Профилактика молодежного экстремизма
По мере расширения и углубления реформирования общества, значительная часть населения, в том числе молодёжи, постепенно отходит от первоначальной поддержки перемен, занимая пассивную позицию или даже позицию активного неприятия. Отчасти это объясняется логикой преобразований, начало которым кладется «сверху» и не имеет необходимого политического понимания, базиса экономического подкрепления со стороны широких масс народа, осуществляется посредством «шоковой терапии», игнорирующей социальную защиту населения. От этого страдают многие и в первую очередь дети и юношество. Молодёжная политика государства, как правило, оказывается свёрнутой или принимает декларативный характер, не обеспечивается организационно и финансово. Отсутствует структура социальной помощи молодёжи. В результате наблюдаются глубокие деформации в образе жизни молодого поколения и негативные процессы в социализации и воспитании. Отрицательные явления отмечаются в демографическом, социально-экономическом, социально-психологическом, в нравственном параметрах жизнедеятельности подростков и особенно молодежи. Фиксируются интенсивный рост преступности, попытка объединения отдельной части молодёжи в экстремистские группировки. В результате чего молодёжь не становится ни активным субъектам экономической и политической жизни, ни объектом общественного воспроизводства.
В таких условиях первостепенное значение приобретает работа по профилактике экстремисткой деятельности. Эта работа должна быть подчинена предупреждению экстремисткой деятельности как негативного явления, предупреждению формирования противозаконного поведения.
Основные принципы работы по профилактике молодёжного экстремизма:
· учет интересов всех групп и слоев населения;
· конкретность и целеустремлённость;
· оперативность и непрерывность;
· единство организаторской и идеологической деятельности.
Эти принципы реализуются в органической связи, диалектическом единстве и взаимообусловленности. На первый план выдвигается деятельность по организации воспитательной работы с молодёжью. В этой связи представляется необходимым постоянное изучение:
- реальных жизненных интересов, способностей, уровня информированности, мировоззрения и нравственных качеств молодёжи;
- реальных различий и противоречий между жизненными целями и их интересами, задачами общественно-политической деятельности молодёжных коллективов;
- реального общественного мнения молодёжи по проблемам распространения экстремизма.
Чрезвычайно-актуальной задачей на сегодняшний день становится организация мероприятий по профилактике и противодействию распространения экстремизма. Успех данных мероприятий зависит в первую очередь, от выполнения следующих условий:
- пересмотр устаревших формальных методов воспитательной работы с молодёжью.
- детальное изучение и знание приёмов ведения пропаганды экстремистскими группировками;
- тщательное изучение психологического состояния молодёжи. Особое внимание необходимо уделять лицам «группы риска»;
- тесное сотрудничество с социально-позитивными общественными организациями.
А какова правовая база деятельности в данной области?
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Очевидно, что этот запрет направлен прежде всего против организационно оформленных экстремистских и сепаратистских движений, террористических организаций, ибо от них исходит угроза конституционному строю в федеративном, многонациональном и многоконфессиональном государстве.
Основными нормативными документами можно назвать Федеральный закон № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г., который определил, что противодействие экстремистской деятельности должно осуществляться по направлениям:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, общественных объединений, иных организаций, физических лиц.
В августе 2001 года Постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе в 2001-2005 г.г.». Данное Постановление имеет особое значение, так как формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им имеют для многоконфессиональной и многонациональной России особое значение. Оно обусловлено сохраняющейся социальной напряжённостью в обществе продолжающимся межнациональными и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма[25].
Как уже отмечалось ранее, экстремизм – явление социальное, а потому повышается роль общественных организаций в его профилактике; он должен искореняться своевременными усилиями государства и других институтов гражданского общества.
Концепция государственной национальной политики РФ, утвержденная Указом президента РФ от 15 июня 1996 года, относит к числу неотложных задач, стоящих перед РФ и обществом:
- выработку государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
- объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними.[26]
В качестве важного механизма реализации концепции образована общероссийская организация “Ассамблея народов России”, приоритетами деятельности которой провозглашены:
- достижение межнационального мира и защита граждан от любых форм дискриминации по этническому признаку;
- обеспечение культурного развития и сотрудничества народов на основе сохранения их национальных традиций, самобытности, языков и культур, взаимообогащение и приумножение национальных ценностей;
- развитие национальных школ и высшего образования как важнейших элементов сохранения и развития этносов;
- укрепление духовного единства народов России[27].
