Технология подготовки к практическим (семинарским) занятиям по Истории

ИСТОРИЯ.

Методические рекомендации для проведения практических занятий студентов всех направлений уровня бакалавриата и специальности 210601.65. всех форм обучения.

Шахты 2012 г.

УДК 94.47+57.

ББК 63.3 (2 Рос.)

Ш 514.

Авторы:

доцент кафедры

“Философия и история” Токарева Н. А.

доцент кафедры

“Философия и история” Шестаков Ю.А.

Рецензенты:

д.и.н. профессор Казаров С.С.

к.и.н. доцент Бондарев В.И.

Токарева Н. А., Шестаков Ю. А. История: методические рекомендации для проведения практических занятий / Ю. А. Шестаков, Н. А. Токарева – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2012. – 38 с.

В методических рекомендациях для проведения практических занятий, в соответствии с программой, изложен материал, обеспечивающий подготовку студентов, всех направлений уровня бакалавриата и специальности 210601.65. очной и заочной форм обучения к практическим занятиям по курсу «История».

Введение

Настоящие методические рекомендации для проведения практических занятий предназначены для организации и проведения практических (семинарских) занятий у студентов, обучающихся по всем направлениям уровня бакалавриата и специальности 210601.65. очной и заочной форм обучения (курс «История»). Практические занятия посвящены изучению основных этапов зарубежной и отечественной истории. Практикум полностью соответствует рабочей программе дисциплины «История». Пособие оказывает методическую помощь студенту при подготовке практическим занятиям. Для этой цели каждой теме семинарского занятия в пособии соответствует:

Ø План занятия, содержание каждого пункта которого студенту необходимо обязательно освоить при подготовке к нему.

Ø Вопросы, на которые студент должен ответить в ходе семинарского занятия.

Ø Понятия, которые необходимо усвоить студенту.

Ø Хронологическая таблица, которую необходимо заполнить.

Ø Практические задания, которые нужно выполнить.

Ø План проведения занятия с использованием проблемных и интерактивных методов обучения.

В конце пособия приложен список рекомендуемой литературы необходимой для подготовки к занятиям.

Практическое занятие № 1.

Тема:

История и историки.

План.

Технология подготовки к практическим (семинарским) занятиям по Истории.

В качестве методического материала студенту предложены следующие задания.

1. Раскрытие пунктов плана. С целью систематизации и концептуализации знаний эти пункты плана следует раскрывать согласно определенному алгоритму. 1) Хронология вопроса − хронологические рамки явления. 2) Историография вопроса − основные точки зрения, сложившиеся в исторической науке по этому вопросу. 3) Теория вопроса − определение базовых понятий вопроса и теорий, с помощью которых явление объясняется. 4) Причины исторических явлений и процессов. 5) Ход исторического процесса − описание и объяснение основных этапов его развития. 6) Значение явления и процесса.

2. Вопросы, ответы на которые служат критерием полноты и всесторонности раскрытия пунктов плана.

3. Понятия, при раскрытии которых студент должен не заучивать, а конструировать их, используя характерные черты, которыми описывается категория (признаки, структура, функции).

4. Хронологическая таблица, которая должна помочь студенту приобрести не только знания хронологии и исторических фактов, явлений, событий, но и навыки усвоения эмпирических знаний.

5. Практические задания с целью активизации познавательной самостоятельности и логики исторического мышления. Задачи на доказательства решаются следующим образом. 1) Определение того, что нужно доказать. 2) Выявление направлений поиска доказательств. 3) Нахождение конкретно-исторических доказательств опираясь на источники и историографические материалы. Задачи на сравнение решаются так. 1) Даётся определение того, что сравнивается. 2) Выделяются параметры сравнения. 3) Устанавливается общее и различное между сравниваемыми явлениями. С теми же целями возможно составление структурно-логических схем и таблиц, которые студенту надлежит самостоятельно заполнить.

6. В связи с введением компетентностного подхода огромное значение приобретают интерактивные формы работы со студентами. В качестве таковых студентам предлагаются проблемные методы обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод) и различные формы деловых и ролевых игр.

7. Для подготовки ко всем заданиям в конце практикума приведен список рекомендуемой литературы.

Наши рекомендации