Сущность гражданского общества
Гражданское общество имеет то очевидное преимущество, что оно обеспечивает социальное существование индивиду, гарантируя свободу каждого гражданина, свободу, имеющую своим основанием частную собственность, которая позволила в ходе цивилизационного процесса развить инициативу личности и в итоге сделала человека гражданином правового государства; частная собственность питает силу гражданского общества, способную уравновешивать силу государственной власти, имеющей в своем распоряжении не только управленческий аппарат, но и специальные вооруженные отряды людей — армию, полицию, жандармерию и прочее, на чем, собственно, и основаны автономия гражданского общества и автономия человека — гражданина.
Опыт существования и развития гражданского общества свидетельствует о чрезвычайно высокой работе производительных сил и возможности этого общества посредством специальных институтов обеспечить минимум потребностей каждого индивида. В отличие от коммунистической утопии гражданское общество не обеспечивает практического равенства индивидуумов, оно гарантирует лишь юридическое равенство и, напротив, оно использует неравенство форм жизни для собственного своего укрепления и утверждения, пользуется этим неравенством как стимулирующим средством, возводит социальную лестницу как ярмарочную мачту, на верхушке которой прикреплены материальные блага или приманки для тщеславия, и тем поддерживает в напряжении волю людей.
Выдающийся французский философ-просветитель XVIII в. Жан-Жак Руссо считал, что первый человек, который огородил участок общей земли кольями, сказал «это мое» и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был основателем гражданского общества, т. е. индивидуализированной, частной собственности. Руссо видел трагедию человеческого рода в том, что среди общинников не нашлось другого человека, который, выдернув колья, разоблачил бы этого обманщика, ликвидировал в зародыше частную собственность, принесшую людям страшные бедствия, мучения и горе.
Спору нет, Руссо был прекрасен в своей критике частной собственности (хотя происхождение ее объяснял идеалистически). Но он был прав только наполовину, ибо другая половина истины — исторически прогрессивная, созидательная, цивилизационная роль частной собственности вообще, частной собственности на землю в особенности — осталась для него неведомой. Он не учел того обстоятельства, что природа делает людей различными в зависимости от их сил, разума, темперамента, судьбы. Ошибка Руссо состояла в том, что он представлял себе, что в естественном состоянии люди равны, и полагал, что все причины неравенства кроются в социальной жизни. В действительности причины неравенства лежат в самой природе, и ни один дикарь не находится фактически в одинаковом положении с другими дикарями. У них нет одинаковой ловкости при охоте, нет одинаковой авторитетности в советах, а поэтому они и не достигают равных успехов. Жизнь дикарей находится под влиянием неравенства их способностей к использованию физической среды, в которой они живут, и физических ресурсов, которые эта среда им предоставляет. Жизнь цивилизованных людей в гражданском обществе остается под влиянием неравенства их способностей к использованию одновременно и физической, и социальной среды, в которой они живут. Но среда, если ее рассматривать объективно, находится в обоих случаях одинаково в распоряжении всех.
Прогрессивная роль частной собственности в развитии цивилизации видна в двух срезах общественной жизни: структурном, через отношение «собственник — гражданское общество — государство», и в срезе движущих сил истории через моторизацию человеческой деятельности.
Первый срез помогает понять выражение «мой дом — моя крепость», имеющее не только буквальный, но и обобщающий смысл. Если у человека есть свой «дом», т. е. собственность, и если эта собственность надежно защищена законом, то он обретает уверенность, держит себя с достоинством перед лицом власти любого ранга. Здесь гражданское общество выступает как общество, главным действующим лицом которого является «человек-собственник». Нет, это не элитарное общество Форсайтов, не закрытый аристократический клуб, а демократическое общество тех, кто чем-то владеет: средствами производства, денежным капиталом, акциями, информацией, необходимой людям, интеллектом, генерирующим идеи, наконец, просто рабочей силой. Каждый человек имеет право на собственное дело. Участники такого отделенного от государственной власти общества самостоятельны и независимы друг от друга (или зависимы в пределах достигнутой между собой договоренности). Они сами решают все свои дела, сами рискуют и пожинают плоды риска.
Второй срез как раз и выявляет свойство частной собственности быть могучим стимулом творческой, заинтересованной деятельности человека. Нельзя не видеть, что частная собственность не только разъединила людей на враждебные, антагонистические классы, не только возбуждала в людях алчность, жажду наживы, сделав обычным явлением обман и лицемерие, — это все было и есть, но и пробудила невиданный дотоле интерес людей к развитию производства. Что касается такого следствия частной собственности, как классовая борьба, то она являлась движущей силой исторического прогресса по двум причинам: во-первых, потому, что через революции осуществляла переход от одной формации к другой; а во-вторых, потому (и этот момент надо подчеркнуть особо, так как он ускользал из поля зрения), что способствовала созданию социально-политических условий для формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.