Понятие и основные идеи законности

Термином «законность» в самом общем виде обозначается позитивное (положительное) отношение к законам в практической деятельности и по­вседневной жизни людей. Причем понятие законности выражает общий прин­цип отношения к праву. Его содержание связано как с поведением граждан, реализующих свои права и обязанности в рамках требований законов, так и с деятельностью государства и его соответствующих органов, формирующих право, издающих законы и обеспечивающих их исполнение.

Когда идет речь о законности, то имеется в виду не исполнение законов как таковых, не деятельность, в рамках которой законы находят свое пре­творение в жизнь, а соответствие практической деятельности законам. По­этому законность можно определять как строгое и неуклонное соблюдение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Исходя из этого, законность можно рассматривать как правовой принцип, как метод — метод реализации госу­дарственной власти, как правовой режим — режим общественной жизни и как систему требований, предъявляемых к личности. Как правовой принцип законность, означает формирование в правосоз­нании людей идеи о целесообразности и необходимости такого реально пра­вомерного поведения всех участников общественных отношений, при ко­тором не оставалось бы места для произвола и фактически достигалась бы всеобщность права, действительная реализация всех субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

В социально-психологическом плане идея законности воспринимает­ся как убежденность в необходимости строго и неуклонно соблюдать Кон­ституцию РФ, ее законы и иные нормативно-правовые акты, а также как уверенность в устойчивости, обязательности и определенности правовых предписаний, в надежности и действенности защиты от правонарушений и произвола. И эта идея осознается и влияет на поведение людей (как простых граждан, так и должностных лиц — представителей государства) лишь при наличии целого ряда условий, к числу которых относятся: пол­нота законодательного урегулирования общественных отношений, стабиль­ность основных правовых институтов, действенность тех или иных право­вых гарантий, равное отношение к любому человеку при применении за­конов независимо от его социального или имущественного положения, неотвратимость юридической ответственности за нарушение требований законов и пр.

Как метод реализации государственной власти законность означает, что все свои функции государство должно осуществлять только правовыми сред­ствами: принятием нормативно-правовых актов и обеспечением их неукос­нительной реализации. При этом государство само и все его органы долж­ны быть связаны изданными ими нормами и строго действовать в их рамках. Как режим общественной жизни законность выступает одним из усло­вий обеспечения упорядочения взаимодействия людей в обществе и озна­чает наличие таких активных реальных нормативных факторов, которые призваны распространять на общественные отношения состояние их юри­дической правомерности, т.е. строгого соответствия поведения людей пред­писаниям правовых норм, реальности и эффективности правового регули­рования и прежде всего в целях обеспечения и охраны прав личности, ог­раждения ее от произвола со стороны кого бы то ни было. И этим же — необходимостью соответствия поведения людей предписаниям правовых норм она характеризуется как система требований, предъявляемых к личности. И эта система тем выше и действенней, чем сильнее и строже государство стоит на принципах приоритета прав и свобод своих граждан и их реальной правовой защиты.




§ 4. Содержание, требование, принципы и гарантии законности

Таким образом, законность можно определить как соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Содержание законности характеризуют две ее стороны: содержательная и формальная. Первая означает наличие правовых, справедливых и научно обоснованных законов, а вторая — необходимость их строгого и неукосни­тельного соблюдения, ибо только наличия даже самых совершенных зако­нов будет явно недостаточно. Когда речь идет о законности и о верховен­стве законов, то имеются в виду, конечно же, не всякие законы и не всякая законность, и именно правовые законы и правовая законность в их противоположности и противопоставлении к антиправовому (т. е. произ­вольным, правонарушающим) законам и соответствующей антиправовой законности. Так, например, в условиях тоталитарного социалистического общества и государства так называемая «социалистическая законность» по сути своей была призвана не только защищать права и свободы человека и гражданина, но и всячески прикрывать произвол антиправового диктатор­ского строя с присущими ему массовыми репрессиями и исключительно силовыми методами государственного управления. При этом законность (социалистическая законность) сводилась к партийно-политической целе­сообразности применения тех или иных правовых норм. А противопостав­лять законность и целесообразность либо отождествлять их попросту нельзя, ибо верховенство законов и целесообразность их применения — это диамет­рально противоположные вещи.

Основными требованиями законности являются:

1) верховенство законов над всеми иными правовыми актами (как нор­мативными, так и индивидуальными);

2) необходимость их единоообразного применения всеми участниками реальных и потенциальных правоотношений независимо от каких-либо ус­ловий (кроме прямо оговоренных в законодательстве);

3) недопустимость противопоставления требований норм законов и це­лесообразности их применения;

4) открытость форм и методов реализации государственными органами и их должностными лицами своих задач и функций, а также наличие реаль­ной возможности обжалования их решений и действий.

