Созданы условия для формирования системы комплексной реабилитации инвалидов, основанной на принципах межведомственного взаимодействия и оказания ранней помощи
Одним из основных направлений повышения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию, как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.
Подходы к реабилитации инвалидов значительно различаются от региона к региону, в связи с чем с 1 января 2016 г. в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» (далее - подпрограмма), направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.
В 2016 году в рамках подпрограммы Минтрудом России осуществлялась разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Разработаны проекты стандартов по таким основным направления реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, которая позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение, проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.
В 2016 году распоряжением Правительством Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция), а также распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты).
В Концепции ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет.
Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.
Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение).
Реализация Концепции будет осуществляться в 3 этапа.
В течение первого этапа, который начался в 2016 году, планируется разработать нормативные документы, необходимые для реализации Концепции, и с целью отработки единых подходов к организации ранней помощи в 2017 году начать их апробацию в двух пилотных регионах (Свердловская область, Пермский край).
На втором этапе в 2018 году пилотный проект будет продолжен, обобщены его результаты и предложена единая методология работы для всех регионов.
На третьем этапе с 2019 года планируется осуществить поддержку всех регионов, организующих раннюю помощь.
В результате реализации Концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьезными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным.
Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального жизненного маршрута ребенка приведет к уменьшению числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Заместителем Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 8 декабря 2016 г. № 9522п-П12 утвержден Межведомственный план по формированию эффективной системы комплексной реабилитации детей-инвалидов до 2020 года (далее – Межведомственный план), в разработке которого принимали участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийские общественные организации инвалидов.
Межведомственным планом предусмотрена разработка и актуализация нормативных документов, которые, должны обеспечивать динамическое изменение набора и объема реабилитационных услуг в зависимости от изменяющихся потребностей ребенка-инвалида по мере взросления, предусматривать подготовку ребенка к различным жизненным ситуациям, в том числе путем организации сопровождения его семьи.
Особое внимание уделяется системе информирования семей с детьми-инвалидами об организациях, оказывающих реабилитационные услуги, а также разработке обучающих программ для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
В Межведомственный план включены мероприятия по разработке, апробации и внедрению профессиональных стандартов помощника (ассистента) для сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе обучения, педагога-психолога, педагога-дефектолога.
Запланирована разработка примерных адаптированных образовательных программ физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта и методических рекомендаций по их реализации в образовательных организациях.
Большое внимание уделено разработке организационно-методических документов по вопросам формирования и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов, в том числе с использованием технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры.
Реализация мероприятий Межведомственного плана будет способствовать созданию условий для формирования в субъектах Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
К ведению Минтруда России отнесены одиннадцать федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений (далее - учреждения) для детей-инвалидов, инвалидов детства, инвалидов (I, II, III групп), лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом деятельности учреждений является реализация основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Реализация основной образовательной программы среднего профессионального образования осуществляется по 21 программе подготовки специалистов среднего звена и 7 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по актуальным профессиям и специальностям в отраслях: машиностроение, электроника, радиотехника и системы связи, технологии легкой промышленности, экономика и управление, социология и социальная работа, юриспруденция, средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, история и археология, культуроведение и социокультурные проекты, информатика и вычислительная техника и пр.
Реабилитационно-образовательные услуги предоставляются детям-инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе детям-сиротам и нуждающимся в реабилитационных услугах.
На 1 октября 2016 г. численность студентов в учреждениях составила 2345 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1693 студента, из них 1493 студента – инвалидов I, II, III групп по различным видам заболеваний, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, также 223 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В сравнении с 2015 годом численность студентов, обучающихся в учреждениях увеличилась на 95 человек.
В 2016 году принято на обучение 878 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета 617 человек.
Выпуск студентов в 2016 году составил 522 человека, в том числе за счет средств федерального бюджета 333 человека.
Трудоустроено 304 выпускников, прошедших обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета, из них продолжили обучение в других учреждениях профессионального образования более 125 человек.
