and Smith, 1994). Следовательно, в групповом интервьюировании участники действуют друг на друга. Однако, основной причиной, по которой исследователи выбирают метод фокус-группы, является именно социальная динамика группы, выступающая как важная часть интереса исследователей, и обычно не рассматриваемая как проблема. Так происходит от того, что взаимодействие между участниками освещает допустимые пути обсуждения объекта равно как и те, о которых следует умалчивать(Moisander and Valtonen, 2006).
Целостная атмосфера группового обсуждения лицом к лицу некоторым участникам может показаться слишком искусственной. Беспристрастный, объективный климат некоторой обстановки может превратить честную, естественную беседу в неприятную в некоторых случаях. По этой причине важно удостовериться, что вы выбрали подходящее помещение и обстановку для ваших сессий интервью, где участники будут чувствовать себя комфортно. Однако, исследователи изучающие связи с общественностью и маркетинговые коммуникации в культуральном аспекте полагают, что хотя конкретные люди, участвующие в фокус группах, могут быть оторваны от своей естественной культурной среды, это не будет означать, что их рассуждения будут «неестественными» или искаженными. Наоборот, культуральные исследователи придают большое значение тому, как различные утверждения продуцируются в различных контекстах (Moisander and Valtonen, 2006).
Стиль модерирования также может вносить свой вклад в искажение. И хотя исследователи стараются не выражать своей пристрастности при проведении фокус-групповых исследований, иногда все же этого сложно избежать. Особые отношения с отдельными людьми, одобрительный кивок в ответ на нечто вами одобряемое, либо недостаток поощрения неожиданных или неприветствуемых ответов, может исказить ход интервью. Вдобавок, агрессивный, конфронтационный стиль ведения дискуссии может победить участников высказывать всё что угодно, как им кажется, что вы хотите слышать, дабы избежать нападки. Или если вы решили «прикинуться дурачком», участники могут отказаться высказываться, так как будут считать, что вы манипулятор и нечестный человек. Таким образом, ваш стиль, жестикуляция и выражения лица должны контролироваться вами так, чтобы показывать членам группы ваше безоценочное отношение и уважение точек зрения всех участников.
Если группа состоит из участников, которые неспособны вербализовать свои чувства и мысли, вам будет сложно разгонять групповое взаимодействие, и также получить хорошие данные. Одной из причин того, что некоторые участники чувствуют скованность при выражении
своего вклада в групповую дискуссию, может являться то, что у членов группы несопоставимые уровень образования. Merton и King (1990) подчёркивают важность образовательной однородности группы, потому что когда образовательный статус участников значительно различается, некоторые участники боятся высказываться или даже могут быть заставлены замолчать. Сходный образовательный уровень (и иногда социальный статус тоже) является фактор, который необходимо брать в расчет, когда определяется состав групп. В некоторой степени это преодолимо в онлайн-исследованиях, так как поскольку участники в состоянии выражать себя посредством клавиатуры, это может снимать различия в статусе.
Конфликты и конфронтации, происходящие в групповом интервью не являются редкостью. Но при этом, конфронтация может вести к стимулированию оживленных дебатов, а конфликты к получению богатых данных, они также могут быть разрушительными. В интернет-интервью конфликты могут выражаться в «поджигательстве», включающем в себя личные оскорбления, грубость и дурной язык. Это влияет не только на внутригрупповой раппорт, но и некоторые участники могут впоследствии удалиться из онлайн обсуждения. До тех пор, пока вы не станете опытным модератором с умением чувствовать атмосферу в группе маловероятно, что вы сможете конструктивно снимать напряжение в процессе фасилитации дискуссий онлайн или лицом к лицу
Хотя несложно назначать встречи для индивидуальных интервью при проведении интервью один на один, но если вы координируете людей для группового интервью, это более сложная задача. Не все, кого вы пригласили будут присутствовать, но все равно вы должны двигаться вперёд в обсуждении, даже если пришло немного человек.
Запись протокола сессий интервью в традиционном интервью может быть намного сложнее, так как у всех разные голоса, а также то расстояние, на котором они расположены от микрофона определяет ясность их вклада. Потому, делать заметки на полях прямо во время или сразу после сессии интервью – хорошая идея.
Дальнейшие проблемы, которые связаны в особенности с исследованием фокус-групп онлайн включают, в первую очередь, сложность понимания того, насколько участники правдиво представились о себе. Невозможно сказать кто сидит пред экраном монитора, что это ни кто-то вместо участника сидит за него.
В некоторых случаях сложно создать групповую динамику в компьютерно-опосредованной коммуникации, так как участники читают с экранов монитора, вместо того, чтобы взаимодействовать вербально и невербально. Видеоконференция рассматривается как способ преодоления этой трудности. В онлайн фокус группах наблюдается общий недостаток получения эмоциональной информации (Heckman, 2000), и конструирующей группу атмосферы, появившейся из языка тела, тона голоса и группового взаимодействия. Использование эмотиконов (смайликов – курсив мой) позволяет в некоторой степени преодолеть эту проблем (такой например, как «счастливое лицо» - J) или использование больших букв чтобы показать крики или фрустрацию). Однако это должно быть «искусственно» предоставлено участниками взамен естественному проявлению в дискуссии.
Вовлечение большого количества участников в онлайн фокус группы может привести к дискуссии, которая потеряет свою направленность; иногда много нитей беседы создают трудность следования за ними для участников. В результате дискуссия может оказаться поверхностной по содержанию, поскольку «вереница» мыслей будет утеряна, или вводимые ключевые сведения будут пропущены, так как участники будут сфокусированы на ключевых моментах их собственных
комментариев, либо по причине того, что дискуссия продвигается слишком быстро (Mann and Stewart, 2000; Gaddis, 2001).
Интернет фокус-группы будут эффективны лишь в том случае, когда участники имеют доступ и комфортно пользуются технологиями. Если вы хотите получить свободные и ясные комментарии, вам необходимо подобрать людей, имеющих опыт общения на интернет-форумах.
Наконец, в традиционных форумах участники не могут делать того, что будет освобождать их от необходимости слушания и участия, поскольку они заперты в комнате для интервью на все протяжение сессии. В реальном времени, в онлайн среде, вы не можете быть уверены, что участники не заняты чем-либо еще, что может снизить их концентрацию, например – просмотр ТВ, чтение книг или обед во время того, как длится сессия (Greenbaum, 2000). Будет ли это составлять для вас проблему зависит от целей вашего исследования.
Выводы
· В фокус-групповом исследовании несколько небольших групп людей интервьюируется одним или двумя модераторами для того, чтобы выяснить точки зрения участников, чувства, мысли относительно определенной темы или проблемы.
· Роль фасилитатора заключается в поощрении группового взаимодействия членов группы и контроль за тем, чтобы дискуссия была сфокусирована на теме исследования.
· Стимульный материал и проективные техники также могут быть использованы для «подогревания» дебатов.
· Различные типы групп бывают «уже сформированные» или «сформированные исследователем», гетерогенные или гомогенные. Различные типы проблем соответствуют определенному типу группы.
· Время является важным фактором в интернет-исследованиях. Фокус группы могут проходить в режиме реального времени или не в режиме реального времени, или в протяженном временном режиме.
· Сильные стороны метода фокус групп также могут обернуться и ограничениями, особенно в отношении их интерактивной природы, множества вовлеченных голосов и вытекающих отсюда групповых эффектов.