Квалификации и профессиональные достижения определяют размер заработной платы работников

В целях создания условий для обеспечения потребности экономики в высококвалифицированных кадрах реализуется ряд мер:

формирование справочника востребованных на рынке труда и перспективных профессиях;

разработка, актуализация и внедрение профессиональных стандартов;

формирование системы независимой оценки квалификаций;

создание и развитие деятельности базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

осуществление мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий.

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющий порядок применения профессиональных стандартов работодателями, в том числе государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Порядок применения профессиональных стандартов в организациях с государственным участием определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Постановлением предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями, с учетом мнения представительного органа работников, планов по организации применения профессиональных стандартов.

Срок реализации мероприятий планов организациями с государственным участием установлен не позднее 1 января 2020 года.

В 2016 году продолжалась разработка профессиональных стандартов с участием объединений работодателей. Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям одобрено к утверждению Минтрудом России 190 профессиональных стандартов, в том числе 154 разработанных Российским союзом промышленников и предпринимателей.

По состоянию на 1 марта 2017 г. приказами Минтруда России утверждено 989 профессиональных стандартов, которые затрагивают такие основные сферы экономики, как машиностроение, энергетика, наноиндустрия, сельское хозяйство, космическая отрасль, атомная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и ряд других.

В 2017 году планируется совместно с работодателями разработать 70 и актуализировать 50 профессиональных стандартов.

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен правовой статус справочника профессий. Согласно закону справочник является базовым государственным информационным ресурсом, содержащим информацию о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях. Порядок формирования, ведения и актуализации справочника и перечень содержащейся в нем информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Справочник содержит краткое описание профессии, требования к квалификации, возможности получения образования, оценки квалификации.

Справочник профессий создается как информационный интернет-ресурс, доступ к содержащейся в нем информации осуществляется через общедоступные системы. В настоящее время идет наполнение справочника.

Для ежегодной актуализации справочника разработан инструментарий проведения отраслевого и регионального он-лайн анкетирования по востребованным и перспективным профессиям, организуется взаимодействие с отраслевыми (на базе советов по профессиональным квалификациям) и региональными площадками (рабочими группами) экспертов по развитию профессиональных квалификаций.

Применение справочника позволит сформировать предложения по разработке и актуализации профессиональных стандартов, а также федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами.

В целях создания механизма независимой оценки уровня профессиональной квалификации, а также условий для стимулирования участия работодателей и работников в ее проведении приняты Федеральные законы от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» и № 251-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

Для реализации этих законов приняты все необходимые нормативные правовые акты.

Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676 «О внесении изменений в Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и в состав этого Совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249» расширены функции Национального совета.

Так, Национальный совет наделен правом принимать решение о создании советов по профессиональным квалификациям, наделении и прекращении их полномочий по вопросам, касающимся развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, включая:

мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;

разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований;

организацию независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценку их соответствия профессиональным стандартам, подготовку предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;

организацию профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.

Приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. № 759н определен порядок отбора организаций для наделения их полномочиями центров оценки квалификаций по проведению независимой оценки квалификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 утвержден порядок проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, приказом Минтруда России 12 декабря 2016 г. № 725н утверждена форма бланка свидетельства о квалификации.

В целях предоставления возможности гражданам и организациям обжаловать результат прохождения профессионального экзамена и выдачу свидетельства о квалификации приказом Минтруда России от 1 декабря 2016 г. № 701н утверждено положение об апелляционной комиссии, которая будет создаваться советом по профессиональным квалификациям.

Для широкого информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 г. № 649н утвержден порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей разработан соответствующий информационный ресурс, который в январе 2017 г. размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В Реестре будет содержаться информация о независимой оценке квалификации, в том числе сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

Таким образом, граждане и работодатели смогут получить информацию в каком центре оценки квалификаций можно пройти оценку квалификации, какие документы необходимо предоставить для прохождения независимой оценки квалификации, срок действия свидетельства о квалификации.

Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета обеспечивает автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 2348-р определено, что функции и полномочия учредителя Национального агентства от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.

В настоящее время при Национальном совете образовано 28 советов по профессиональным квалификациям по различным сферам профессиональной деятельности: в сфере атомной энергии, строительства, электроэнергетики, машиностроения, здравоохранения, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, наноиндустрии, информационных технологий, финансового рынка и др.