В учреждениях созданы условия, обеспечивающие доступность профессионального обучения студентов-инвалидов в соответствии с действующим федеральным законодательством, что позволяет осуществлять профессиональное образование инвалидов и реализацию основной образовательной программы, реализовывать комплексное реабилитационное сопровождение образовательного процесса с учетом индивидуальных программ реабилитации, формировать доступную и безбарьерную образовательно-реабилитационную среду.
Учреждениями совместно с Центрами занятости, общеобразовательными, профессиональными, в том числе высшими образовательными учреждениями, предприятиями, общественными организациями создана целостная система социального партнерства с учетом специфики подготовки кадров различного профиля и конкретных отраслей промышленности, сельского хозяйства, управления.
В рамках социального партнерства осуществляется согласование учебных программ, профессиональных модулей и программ производственных практик с работодателями, также с учетом условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях системы социального партнерства планируется занятость, трудоустройство и дальнейшее сопровождение карьеры выпускников. Проводятся региональные «Ярмарки вакансий», маркетинговые исследования востребованности специалистов со стороны предприятий, ведется мониторинг развития профессиональных интересов выпускников в предложенных им рабочих местах на предприятиях.
Во исполнение пп. «а» и «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в рамках плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации», утвержденного приказом Минтруда России от 23 декабря 2014 г. № 1105 «О реализации мероприятий в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, социального обслуживания населения в 2013-2018 годах в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации», осуществлены мероприятия, направленные на:
повышение заработной платы отдельных категорий работников образовательных учреждений;
усиление системного взаимодействия образовательных учреждений с общероссийскими и региональными рынками труда, предприятиями и организациями различных форм собственности;
расширение перечня профессий и специальностей, предлагаемых студентам-инвалидам в образовательных учреждениях в соответствии с потребностями рынка труда;
актуализацию содержания образования (формат и содержание образовательных программ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по программам подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих;
содействие трудоустройству и социальной интеграции выпускников федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений на рынке труда;
повышение кадрового потенциала образовательных учреждений, в том числе укомплектование учреждений квалифицированными специалистами, за счет повышения конкурентоспособности учреждений на рынке труда, повышения квалификации персонала, увязки оплаты труда работников с качеством оказываемых услуг.
В 2016 году в национальном чемпионате «Абилимпикс» принимали участие 24 студента-инвалида из 5 учреждений по следующим специальностям: экономика и бухгалтерский учет, администрирование отеля, разработка программного обеспечения (программирование), флористика, фотография, технология моды, администрирование баз данных, веб-дизайн, сетевое и системное администрирование, портной, торговля.
Призерами чемпионата стали студенты ФКПОУ «Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат», «Михайловский экономический колледж-интернат», «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России.
Ежегодно в Российской Федерации обеспечиваются техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) около 1,6 млн. граждан, признанных инвалидами.
В 2016 году в целях обеспечения инвалидов современными ТСР предпринимался ряд мер по совершенствованию правового регулирования, развитию производства ТСР.
В 2016 году на мероприятия по обеспечению инвалидов ТСР было предусмотрено – 29,3 млрд. рублей.
Важнейшей задачей в сфере обеспечения инвалидов ТСР является повышение доступности данных услуг, а также их своевременное и качественное предоставление с учетом индивидуальных потребностей инвалидов.
В целях совершенствования планирования средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов ТСР постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 1287 внесены изменения в Методику распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1137, в части использования при расчетах средневзвешенных цен изделий конкретного субъекта Российской Федерации. Данная мера позволяет более полно учитывать специфику каждого региона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 130 внесены изменения в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 708, в части обеспечения возможности получения инвалидам компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников вне зависимости от того, какая организация предоставила собаку-проводника, в том числе в случае получения собаки-проводника через благотворительные организации (при условии наличия рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида по обеспечению собакой-проводником, а также документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника).
В 2016 году реализация распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1835-р, которым были определены единственные поставщики кресел-колясок для инвалидов на 2016 год (ООО «ОТТО БОКК Мобилити», АНО «Катаржина», ООО «БЦАРИ «Преодоление») с общим объемом возможной закупки 43 тыс. изделий, позволила обеспечить инвалидов современными креслами-колясками, качество которых соответствует международным стандартам (доля закупок кресел-колясок у единственных поставщиков в 2016 году составила 30 % от ежегодной потребности, остальной объем – проведение закупок конкурентными способами).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2016 г. № 2369-р Всероссийское общество глухих признано единственным исполнителем осуществляемых в 2017-2018 годах закупок услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) с ежегодным объемом услуг в пределах 358 тыс. часов. (доля закупок услуг по переводу русского жестового языка у Всероссийского общества глухих составит не более 80% от ежегодной потребности).
