Повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих
В целях реализации принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих в 2016 г. приняты:
Федеральный закон от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ);
Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 677 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1065 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждена форма типового должностного регламента статс-секретарей – заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти.
В результате принятия Федерального закона № 224-ФЗ усовершенствованы квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы. Внедрен новый подход, согласно которому квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской (муниципальной) службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются не только в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы (группами должностей муниципальной службы), но также и в соответствии с областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского (муниципального) служащего.
Совершенствование требований к квалификации гражданских служащих осуществлено во исполнение положений подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ № 601) о формировании перечня квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы на основе компетентностного подхода - в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций, а также от принадлежности к определенным профессиональным группам и в целях учета положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об установлении нескольких уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура).
Кроме того, при наличии соответствующего решения представителя нанимателя для замещения должности гражданской (муниципальной) службы может быть установлено требование о наличии образования по конкретной специальности, направлению подготовки.
Во исполнение Федерального закона № 224-ФЗ организована разработка новой редакции Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих (далее – Справочник). Справочник формируется совместно с федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации на основе подготовленных Минтрудом России перечня областей и видов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и Методического инструментария по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (версия 3.0) (письмо Минтруда России от 22 сентября 2016 г. № 18-1/10/В-6746).
В целях оказания методического содействия органам местного самоуправления в создании и обеспечении функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований подготовлены Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям.
Информация о разработке данных методических материалов направлена Министерством в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом от 15 июля 2016 г. № 18-1/10/В-4800.
В целях обеспечения методической поддержки и координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по внедрению современных кадровых технологий в 2016 г. Министерством организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегическое управление кадрами государственной гражданской и муниципальной службы», на которой рассмотрены новации в законодательстве о гражданской и муниципальной службе, вопросы стратегического управления кадрами, привлечения и отбора, обучения и профессионального развития, мотивации и управления эффективностью гражданских и муниципальных служащих.
В целях выявления, поощрения, продвижения и тиражирования лучших кадровых практик (технологий), применяемых на гражданской и муниципальной службе Министерством проведен Всероссийский конкурс «Лучшие кадровые стратегии и практики на государственной гражданской и муниципальной службе». В конкурсе приняли участие федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Было подано 153 заявки государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе 12 заявок по кадровым практикам федеральных государственных органов, 104 заявки по кадровым практикам государственных органов субъектов Российской Федерации и 37 заявок по кадровым практикам органов местного самоуправления.
Дипломами за победу в конкурсе награждены Управление государственной службы Федеральной антимонопольной службы, Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области, Аппарат Губернатора и Правительства Челябинской области, Администрация Губернатора Свердловской области, Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области, Управление государственной службы и кадров Правительства Воронежской области, Управление государственной службы и кадров Правительства Ивановской области, Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы, Управление инноваций в органах власти Правительства Ростовской области, Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Администрация города Вологды.
Проведение Всероссийского конкурса способствовало обмену опытом и формированию сообщества профессионалов, способного обеспечить эффективное внедрение и развитие передовых кадровых технологий на гражданской и муниципальной службе.
Кроме того, Министерством подготовлены и направлены в федеральные государственные органы и высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для применения в работе:
Методические рекомендации по стратегическому управлению кадрами государственной гражданской службы Российской Федерации (письмо от 28 сентября 2016 г. № 18-0/10/П-5996);
Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего (письмо от 14 июня 2016 г. № 18-1/10/В-3980).
В рамках оказания методической поддержки федеральным органам исполнительной власти, государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления применение разработанных Министерством подходов по совершенствованию кадровых технологий, обсуждалось на:
Втором Ялтинском международном экономическом форуме в г. Ялта, Республика Крым 14 - 16 апреля 2016 г. (секции «Человеческий потенциал. Роль современных HR технологий в социально-экономическом развитии России», «Живые города и новые территории развития. От города к мегаполису»);
III Межрегиональной практической сессии «Управление персоналом: Стратегии. Инновации. Развитие.» в г. Вологде 24 мая 2016 г.;
III Межрегиональной научно-практической конференции «Кадровые технологии на гражданской и муниципальной службе: новые формулы успеха» в гг. Ярославле и Угличе 3 - 4 июня 2016 г.;
XVI Российском муниципальном форуме в г. Анапа Краснодарского края 27 сентября - 1 октября 2016 г.;
учебно-методическом семинаре для руководителей кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления г. Санкт-Петербурга 19 – 20 октября 2016 г.;
VII Сибирском муниципальном форуме «Профессиональные и общественные ресурсы в обеспечении качества муниципального управления» в г. Красноярске 18 ноября 2016 г.
По актуальным аспектам государственного управления по дополнительной профессиональной программе «Вопросы внедрения новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы» Министерством в 2016 г. организовано 9 тренингов для более 150 гражданских служащих высшей и главной групп категории «руководители».
В целях выработки у сотрудников кадровых подразделений федеральных государственных органов единых подходов к внедрению в системе гражданской службы новых принципов кадровой политики организовано повышение квалификации:
165 гражданских служащих по дополнительной профессиональной программе «Вопросы внедрения новых кадровых технологий на государственной гражданской службе», включающей пять образовательных модулей по вопросам:
привлечения и отбора кадров для государственной гражданской службы;
совершенствования квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы;
мотивации государственных гражданских служащих;
оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих;
организации профессионального развития государственных гражданских служащих, включая наставничество на государственной гражданской службе;
162 гражданских служащих по дополнительной профессиональной программе «Эффективный помощник руководителя».
