Переход царской России к колонизации Степи: строительство военных укреплений, поселений, городов
С самого начала принятия казахов в русское подданство Россия определила для себя курс последовательного присоединения всей территории Казахстана. В 1734 году для закрепления вновь присоединенных земель была создана специальная Киргиз-кайсацкая экспедиция, затем переименованная в Оренбургскую экспедицию во главе с обер-секретарем сената И.К. Кирилловым. Помощником его был назначен А. Тевкелев, произведенный из переводчиков в полковники за удачное выполнение миссии в Младшем жузе по его присоединению к России. После смерти И. Кириллова (1737 г.) Оренбургская экспедиция была переименована в Оренбургскую комиссию. В 1735 году началось сооружение Оренбурга. С 1744 года он стал центром Оренбургской губернии, а с 1748 года - Оренбургского казачьего войска. В Казахстане возникли укрепленные линии. Только в 1740-1743 годах на стыке территорий Младшего жуза и Южного Урала были построены крепости: Воздвиженная, Рассыльная, Ильинская, Таналыкская, Уразымская, Кизильская, Магнитная, Каракульская, Прутоярская, Нижнеозерная, Перегибенская, Усть-Уйская, Елшанская, Красногорская, Губерлинская, Новосергиевская и др. Все это делалось без согласия казахов, постепенно сужало их кочевья. В начале 50-х годов XVIII века возникли Горькая, Иртышская, Колыванская, Ишимская, Орская и другие линии. В результате такой политики сформировалась сплошная непрерывная линия крепостей и форпостов от устья Лика до Усть-Каменогорской крепости протяженностью в 3,5 тыс. верст, заселенная в основном казаками [47, с. 33]. Данный этап колонизации принято называть военно-казачьим, поскольку главными участниками этого процесса были военные и казаки. Здесь уместным будет привести характеристику казачества, изложенную словами российского императора: «Казачье сословие предназначено в государственном быту для того, чтобы оберегать границы империи, прилегающие к враждебным и неблагоустроенным племенам, и заселять отнимаемые у них земли. Переселение вперед наших линий .. .» [65, с. 10].
Становилось очевидным, что царское правительство, передав казакам огромные владения лучшей пахотной земли и пастбищ, изъятых у коренного населения, не только обеспечивало казаков источником жизни, но и делало их источником непримиримой вражды с местным населением, у которого эти земли были попросту захвачены.
Открытую политику колонизации проводил первый губернатор Оренбургской губернии генерал И.И. Неплюев. Вот документы, подтверждающие эти факты. Например, 19 октября 1742 года он издал Указ о запрещении казахам кочевать близ реки Яик. В нем есть следующее положение: «Указом повелено как киргиз-кайсацким ханам, султанам, так и всем вам, старшинам и народу, объявить, чтоб вы по получении сего е. и. в. высочайшего указа близ крепости отнюдь не кочевали и через реку Яик нигде не переходили. В противном же случае, - далее говорилось в документе, - яко противники высочайших е. и. в. указов, достойное наказание привлечете». А вот выдержки из донесения оренбургского губернатора И.И. Неплюева в Коллегию иностранных дел о приказе, данном им яицкому войску:; «...Выжигать степи вдоль левого берега р. Яик с целью препятствовать казахам переходить для кочевания на «внутреннюю сторону». В нем, в частности, говорилось, что им дано указание яицкому казачьему войску, гурьевскому коменданту для «лучшей от набегов казахов безопасности по ту сторону р. Яика в осеннее время степь везде выжигать до самого Каспийского моря повсягодно, чтобы до Яика и взморья скоту корма не было» [34, с. 103,104, 127, 128].
К концу 30 - началу 40-х годов XVIII века джунгары вторглись по Тоболу и Ишиму в пределы Среднего жуза и нанесли казахам значительный урон. 20 мая 1742 года Россией впервые принимается указ о мерах по защите казахов от джунгар. Это было продиктовано стратегическими задачами России. Поскольку хунтайши Галдан-Цэрэн требовал от казахских правителей признать зависимость от Джунгарии, в противном случае он грозил массированным вторжением в Казахстан, 2 сентября 1742 года И. Неплюев направил Галдан-Цэрэну письмо, в котором указывал на недопустимость вмешательства джунгар в дела казахов, как подданных России, а также требовал освободить пленных казахов, в том числе и Абылая [47, с. 29, 30].
Хан Абулхаир, который ознаменовал своей деятельностью значительные изменения в истории Казахстана, был убит 11 августа 1748 года на 56-м году жизни султаном Бараком. 2 октября 1748 года его преемником стал старший сын Нуралы.