В 2016 году в пилотном режиме работало 68 центров оценки квалификаций. В них прошли оценку квалификации 4,9 тыс. человек в сфере строительства, машиностроения, железнодорожного транспорта и др.

В связи с принятием Федерального закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и нормативных актов, направленных на регулирование функционирования системы независимой оценки квалификаций, определен новый порядок отбора советов по профессиональным квалификациям, а также организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций. С 2017 года отбор организаций, имеющих право осуществлять функции центров оценки квалификаций, будет проводиться в соответствии с данным Федеральным законом.

В 2017 году 22 совета по профессиональным квалификациям планируют наделить полномочиями и организовать деятельность 157 центров оценки квалификаций. Наибольшее количество центров оценки квалификаций предполагается сформировать в следующих видах профессиональной деятельности: сварка, лифтовая отрасль и вертикальный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, финансовый рынок и индустрия гостеприимства.

Мониторинг системы независимой оценки квалификации, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Федерального закона № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», будет осуществляться Минтрудом России, в том числе на основе Реестра.

В целях методического обеспечения обновления профессиональных квалификаций по рабочим профессиям создан Базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В 2016 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2424-р функции Базового центра были возложены на союз «Агентство развития квалификаций профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».

В рамках работы Базового центра в 2016 году было организовано повышение квалификации 725 преподавателей (мастеров производственного обучения) по 10 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования, таким как токарные и фрезерные работы, сварочные технологии, информационные технологии, электромонтаж, холодильная техника и системы кондиционирования, инженерная графика, поварское дело, ремонт и обслуживание легковых автомобилей; формирование учебно-методических материалов и оценочных средств, подготовка предложений по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ.

В целях обеспечения более активного участия работодателей в деятельности Базового центра распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2042-р Базовым центром с 1 января 2017 г. определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций». В состав его учредителей от Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 2348-р вошли Минтруд России и Минобрнауки России.

На Базовый центр возложено осуществление следующих функций:

создание базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и международных практик;

организация повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, на основе применения профессиональных стандартов, лучшего отечественного и международного опыта;

методическая и консультационная поддержка работодателей, их объединений, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации рабочих кадров;

осуществление мероприятий по повышению престижа рабочих профессий;

подготовка и распространение методических и информационных материалов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с профессиональными стандартами.

Много различных мероприятий проводится по популяризации рабочих и инженерных профессий. Это всероссийские, отраслевые, корпоративные конкурсы, чемпионаты, соревнования профессионального мастерства для молодежи по стандартам WorldSkills, различные формы встреч представителей компаний с учащимися, фестивалей, экскурсий, слетов и т.п.

В 2016 году всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» был проведен по следующим номинациям: Лучший токарь, Лучший электромонтер по ремонту оборудования подстанций, Лучший бетонщик, Лучший машинист маневрового тепловоза, Лучший фрезеровщик.

Профессиональное развитие работников непосредственно связано также с системами мотивации и оплаты труда, уровнем заработной платы.

В 2016 году были приняты решения, позволившие увеличить минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) на 25,7%. Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 г. МРОТ повышен на 21% и установлен в размере 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предусматривает увеличение с 1 июля 2017 г. МРОТ на 4% до 7800 рублей (около 70% от величины прожиточного минимума трудоспособного в целом по Российской Федерации).

Повышение МРОТ будет способствовать снижению численности низкооплачиваемых работников, зарплата которых за полностью отработанную норму рабочего времени ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, усилению мотивации труда, росту его производительности.

В 2016 году осуществлялись меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации. Начиная с 2016 года реализуется III этап (2016 – 2018 годы) Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, включающий:

обеспечение мониторинга и методического обеспечения работы субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для населения;

продолжение работы по оптимизации структуры заработной платы в части увеличения доли условно-постоянной части с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

продолжение работы по внедрению «эффективного контракта» на уровне государственных (муниципальных) учреждений, а также по разработке и внедрению профессиональных стандартов;

обеспечение функционирования «горячих линий» по вопросам, связанным с повышением оплаты труда работников бюджетной сферы;

при проведении мероприятий по оптимизации сети, заблаговременного проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах и среди населения на соответствующих территориях;

обеспечение мониторинга оценки достижения целевых показателей, установленных отраслевыми «дорожными картами», а также неснижения номинального уровня и своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений;

обеспечение в 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности).