Верховенство законов как требование законности означает, что все формы и методы реализации государственными органами, их должностными ли­цами, а также гражданами своей компетенции должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Из­даваемые же компетентными органами в процессе реализации ими своей компетенции правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные) не должны выходить за рамки законов. В противном случае они признаются ничтожными.

Единство правореализации (правоприменения) является одним из важ­нейших требований законности и означает, что на территории Российской Федерации действует единое федеральное законодательство и оно должно иметь единообразное применение со стороны всех государственных органов и их должностных лиц, независимо от того, возникают ли те или иные правоотношения в регионе Центрального, Поволжского или Южного фе­дерального округа. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговорен­ные в законе. Так, например, таможенное оформление и таможенный кон­троль должны вестись единообразно независимо от того, где оно произво­дится: в Ростовской области или, например, в Нижегородской области, поскольку на территории России действует единое таможенное законода­тельство. А вот правовая регламентация организации и деятельности орга­нов местного самоуправления в Ростовской области может несколько отли­чаться от аналогичной в Нижегородской области, поскольку это оговорено законом (законодательство о местном самоуправлении в России формиру­ется как на федеральном, так и региональном уровне). И в то же время они должны соответствовать нормам Закона РФ от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормы которого едины по всей России.

Следующее требование законности — в недопустимости противопостав­ления норм законодательства и целесообразности их применения. Об этом уже говорилось выше, но в то же время нередко на практике возникают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, либо не в полной мере регулируют те или иные обще­ственные отношения и предпринимаются всяческие попытки их «оцелесообразить» на практике. Этого делать нельзя. Законность есть высшая сте­пень целесообразности, и наоборот: в любой ситуации целесообразно сле­довать предписаниям закона. Этому принципу нужно придерживаться.

И наконец, открытость форм и методов реализации задач и функций государственных органов как одно из основных требований законности их деятельности.

Все формы и методы деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением прямо оговоренных в законе случаев (например, осуществление оперативно-розыскных мероприятий в рамках борьбы с теми или иными видами противоправных деяний) должны носить открытый и гласный характер. Любой гражданин (также и представитель предприятия или организации) может беспрепятственно с ними ознако­миться, узнать причину и основания тех или иных принятых по отношению к нему решений (совершенных действий) и в случае несогласия с ними обжаловать эти решения или действия в административном или судебном порядке. И это право закреплено Конституцией РФ и ее законами. Законность имеет и свои принципы, к каковым относятся:

1) всеобщность законности, поскольку требование соблюдать юриди­ческие нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права;

2) гарантированность прав и свобод человека и гражданина, поскольку, с одной стороны, без наличия законности права и свободы не могут быть реали­зованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, а с другой стороны, само наличие и возможность осуществления прав и свобод человека и граждани­на являются показателем состояния законности и демократии в обществе;

3) тесная связь законности с культурой, поскольку, с одной стороны, от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, а с другой стороны, соблюдение норм законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня обще­ства;

4) тесная связь законности и целесообразности, поскольку обход закона под предлогом целесообразности, пользы и выгоды (в том числе и для госу­дарства) недопустим: целесообразность должна быть в строгих рамках закона;

5) презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении пре­ступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступив­шим в законную силу приговором суда (это конституционный принцип).

Для обеспечения законности и последовательного соблюдения всеми уча­стниками правовых отношений ее принципов и требований необходимо на­личие целого ряда определенного рода условий и средств, посредством, ко­торых эти принципы и требования будут последовательно воплощаться в жизнь. В совокупности своей такие условия и средства именуются как гарантии обеспечения правовой законности.

В теории права принято выделять следующие виды гарантий законности: а) социально-экономические, к каковым относятся степень экономи­ческого развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.;

6) политические, к ним относятся степень демократизма конституци­онного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, принцип разделения властей и т.п.;

в) организационные, к каковым относится деятельность специальных государственных органов, контролирующих соблюдение законов и подза­конных актов (прокуратура, суд и пр.);

г) общественно-идеологические, к каковым относятся сложившиеся в стра­не комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства и их профилактикой, а также степень развития правосознания граждан, уровень их нравственного воспита­ния, воспитания в духе уважения к требованиям права и т.п.;

д) специально-юридические, это факторы и условия чисто юридического характера, оказывающие непосредственное воздействие на процесс установ­ления и реального функционирования режима правовой законности с целью предупреждения, пресечения и устранения нарушений требований права.

Первые четыре вида принято обозначать как гарантии законности не­юридического характера, но при этом важно подчеркнуть, что действен­ность всех перечисленных видов гарантий достигается только в их единстве и тесной взаимосвязи между собой.


Наши рекомендации