В 2001 году была принята Хартия Ассамблеи народов России “О гражданских правах народов Российской Федерации”. В ней говорится, что для ликвидации предрассудков национального неравноправия государство и его институты гражданского общества должны применять все меры пресечения за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина по расовому, национальному, религиозному, языковому признакам, за возбуждение национальной, расовой или религиозной розни.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года утверждено ”Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”. Этот документ, безусловно, имеет явно выраженный профилактический характер и направлен на лишение экстремистских организаций и отдельных экстремистов финансового обеспечения и материального снабжения. Россия совместно с международным сообществом участвует в борьбе с проявлением экстремизма и терроризма, приняв к исполнению перечень организаций и физических лиц, участвующих в экстремистской деятельности, в отношении которых приняты решения суда и других компетентных органов иностранных государств.
В июне 2001 года в Шанхае ( КНР) состоялась встреча глав государств и правительств стран - членов ШОС (Шанхайская организация сотрудничества: Казахстан, КНР, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). По ее итогам была принята Шанхайская конвенция «О борьбе с терроризмом и экстремизмом». Такое сотрудничество для профилактики экстремизма и терроризма, безусловно, важно, так как до сих пор не удавалось полностью перекрыть каналы поступления преступным группам оружия, боеприпасов и материальных средств.
Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года, признавая политическое многообразие в Российской Федерации, запрещает использование в качестве названий политической партии наименования, способные оскорблять национальные, расовые и религиозные чувства. Запрещается также использование политической партией символики, оскорбляющей или порочащей государственный флаг России и других субъектов Российской Федерации или иностранных государств. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 года определяет, что основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве могут стать выступления за насильственное изменение конституционного строя РФ и иные действия, создающие угрозу безопасности РФ.
Некоторые положения, направленные на противодействие экстремизму, содержатся также в Федеральном законе “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 года, в законе Российской Федерации “О милиции” от 18 апреля 1991 года, а также в законе Российской Федерации “О средствах массовой информации” от 27 декабря 1991 года.
Правовой основой обеспечена и борьба с проявлениями фашизма. Такие нормы содержатся в соответствующих статьях 24 и 29 глав особенной части уголовного кодекса. При определенных условиях они могут применяться и в борьбе с крайними проявлениями политического экстремизма, направленными на подрыв основ конституционно строя, против общественной и государственной безопасности. Среди них достаточно перечислить лишь некоторые: ст. 208 ”Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем”, ст. 214 “Вандализм”, ст. 280 “Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации”, ст. 282 “Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды ” и другие. Предполагается, что динамика совершенствования законодательства и правоприменения не должна отставать от эскалации этого особо опасного явления.
В марте 2002 года в Санкт-Петербурге проходил межпарламентский форум по борьбе с экстремизмом и терроризмом, в котором приняли участие около 900 представителей Европарламента, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентского союза, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ПАСЕ и других международных институтов. По итогам его работы была принята Декларация участников форума. В ней определены положения по укреплению законодательства в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также меры по противодействию финансированию экстремистских и террористических организаций.
В апреле 2005 года в Санкт-Петербургском Университете МВД РФ прошла международная научно-практическая конференция на тему: “Противодействие политическому и религиозному экстремизму в органах внутренних дел”. По итогам работы конференции приняты рекомендации по формам, методам и направлениям организации работы с личным составом ОВД по профилактике экстремизма. Основными субъектами, на которые возложена задача борьбы с экстремистскими проявлениями в пределах своей компетенции являются ФСБ, МВД, МО. Для координации их взаимодействия создаются антиэкстремистские форумы и комиссии на федеральном и региональном уровне.
Профилактика экстремизма, а вместе с ним сепаратизма и терроризма, является частью социального управления в российском обществе, развития гражданско-правовой активности граждан и общественных объединений, обеспечения законности и справедливости всех акций по профилактике.
Таким образом, экстремизм стал распространенным явлением жизни. Столь масштабное проявление экстремизма на рубеже веков в значительной степени обусловлено тем, что складывавшаяся веками и достигшая своей вершины модель мирового развития требует существенной модификации. Своевременное осуществление ее в каждой стране, с учетом ее исторических, национальных, культурных и иных особенностей, должно сопровождаться также основательной работой с молодежью, которая будет определять будущее любого общества.