Базовый уровень стоимости 1 часа услуг по сурдопереводу определен в размере 776 руб./час, что превышает среднюю стоимость 1 часа данных услуг в 2015 году (399,8 рубля). Указанная мера будет способствовать повышению не только качества оказываемых инвалидам услуг по сурдопереводу, но и привлекательности данной профессии.
В 2016 году в целях повышения доступности услуги по обеспечению инвалидов ТСР постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1510 внесены изменения в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.
Изменения предполагают обязательность предоставления МФЦ по принципу «одного окна» услуг по приему от граждан заявлений в целях получения государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР как в субъектах Российской Федерации, осуществляющих переданные государственные полномочия по обеспечению инвалидов ТСР, так и в регионах, в которых данные государственные функции осуществляются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В целях обеспечения функционирования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», формирование и ведение которой предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Минтрудом России в 2016 году совместно с федеральными органами исполнительной власти, регионами, общественными и иными заинтересованными организациями был разработан и утвержден ряд актов Правительства Российской Федерации, а также ведомственных актов:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений»;
приказ Минтруда России от 12 октября 2016 г. № 570н «Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов»;
приказ Минтруда России от 12 октября 2016 г. № 569н «Об утверждении перечня иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов».
Начиная с 2016 года федеральным законодательством установлена обязанность межведомственного обмена данными в отношении инвалидов. Сведения из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов направляются в службы занятости, образовательные, медицинские, социальные организации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Такой обмен позволяет исполнителям индивидуальных программ заранее знать какие именно реабилитационные мероприятия рекомендованы инвалиду и как можно раньше организовать работу по оказанию необходимой ему помощи.
Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» обеспечивает максимально быстрый обмен информацией между всеми участниками информационного взаимодействия и значительно ускорит получение государственных услуг инвалидами.
Для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственную услугу в электронной форме и оставить отзыв о ее качестве. Кроме того, разработан информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о специальных категориях вакансий, федеральный реестр инвалидов интегрирован с Общероссийской базой вакансий «Работа в России».
Федеральный реестр инвалидов позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечит создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состава и социально-экономическое положение.
Полученные данные будут использованы для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования в Российской Федерации как на федеральном уровне, так на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Федеральный реестр инвалидов введен в эксплуатацию с 1 января 2017 года.
Задачи на 2017 год
Продолжить работу по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 году, направленных на формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Провести пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области и Пермском крае.
Осуществить реализацию в установленные сроки мероприятий, предусмотренных:
Планом мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р;
Межведомственным планом по формированию эффективной системы комплексной реабилитации детей-инвалидов до 2020 года.
Продолжить работу, направленную на создание образовательной среды, организационно, методически, технологически приспособленной к специальным потребностям инвалидов и обеспечивающей им условия для освоения основных образовательных профессиональных программ, охрану здоровья, реализацию индивидуальных программ реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства учебного учреждения, коррекцию формы организации учебного процесса с учетом применения специальных образовательно-коррекционных технологий, направленных на адаптацию учебного процесса к особенностям и возможностям инвалидов.
Продолжить реализацию мероприятий по обеспечению функционирования федерального реестра инвалидов в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации этапностью его формирования.
Проработать вопрос определения единственных поставщиков кресел-колясок для инвалидов на 2017-2018 годы в целях стимулирования импортозамещающего производства современных, качественных технических средств реабилитации
Обеспечить бесперебойное финансирование мероприятий по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в целях удовлетворения потребности инвалидов в указанных изделиях в полном объеме.
Проработать вопрос совершенствования механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в части внедрения сертификата на отдельные виды изделий в целях сокращения сроков их получения и обеспечения возможности самостоятельного выбора инвалидами средств реабилитации с учетом их индивидуальных потребностей.