В 2016 г. большое внимание уделялось дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и мероприятиям, направленным на получение новых и обновление имеющихся знаний, совершенствование умений и развитию навыков в течение всего периода прохождения ими гражданской службы.
Организовано централизованное повышение квалификации 3 387 федеральных гражданских служащих по приоритетным направлениям дополнительного профессионального образования, согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации (далее – приоритетные направления), из них:
573 федеральных гражданских служащих, включая 213 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители» и 33 федеральных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации за пределами территории Российской Федерации в дистанционном формате, в рамках приоритетного направления «Развитие системы государственной службы Российской Федерации, включая вопросы, связанные с внедрением на государственной службе современных кадровых, информационных и управленческих технологий»;
1 212 федеральных гражданских служащих, включая 33 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Государственная политика в области противодействия коррупции»;
210 федеральных гражданских служащих, включая 64 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители» и 36 федеральных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации за пределами территории Российской Федерации в дистанционном формате, в рамках приоритетного направления «Государственная бюджетная политика»;
201 федеральный гражданский служащий, включая 35 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Государственная внешняя политика, включая вопросы, связанные с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации»;
192 федеральных гражданских служащих, включая 21 федерального гражданского служащего высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности»;
101 федеральный гражданский служащий, включая 2 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Государственная политика в области социально-экономического развития Российской Федерации»;
189 федеральных гражданских служащих, включая 22 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Повышение эффективности предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности»;
310 федеральных гражданских служащих, включая 107 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Государственная конкурентная политика»;
50 федеральных гражданских служащих в рамках приоритетного направления «Государственная демографическая политика»;
236 федеральных гражданских служащих, включая 26 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители» и 25 федеральных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации за пределами территории Российской Федерации в дистанционном формате, в рамках приоритетного направления «Внедрение информационных технологий в государственное управление» (в том числе 20 федеральных гражданских служащих прошли повышение квалификации за пределами территории Российской Федерации в дистанционном формате);
113 федеральных гражданских служащих, включая 22 федеральных гражданских служащих высшей и главной групп должностей категории «руководители», в рамках приоритетного направления «Государственная политика в области обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и открытых данных».
В 2016 г. обучение в централизованном порядке прошли:
529 федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы высшей и главной групп должностей категории «руководители»;
2 858 федеральных гражданских служащих иных категорий и групп должностей федеральной гражданской службы.
В рамках осуществления организационно-методической координации реализации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих и государственных заказов на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъектов Российской Федерации Министерством направлены в федеральные государственные органы и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по проведению обучения гражданских служащих в рамках государственного заказа в соответствии с приоритетными направлениями дополнительного профессионального образования на 2016 год.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № СП-П17-6034 и в соответствии с пунктом 41 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2697-р, Министерством разработан и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в части профессионального развития гражданских служащих)» (далее – законопроект). 26 января 2017 г. законопроект внесен в Государственную Думу.
Законопроект направлен на расширение возможностей кадровых служб государственных органов по обеспечению непрерывного профессионального развития кадрового состава посредством не только дополнительного профессионального образования, но и участия в иных мероприятиях образовательного характера - семинарах, тренингах, обмене опытом, наставничестве, получения государственными гражданскими служащими новых и обновления имеющихся знаний, умений и навыков в течение всего периода прохождения гражданской службы Российской Федерации. Подходы к организации профессионального развития гражданских служащих сформированы с учетом лучших практик управления кадрами, внедренных во многих зарубежных странах, успешно применяемых в российских компаниях и корпорациях, а также в отдельных федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации.
Законопроект позволит усовершенствовать систему финансового обеспечения мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, использовать механизм закупки образовательных услуг на конкурсной основе, легитимизировать организацию обучения и образовательных мероприятий для гражданских служащих в «корпоративных университетах» - образовательных организациях, создаваемых отдельными федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации для обучения специалистов по вопросам, соответствующим направлениям деятельности государственного органа – учредителя.
В 2016 г. продолжена работа с резервом управленческих кадров. Действие федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2015 годы)» (далее – Программа) распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2775-р продлено до 2018 года. В рамках Программы предусмотрено:
применение разных форм типового плана индивидуального профессионального развития, учитывающих особенности образовательных мероприятий для представителей высшего, базового и перспективного уровней резерва управленческих кадров;
внедрение новых подходов к организации профессионального развития лиц, состоящих в резерве управленческих кадров, находящемся под патронажем Президента Российской Федерации (до 150 человек), включая проведение проектно-аналитических сессий, коммуникативных мероприятий (форумов, конференций, круглых столов), преподавание, наставничество и другие мероприятия по профессиональному развитию;
увеличение до 50% объема образовательных мероприятий для представителей базового и перспективного уровней резерва управленческих кадров, реализуемых в дистанционном групповом формате;
сокращение продолжительности зарубежных стажировок с 14 до 10 дней.
Внедрение указанных подходов будет способствовать повышению результативности Программы, в том числе за счет более широкого применения современных образовательных технологий при проведении мероприятий для лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров, а также позволит оптимизировать финансовое обеспечение Программы.
В 2016 г. обучение по Программе организовано для:
42 представителей высшего уровня резерва управленческих кадров;
63 представителей базового уровня резерва управленческих кадров;
60 представителей перспективного уровня резерва управленческих кадров.
Прохождение обучения, предусмотренного Программой, обеспечивает получение ее участниками, включая гражданских служащих, ведущих менеджеров бизнеса и государственных корпораций, необходимого набора управленческих и профессиональных компетенций для эффективной работы в системе государственного управления в современных условиях.