Раздел XI. Великая Отечественная война
СССР накануне войны
Небольшую корректировку как в саму систему, так и в проводимую Сталиным политику внесла война, приближение которой ощущалось уже со второй половины 30‑х годов. Главную опасность для мира в Европе представляла тогда фашистская Германия. Правительства Великобритании и Франции надеялись направить агрессию Гитлера на Восток. С этой целью, как уже отмечалось, в 1938 г. был заключен Мюнхенский договор, отдававший немцам Чехословакию. Следующей страной на пути Германии была Польша. В свою очередь, сталинская дипломатия ставила целью столкнуть Германию со странами Западной Европы и после их взаимного ослабления начать «революционную войну» за расширение сферы влияния социализма.
Англо‑франко‑советские военные переговоры, проходившие в Москве 11–21 августа 1939 г., окончились безрезультатно. Этим воспользовалась немецкая дипломатия. 23 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И. Риббентроп, который в тот же день подписал со своим советским коллегой В.М. Молотовым пакт о ненападении сроком на 10 лет. К пакту прилагались секретные протоколы о разделе сфер влияния. В советскую зону попадали Эстония, Латвия, Финляндия, восточные части Польши и Румынии.
Обеспечив себе нейтралитет со стороны СССР, 1 сентября 1939 г.Гитлер напал на Польшу, а 17 сентября навстречу войскам вермахта двинулась Красная армия. Встреча была ознаменована совместным парадом в Бресте. 28 сентября 1939 г.был подписан новый советско‑германский договор «О дружбе и границах», по которому в сферу советского влияния попадала и Литва. Таким образом, СССР фактически стал невоюющим союзником Германии, что дало возможность Гитлеру, не оглядываясь на Восток, успешно провести завоевание материковой Европы. Сталин в это время продолжал расширение советской территории. В 1940 г. были присоединены страны Прибалтики и часть Румынии (Бессарабия и Северная Буковина). К августу 1940 г. за счет этих территорий население СССР увеличилось на 23 млн человек. Единственной страной, оказавшей серьезное сопротивление советской агрессии, была Финляндия. С 30 ноября 1939 г.по12 марта 1940 г.шла советско‑финляндская «зимняя» война. В ходе боевых действий проявился крайне низкий уровень боеготовности Красной Армии, которая потеряла 50 тыс. убитыми. В связи с советской агрессией против Финляндии в начале 1940 г. СССР был исключен из Лиги Наций. В этом же году 13 апреля Советский Союз заключил мирный договор с Японией и готовился вступить в Антикоминтерновский пакт.
Неожиданно быстро для советского руководства Гитлер закончил завоевание материковой Европы, и СССР остался один на один с фашистским агрессором. Несмотря на существование договоров о ненападении, обе стороны готовились к боевым действиям. С конца 1939 г. в СССР проводилась скрытая мобилизация. 1 сентября 1939 г. был принят Закон «О всеобщей воинской обязанности», который реорганизовал Красную Армию на основе кадрового построения. Призывной возраст был снижен с 21 года до 18 лет. К июню 1941 г. было создано 125 новых дивизий, численность Красной армии возросла до 5,5 млн человек. Разрабатывались новые виды вооружений. В восточных районах страны строились предприятия оборонной промышленности. Из подростков ремесленных училищ создавались трудовые резервы. В июне 1940 г. промышленность перешла на 8‑часовой рабочий день и 7‑дневную рабочую неделю, была введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Начало войны
В Германии разработка конкретного плана нападения на СССР началась с декабря 1940 г. План носил кодовое название «Барбаросса» и был рассчитан на «молниеносную войну» – блицкриг (см. план «Барбаросса»).Задачей группы армий «Север» был захват Ленинграда. Самая мощная группа – «Центр» направлена на Москву. Группа армий «Юг» должна была оккупировать Украину. По расчетам немецкого командования, в течение шести месяцев фашистские войска должны были выйти на линию Архангельск – Астрахань. С начала 1941 г. осуществлялась массовая переброска немецких войск к советским границам. СССР, чтобы не спровоцировать преждевременное начало войны, продолжал поставки стратегического сырья в Германию.
22 июня 1941 г.германские войска пересекли советскую границу. На момент нападения соотношение сил было следующим. По личному составу: Германия – 1,5, СССР – 1; по танкам: соответственно, 1 к 3,1; по самолетам: 1 к 3,4. Таким образом, Германия имела перевес в численности войск, но по количеству танков и самолетов Красная армия превосходила вермахт. Несмотря на это превосходство, немецкие войска очень быстро продвигались в глубь советской территории. К концу июня на Белостокском выступе были окружены соединения Западного фронта, в середине сентября в окружение попала Киевская группировка советских войск. В июле – августе была захвачена вся Прибалтика. 8 сентября замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. К декабрю 1941 г. Красная армия потеряла 3,9 млн пленными и 1,2 млн убитыми.
Необходимо отметить причины столь сокрушительных поражений в первые месяцы войны. Существование в Красной Армии наступательной доктрины («малой кровью на чужой территории») сделало невозможным проведение комплекса оборонительных мероприятий. Линия обороны на границах до 1939 г. была демонтирована, а новая создавалась очень медленно. Уровень подготовки офицерского корпуса был в целом крайне низким. За годы террора было репрессировано 44 тыс. командиров, следствием чего стала боязнь проявить личную инициативу и ответственность. Советская авиация была сосредоточена вблизи границ на крупных аэродромах. Это дало возможность противнику уже в первый день войны уничтожить 1200 самолетов. Склады вооружений также находились рядом с границей, что привело к их быстрому уничтожению или захвату. Поэтому вновь создаваемые советские дивизии были обеспечены винтовками только на 30 % (уже к июлю 1941 г. в Красную армию было призвано около 6 млн, к декабрю – еще 7 млн человек).
