Формы государства и государственного управления
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму государственного устройства, форму правления и форму государственного режима. С точки зрения административного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные:
- в унитарном государстве все административные единицы представляют собой части единого целого, а государственные органы – части единой политической системе, функционирующей на основе единой конституции и в рамках однородного правого поля. Оно характеризуется следующими признаками: а) предполагает существование единых высших исполнительных, представительных и судебных органов; б) на его территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; в) составные части такого государства суверенитетом не обладают; г) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; д) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
федеративное государство является свободным объединением отдельных государств (регионов, областей, земель), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центром. В настоящее время около 2 миллиардов человек проживает в 23 федерациях, составленных примерно из 500 своих субъектов, каждый из которых может сравниться со 191-м политически суверенным государством. Федерации отличаются следующими признаками:
- наличием двух уровней управления, обладающих разной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;
- конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий центра и субъектов федерации;
- обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне;
- верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации;
- наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;
- наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы, входящие в совместное ведение сторон.
Территориальные федерации характеризуются значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации, в то время как национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между ними состоит в различной степени суверенности их субъектов;
- конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внутренний и внешний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. В конфедерации нет единого гражданства. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц. К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:
- кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);
- ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
- договорные союзы, представляющие собой политическое устройство, при котором большое государство управляет меньшим, не имеющим практически никакого обратного воздействия на него (Бутан и Индия).
Формы правления: монархии и республики. Монархия - форма государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. абсолютными, высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Катар), конституционными(дуалистические, монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями , парламентские, монархи в основном обладают представительскими функциями. Республики - формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. Республики бывают парламентские (президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями) и президентские (парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение, президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом.), отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти.
Среди подобных смешанных форм можно отметить суперпрезидентскую институт президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве, президентско-парламентская или полупрезидентская у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к том, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента.