Культура стран северной европы

В XVI — HAЧAЛE XVII в.

Страны Северной Европы не имели «своего» античного прошлого. Но и в их истории выделяется период Ренессанса: с рубежа XV—XVI до второй половины XVII столетия. Это время отмечено увеличивающейся ролью стран Северной Европы в европейской политике и важными преобразованиями в политической и религиозной жизни самого региона; оно выделяется и необыкновенно ярким взлетом культуры. Ренессансные идеалы в той или иной мере проникали в разные сферы жизни общества, постепенно изменяя ее стиль и менталитет народа.

В XVI в. великой державой европейского Севера была Дания. Она обладала самой обширной за свою историю территорией, в том числе Норвегией, Исландией, южными областями Скандинавского полуострова (с важнейшими проливами из Балтики в Северное море), Шлезвигом, островом Готланд.

Дании противостояла Швеция, включавшая в свой состав и Финляндию, — «страна бондов», с обширным свободным крестьянством, более традиционная по культуре, чем Дания. На протяжении XVI и XVII столетий обе державы боролись за преобладание на Балтике: Дания стремилась отстоять свою гегемонию и вернуться к унии со Швецией под своим главенством, Швеция — сохранить свою независимость и получить преобладание в Северной Европе. В результате нескольких войн между этими странами и их вмешательства в 30-летнюю войну проиграла Дания, которая понесла весьма ощутимые территориальные и материальные потери. Швеция в середине XVII в. вступила в период своего великодержавия. Но весь XVI и первая половина XVII в. прошли в обеих странах под бременем тяжелых налогов и рекрутчины, что обостряло общественные противоречия раннего нового времени. Успехи купечества, торговли, мануфактур и мореплавания не сломали феодальную социальную структуру стран Северной Европы, преимущественно аграрный характер их экономики. Для всего ренессансного периода в Скандинавии были характерны резкие контрасты между роскошью верхов и нищетой народа, обширным строительством, которое предпринимали амбициозные абсолютные монархи, и их разрушительными войнами. Приметой времени стали частые народные бунты.

Ренессансный период в регионе был заполнен и церковно-религиозной борьбой, сопровождавшей «Реформацию сверху» или «королевскую Реформацию», решительно введенную актами Густава Вазы в Швеции (1527—1544) и Кристиана III в Дании (1536) при поддержке широких слоев населения. Введение лютеранства и реорганизация церкви были обусловлены прежде всего политическими и фискальными целями: борьбой против папства и ненавистного монашества, требованием национальной церкви, поддерживающей правительственный курс, и при этом «дешевой». Ее богатствами могли бы воспользоваться и воспользовались корона, дворянство, патрицианская верхушка бюргерства. Однако утверждение лютеранства растянулось в регионе на полстолетия, а сопротивление прокатолических групп длилось и того дольше. Важно и другое обстоятельство. Большинство скандинавских реформаторов принадлежало к числу не строго ортодоксальных лютеран, а сторонников Филиппа Меланхтона — «филиппистов». Это порождало борьбу в самом протестантском и гуманистическом движениях, причем правительство поддерживало ортодоксальное лютеранство. К середине XVI в. разногласия между «строгими» лютеранами и приверженцами Меланхтона (и Буцера) порой оказывались сильнее, чем между лютеранами и папистами.

В северном Ренессансе можно обнаружить и общеевропейские, и местные черты. Формирование национального самосознания скандинавов, связанные с этим самоутверждение и патриотические мотивы играли огромную роль в общественных движениях и культуре того времени, в литературе и искусстве. Развивающаяся абсолютная монархия с ее обширным государственным аппаратом и амбициями проявляла широкое меценатство в отношении наук, искусства, образования. Интеллектуальный труд и художественные занятия получили общественнъш престиж. Рост мореплавания и торговли, войны, развитие инженерного дела определили нужду в высокообразованных людях, стимулировали подъем школьного и университетского образования. Носителями ренессансной культуры были люди почти исключительно из дворянских и высших бюргерских кругов. Они входили в международное гуманистическое сообщество ученых, писателей, художников, мыслителей и церковных реформаторов. Среди них были и евангелисты, и паписты, и люди компромиссной конфессиональной ориентации. Столь же типичными были структурная и стилистическая неоднородность северного Ренессанса, его глубокая, внутренняя противоречивость: переплетение традиций и новаций, разрывы между светской и церковной, придворно-аристократической и народной, книжной и бытовой культурами.

Региональной особенностью скандинавского Ренессанса стало его более позднее развитие (особенно в Швеции). Он начался с заимствований из передовых западных стран и представлял собой сложный сплав влияния зарубежных ренессансных образцов с местной, самобытной культурой. Так как начало и развитие Ренессанса совпало в Северной Европе с подготовкой и реализацией Реформации и сопутствующей этому политико-конфессиональной борьбой, значительное место в общественной мысли, в трудах гуманистов заняли философско-религиозные дискуссии, переводы и толкование Библии. А взлет патриотизма, характерный для Скандинавии в XVI в., породил особый интерес к истории своих стран. Многие выдающиеся гуманисты Севера оставили сочинения как богословского, так литературного и исторического характера. В этом смысле в ренессансной культуре Севера можно различить два периода: примерно до середины XVI в. преобладало реформационное влияние в культуре, а со второй половины XVI и в XVII в. усилилось собственно ренессансное влияние: оно проявилось во взлете новолатинской литературы и историографии, в науке, в переводах и школьных программах.

Конкретные особенности северного Ренессанса рассматриваются здесь главным образом на материале Дании, где этот комплекс культурных явлений проявился раньше и отчетливее, чем в Швеции. Норвегия, Исландия и Финляндия в этот период были культурной провинцией.

Наши рекомендации