Голосование на президентских выборах

В соответствии с Конституцией, каждый штат получает голоса выборщиков, число которых равно представительству этого штата в Конгрессе. В силу Двадцать третьей поправки (1961 г.) округу Колумбия выделено три голоса выборщиков. Кандидат считается избранным на президентский пост в случае получения им большинства (не менее 270) из 538 голосов выборщиков. Эти голоса подаются выборщиками на собраниях, проводимых 18 декабря в столицах соответствующих штатов (отсюда: Коллегия выборщиков). В Конституции оговаривается, что выборщики от каждого штата «назначаются таким способом, который предписан соответствующей легислатурой». Начиная с середины 1800-х годов, президентские выборщики избираются голосованием населения соответствующего штата. В 50-ти штатах, исключая Мэн и Небраску, преобладает правило «победитель получает все», то есть кандидат в президенты, получивший наибольшее число голосов по штату, получает голоса всех выборщиков этого штата; таким образом голоса, поданные за всех других кандидатов, отбрасываются. Наличие Коллегии выборщиков кажется анахронизмом даже многим американцам. В большой степени именно благодаря Коллегии выборщиков в период выборов 2000 года штат Флорида после Дня выборов (7 ноября) превратился в поле сражения. В ноябре-декабре 2000 года результаты голосования в штате Флорида на президентских выборах были оспорены по причине небывалой близости числа голосов избирателей этого штата, поданных за кандидата в президенты от Республиканской партии Джорджа Буша (George Bush) и кандидата от Демократической партии Альберта Гора (Albert Gore). Поскольку результаты, полученные в остальных 49 штатах, позволили Бушу и Гору получить при подсчете приблизительно одинаковое число голосов выборщиков, ни один из них не мог набрать необходимые 270 голосов без 25 голосов Флориды. Кандидат, который выиграл всеобщие выборы в этом штате, выигрывал также голоса выборщиков Флориды и становился 43-м президентом. Несмотря на то, что по всеобщему мнению Гор имел преимущество по поданным голосам избирателей в национальном масштабе, составлявшее в сумме несколько сотен тысяч голосов, это не играло никакой роли. Роль играли голоса, поданные избирателями во Флориде.Большинство избирательных бюллетеней, поданных во Флориде, считывалось машинами. Однако некоторые голоса не были учтены, поскольку избиратели, пользовавшиеся бюллетенями в виде перфокарт, иногда не пробивали на них нужное количество отверстий или оставляли в отверстии не отделившийся полностью кусочек бумаги (конфетти). Некоторые бюллетени были отмечены только оттисками пробойника вместо отверстий. Машины не распознавали такие бюллетени как действительные голоса. Часть избирателей, по-видимому, вообще не голосовала за президента. Такая же ситуация была и на выборах в других штатах, но никто не обращал внимания на эту проблему, поскольку результаты кандидатов не были настолько близки и ставки не были такими высокими. Отставая всего на несколько сотен голосов (из шести миллионов, поданных по штату), Гор и его сторонники потребовали пересчета избирательных бюллетеней, забракованных машинами для подсчета голосов, который должен был производиться должностными лицами избирательных органов каждого округа. Буш и его сторонники опасались, что любой ручной пересчет с целью определения намерений избирателей внесет в процесс фактор необъективности, и несправедливость результатов будет стоить президентского кресла. По мнению Буша, машины для подсчета голосов не способны проявлять пристрастие к одному из кандидатов в ущерб другому, в то время как любой ручной пересчет будет происходить под давлением, связанным с огромной важностью результата. Расхождение во мнениях мешало увидеть одну общую для обоих кандидатов деталь: каждый настаивал на справедливом подсчете голосов. Расхождение сводилось к тому, как этого добиться.В конце концов, в середине декабря Верховный суд США постановил, что ручной пересчет бюллетеней не может производиться без выработки единых стандартов определения намерения избирателя. Всего за несколько дней до голосования Коллегии выборщиков Верховный суд вынес окончательное решение о невозможности установления методики ручного пересчета, приемлемой с точки зрения Конституции. В ином случае избирательный бюллетень отдельного избирателя мог быть обработан иначе, чем бюллетень другого избирателя, что нарушало положение Четырнадцатой поправки к Конституции в пункте о равной защите законом. Это решение высшего суда государства имело последствия, которые выходили далеко за рамки результатов выборов 2000 года. Верховный суд установил правила, которыми, по-видимому, будут руководствоваться при любом пересчете голосов на будущих политических выборах в любой точке США. Отныне пересчет может производиться только при том условии, что избирательные бюллетени будут исследоваться в соответствии со стандартами, обеспечивающими одинаковый режим обработки и сводящими к минимуму вероятность субъективного подхода.

Наши рекомендации