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
О вступлении СССР во Вторую мировую войну.
С начала 90‑х годов ХХ в., в связи с выходом в свет новых документов и материалов, в российской исторической науке началась дискуссия, продолжающаяся до настоящего времени. В ходе полемики определилось несколько подходов к изучению начала Великой Отечественной войны.
Традиционная точка зрения, сложившаяся еще в сталинское время, представляет эти события как вероломное нападение фашистской Германии, нарушившей пакт от 23 августа 1939 г. Цель немецкого нападения – «завоевание жизненного пространства» и ликвидация советского строя. Сокрушительные поражения Красной Армии в первые месяцы войны объяснялись до 1956 г. вероломностью вторжения, а после ХХ съезда КПСС – еще и просчетами Сталина в определении сроков агрессии и уничтожением в ходе массовых репрессий лучшей части офицерского корпуса Красной Армии.
Вторая концепция, сформировавшаяся в исторической науке в последние годы (В. Суворов, М. Мельтюхов), предлагает следующую трактовку событий. Выполняя ленинский завет о мировой революции, Сталин предполагал воспользоваться сложившейся в Европе ситуацией. В 1941 г. Германия, захватившая материк, вела ожесточенную войну с Великобританией. Надеясь на взаимное ослабление капиталистических соперников, Сталин готовил СССР к вторжению, чтобы «на штыках Красной Армии принести социалистическую революцию в Европу». С этой целью была проведена скрытая мобилизация; войска, техника, военные склады стянуты к самой границе. Вооружения и военная доктрина носили наступательный характер, строительство новой оборонительной линии не проводилось за ненадобностью. Коммунистам европейского подполья через Коминтерн было дано задание вести соответствующую пропаганду. Зная об этих приготовлениях, Гитлер, чтобы спасти Германию и всю Европу от коммунистического вторжения, 22 июня 1941 г. нанес превентивный удар. При разработке плана «Барбаросса» немецкий Генеральный штаб учел недостатки расположения советских войск, их концентрацию у самой границы, что и явилось основной причиной поражений Красной Армии на начальном этапе войны. В современной историографии споры идут о сроках: часть историков полагают, что начало вторжения Красной Армии в Европу намечалось на июль 1941 г. и, следовательно, Гитлер опередил Сталина всего на пару недель. Другая версия – нападение планировалось на лето 1942 г.
Третья гипотеза объясняет действия сталинского правительства соображениями безопасности (В.В. Невежин). Не отрицая наступательный характер расположения советских войск и военной доктрины, сторонники этой версии считают, что, зная о сосредоточении немецких войск у своих западных рубежей, советское командование собиралось нанести превентивный удар по частям вермахта, исходя из старого правила – «лучшая оборона – это наступление». Инициировать мировую революцию в Европе Сталин не планировал.
Битва за Москву
5 сентября 1941 г. немецким командованием был утвержден план «Тайфун», по которому силами армий группы «Центр» и переброшенными с севера танковыми частями охватными ударами с запада и юго‑запада предполагалось взять Москву. С 30 сентября началась реализация этого плана. К концу первой недели немецкого наступления в окружение в районе Вязьмы попали пять советских армий и несколько дивизий народного ополчения. К середине октября немцы взяли Калугу, Калинин, Можайск. 20 октября в Москве было введено осадное положение. 15 ноября немецкие войска, перегруппировав силы, возобновили наступление и к концу месяца подошли к столице на расстояние 23–30 км, но так и не смогли захватить город. К началу декабря 1941 г. фашистские части, стоявшие у стен Москвы, уже потеряли тот боевой дух, с которым они пересекли советскую границу в июне. Растянутость коммуникаций не позволяла немцам вовремя подвозить боеприпасы и резервы. Сильные морозы также явились неожиданностью для немецких солдат и генералов. Ожесточенное сопротивление советских бойцов от границы до Москвы сделало для немцев этот путь не похожим на «военную прогулку» по странам Западной Европы. В разведывательных сводках советского командования сообщалось: «Замечаются явные признаки истощения противника». После получения информации разведки о том, что Япония не вступит в войну, пока не падет Москва, из восточных военных округов были переброшены свежие дивизии. Они укрепили оборонявшие Москву войска Калининского, Западного и Юго‑Западного фронтов.
5 и 6 декабря 1941 г. эти войска нанесли пробные контрудары по немецким позициям. Разведка боем оказалась успешной. По утверждению командовавшего обороной Москвы Г.К. Жукова, никаких стратегических наступательных планов не разрабатывалось, и «если бы противник организовал серьезное сопротивление нашим контрударам, никакого контрнаступления не состоялось бы». Однако такого сопротивления измотанные и замерзающие немецкие войска оказать не смогли. Продолжая наносить фланговые удары, Красная Армия оттесняла немцев от Москвы, и к январю 1942 г. германские части были отброшены от столицы на 100–250 км. Сталин, преувеличивавший декабрьский успех, настоял на общем широкомасштабном наступлении войсками Западного, Калининского и Юго‑Западного фронтов. Это наступление состоялось, но, по словам Жукова, «жертв было много, расходов много, а результата общестратегического никакого… Если бы все силы были сосредоточены на Западном направлении, немцев бы отогнали до Смоленска». Ценой огромных потерь советские солдаты и офицеры отстояли Москву, что явилось большой моральной победой, подняло боевой дух в армии и в тылу, вселило веру, что «враг будет разбит и победа будет за нами».