Понятие и основные требования законности

Законы - средство управления обществом. Но наличие законов, пусть даже и мудрых, совершенных, еще не ведет к установлению законности, - надо, чтобы эти законы всеми и повсюду соблюдались, исполнялись, давали нужный социальный эффект. Конечно, без законов законность немыслима, но одних законов для нее недостаточно. Законы - лишь условие, нормативная основа законности.

Вот почему законность всегда включала в себя две стороны:

- наличие качественных, полноценных законов

- их реальное претворение в жизнь. В России сегодня принято немало хороших, полезных законов, но все дело в том, что они плохо реализуются, оказываются неэффективными на практике. Причины - кризисное состояние общества, низкая правовая культура, юр. нигилизм, высокая преступность, отсутствие материальных ресурсов. Следовательно, необходимо "подтягивать", обеспечивать вторую сторону законности.

В лит-ре неизменно подчеркивается многоаспектность понятия законности, которая может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократ. прав. гос-ва, как метод (средство) осуществления политической власти; как состояние (режим) общественной и гос-ой жизни и т.д." (Н.В. Витрук).

Традиционно подзаконностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общ-х отношений требованиям юр. норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности.

Но по существу, предлагается формула: соблюдай и исполняй, не раздумывая. А это неприемлемо для свободного демократ. общества. Поэтому современная юр. мысль ищет более адекватное определение законности. Речь должна идти не только о соответствии действий субъектов законам, но и соответствии самих законов объективным потребностям развития общества, гуманист. пр-пам.

Как справедливо отмечается в лит-ре (Н.В. Витруком), главный недостаток определения законности состоит в том, что оно не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, правовые, т.е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, (напр. тоталит-е, дискриминационные т.д.). Получается, что соблюдение и этих законов есть законность. С этим согласиться нельзя.

Кроме того, понятие законности должно распространяться и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество. Не должны издаваться законы, ущемляющие права чел. и гр.

Законы призвана уважать прежде всего сама власть. В противном случае законность окажется усеченной, а власть - неправовой.

Таким образом, для раскрытия действительной сущности законности недостаточно одного указания на необходимость соблюдения законов, хотя это и является одним из ее главных компонентов; есть и другие немаловажные составляющие.

В научной лит-ре дискутируют о том, как понимать законодательство - только как совокупность законов или же и всех иных нормативных актов. Ясно, что это имеет прямое отношение к законности. Представляется, законодательство следует трактовать в широком смысле. В противном случае трудно было бы обеспечить режим законности в обществе. Понятие законности должно охватывать собой соблюдение всех юридических норм,. иначе, содержание законности было бы сужено.

Поэтому поиск более четкого определения законности должен быть продолжен.

Состояние законности в современной России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Законы не уважают и не соблюдают, даже Конституцию. Процветает правовой нигилизм. Много нарушений допускается в самой правоохранительной системе. В этих условиях кардинальное укрепление законности, борьба с преступностью, коррупцией становится первостепенной и неотложной задачей.

В местах лишения свободы находится около миллиона человек, и по данному "показателю" наша страна, к сожалению, держит первое место в мире.

Основные принципы (тебования) законности.

Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление. В принципах раскрываются социальное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.

1. Принцип единства. Этот принцип направлен на эффективное противодействие ведомственности, региональному влиянию. Законность, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных зон - "калужской" или "казанской".

Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности не имеют значения местные условия, специфика, ибо такие особенности учитываются в самих законах и иных НПА, издаваемых субъектами Федерации.

К сожалению, сегодня в России фактически нет единой законности, на местах издаются законы и другие НПА, противоречащие федеральному законодательству. Недопустимо, чтобы каждый регион, город, а тем более каждое предприятие имели "свою" (областную, заводскую, республиканскую) законность.

Речь идет о том, чтобы субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали Конституцию РФ, не ущемляли права граждан, интересы гос-ва.

2. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая гос-венная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной заинтересованности (идеологической, политической) недопустимо. В свое время принималась в расчет прежде всего "революционная" или "классовая" целесообразность, позже - "социалистическая". Последствия известны.

Если же закон устарел, отстал от жизни или оказался неудачным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению.

Российская практика последних лет знает немало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе приватизации, во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации. Подобные аномалии встречаются и сейчас. Вообще, чиновники всех рангов обычно руководствуются в своих действиях прежде всего соображениями пользы, выгоды, удобства, а не интересами гос-ва.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Давно подмечено, что соблюдение законов, а стало быть, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько его неотвратимостью.

Закон должен быть не суровым, а результативным. Можно ввести самые драконовские меры "воздаяния за деяния" (что уже не раз было в истории), но если преступники будут оставаться на свободе, если их не будут ловить и судить, то эффективность указанных мер может оказаться.

Именно это и происходит сейчас в нашей жизни. Российское законодательство предусматривает пожизненное заключение за убийства и другие тяжкие преступления. Однако преступность не сокращается, а растет, в том числе увеличивается количество убийств. Раскрываемость правонарушений низкая. Было бы намного эффективнее для утверждения в стране законности, если бы каждый злоумышленник сознавал, что его деяние в любом случае не останется безнаказанным.

Но социологические опросы среди осужденных показывают, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил, что он не будет пойман и наказан.

4. Принцип верховенства закона. Важнейшей чертой любого демократ. правового гос-ва является безусловный приоритет закона над всеми иными НПА. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом.

Верховенство закона объясняется тем, что он является прямым выражением воли народа - единственного источника власти, имеет высшую юр. силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представит-ми) органами. Ни один президент не вправе издавать законы.

Особое место среди законов занимает Конституция как Основной Закон гос-ва. Строгое следование этому основополагающему акту составляет констит-ую законность.

К сожалению, в российской практике очень часто указы, постановления, региональные акты противоречат законам, что неизбежно сказывается на состоянии законности в стране.

Нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, игнорирование конституционных положений - одна из острых проблем, требующих безотлагательного решения.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное.

В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод чел. и гр. - обязанность гос-ва".

В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деят-ть законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

6. Принцип взаимосвязи законности и правовой культуры. Суть данного принципа заключается в том, что законность - отражение общей правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости гос-ва.

Поэтому упрочение законности выступает важнейшим средством поднятия культурного уровня населения, формирования их правосознания. И напротив, повышение культуры общества, всех граждан благотворно сказывается на состоянии законности.

7. Презумпция невиновности. Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым гос-вом. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Правопорядок

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Само это понятие слагается из двух слов "право" и "порядок", весьма точно передающих суть явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями.

Основой правопорядка является правопослушное поведение граждан и их объединений.

Установление твердого порядка и управляемости на всех уровнях властной вертикали является насущной задачей современной России, задачей, без решения которой невозможно дальнейшее продвижение реформ.

В истории России были всякие порядки ("сталинский", например), равно как и разные виды законности ("классовая", "революционная", "социалистическая"). Власть не обременяла себя связанностью правовыми, да и другими нормами. Последствия известны. Но правопорядок немыслим без твердой гос-венности, эффективной власти.

Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного гос-ва, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской преступности, коррупции.

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.).

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

1) они не совпадают по своему происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением чел. общ-ва, то правопорядок зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы;

2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негос-го воздействия; за первым стоит мощь гос-ва, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные НПА всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность.

Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм.

Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение и может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Демократия - не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом, форма народовластия. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто зыбкое и непрочное.

Законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.

Демократия - естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии. Лишь полицейские, тоталитарные, репрессивные режимы (порядки) не нуждаются в демократии. Напротив, она для них - помеха. Именно поэтому данные порядки и называются антидемократическими.

Наши рекомендации