В 2016 году среднемесячная номинальная заработная плата в образовании выросла на 4,3% (составила 28094 рубля или 76,5% к средней зарплате по России), в культуре и искусстве - на 5,7% (составила 31079 рублей или 84,6% к средней зарплате по России), здравоохранении - на 6,2% (составила 30992 рубля или 84,3% к средней зарплате по России), предоставлении социальных услуг - на 4,3% (составила 23955 рублей или 65,2% к средней зарплате по России), в сфере научных исследований и разработок на 9,6% (составила 64054 рубля или 174,3% к средней зарплате по России).

По оценке Росстата, в 2016 году достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в общем образовании (100%) в 71 регионе (в том числе в 33 регионах с учетом 5% отклонения). Более чем на 5% не достигнут целевой показатель по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в 14 регионах, что обусловлено структурными изменениями и более высокими темпами роста зарплаты в общем образовании, а также увеличением численности работников на 2,1% к 2015 г. в связи с решением задач по обеспечению доступности дошкольного образования.

По педагогическим работникам дополнительного образования детей достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к средней заработной плате учителей (90%) в 48 регионах (в том числе в 30 регионах с учетом 5% отклонения); по преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (90%) в 84 регионах (в том числе в 4 регионах с учетом 5% отклонения); по преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (150%) достигнуты в 78 регионах (в том числе в 3 регионах с учетом 5% отклонения).

По врачам достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (159,6%) в 70 регионах (в том числе в 17 регионах с учетом 5% отклонения); по среднему медицинскому персоналу достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (86,3%) в 78 регионах (в том числе в 12 регионах с учетом 5% отклонения); по младшему медицинскому персоналу целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (70,5%) достигнуты в 22 регионах (в том числе в 12 регионах с учетом 5% отклонения).

По работникам учреждений культуры достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (82,4%) в 39 регионах (в том числе в 13 регионах с учетом 5% отклонения).

По социальным работникам достигнуты целевые показатели соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности (79%) в 26 регионах (в том числе в 10 регионах с учетом 5% отклонения).

Показатели заработной платы в 2017 году составят по работникам учреждений культуры 90%, педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей, педагогам и мастерам производственного обучения учреждений среднего профессионального образования - 95%. С начала 2018 года у этих категорий планируется соотношение средней заработной платы на уровне 100% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по региону.

Показатели заработной платы преподавателей вузов, научных работников, врачей с 1 октября 2017 г. составят 180%, среднего и младшего медицинского персонала 90% и 80%, а начиная с 1 января 2018 г. – соответственно 200% и 100%.

Исключению фактов необоснованно высокой дифференциации заработной платы способствует реализация Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее – руководители) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных).

Федеральный закон ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;

по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) установлен в кратности от 1 до 8.

Также, указанным постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Единый порядок расчета соотношений в оплате работников учреждений и унитарных предприятий, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, соответствующие дополнения внесены в порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1521 утверждены Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановлению информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети «Интернет» не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Задачи на 2017 год.

Совместно с работодателями разработать 70 и актуализировать 50 профессиональных стандартов, продолжить внедрение профессиональных стандартов в государственном секторе в соответствии с разработанными планами.

Подготовить методические материалы и организовать обучение не менее 600 преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих образовательные программы по 20 наиболее востребованным профессиям в рамках Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Обеспечить работу информационного ресурса и актуализацию справочника профессий с использованием результатов отраслевого и регионального он-лайн анкетирования по востребованным и перспективным профессиям.

Содействовать формированию и мониторингу развития системы независимой оценки квалификаций.

Содействовать популяризации рабочих профессий, провести всероссийский конкурс «Лучший по профессии» по номинациям: Лучший сварщик, Лучший электромонтер по эксплуатации распределительных сетей, Лучший тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, Лучший пчеловод, Лучший монтер пути.

В целях дальнейшего повышения МРОТ в 2017 году планируется принять участие в деятельности рабочей группы, сформированной Государственной Думой, с участием представителей фракций, руководителей федеральных министерств, для разработки к осенней сессии 2017 года соответствующего законопроекта.

В 2017 году в рамках реализации III этапа (2016 – 2018 годы) Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р), планируется:

завершить работу по внедрению «эффективного контракта» на уровне государственных (муниципальных) учреждений, а также по разработке и внедрению профессиональных стандартов в государственном секторе;

обеспечить мониторинг оценки достижения целевых показателей, установленных «дорожными картами», а также своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений.

Провести мониторинг реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. № 1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (об установлении предельных уровней соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности от 1 до 8).

Наши рекомендации