Список основных произведений по курсу политологии
Конфуций (551 -479 до н.э.) «Беседы и суждения».
Платон (427 -347 до н.э.) «Государство». «Законы».
Аристотель (343-322 до н.э.) «Политика». «Афинская полития».
Полибий (200-120 до н.э.) «История в 40 книгах».
Августин Блаженный (345-430 гг.) «О граде Божьем» (413-426 гг.).
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) «О правлении государей».
Марсилий Падуанский (1275-1342 гг.) «Защитник мира» (1324 г.).
Макиавелли, Никколо (1469-1527 гг.) «Государь»(1513г.).
Мор, Томас (1447-1535 гг.) «Утопия» (1516 г.).
Лютер, Мартин (1433-1546 гг.) «О светской власти» (1523 г.).
Боден, Жан (1529-1596 гг.) «Шесть книг о государстве» (1576 г.).
Гоббс, Томас (1588-1679 гг.) «Левиафан» (1651 г.).
Локк, Джон (1632-1704 гг.) «Два трактата о правлении» (1690 г.).
Монтескье, Шарль (1689-1755 гг.) «О духе законов» (1748 г.).
Руссо, Жан-Жак (1712-1778 гг.) «Об общественном договоре» (1762 г.).
Кант, Иммануил (1724-1804 гг. ) «Идея всеобщей истории во всемирно гражданском плане» (1784 г.).
Берк, Эдмунд (1729-1797 гг.) «Размышления о революции во Франции»
(1790 г.).
Джефферсон, Томас (1743-1826 гг.) «Автобиография» (1821-1826 гг.).
Мэдисон, Джеймс (1751 -1836 гг.) «Федералист» (1787-83 гг.).
Радищев, Александр Николаевич (1749-1302 гг.) «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).
Сен-Симон , Анри (1760-1825 гг.) «Новое христианство» (1825 г.).
Гегель, Г.-В.-Ф. (1770-1331 гг.) «Философия права» (1812г.).
Чаадаев, Петр Яковлевич (1794-1856 гг.) «Философические письма»
(1836 г). «Апология сумасшествия» (1837 г.).
Конт, Огюст (1793-1857 гг.) «Система позитивной политики»
(1851-1854 гг.).
Алексис де Токвиль (1805-1859 гт.) «О демократии в Америке»( 1835г.)
Герцен, Александр Иванович (1812-1370 гг.) «К старому другу» (1869г).
Маркс, Карл (1813-1883 гг.) «Манифест Коммунистической партии»
(1848 г.).
Чичерин, Борис Николаевич (1828-1905 гг.) «Собственность и государство» (1883г.).
Кропоткин, Петр Алексеевич (1842-1921гг.) «Современная наука и анархия» (1920 г.).
Парето, Вильфредо (1848-1932 гг.) «Трактат всеобщей социологии» (1916 г.).
Соловьев, Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) «История и будущность теократии» (1887 г.).
Моска, Гаэтано (1858-1941 гг.) «Элементы политической науки» (1 ч.- 1886, 2 ч. - 1923 г.).
Трубецкой, Евгений Николаевич (1863-1920 гг.) «Социальная утопия Платона» (1908 г.).
Вебер, Макс (1864-1920гг.) «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.). «Политика как призвание и профессия»(1919 г.).
Новгородцев, Павел Иванович (1866-1924 гг.) «Об общественном идеале» (1917г.).
Кистяковский, Богдан Александрович (1868-1920 гг.) «Государство правовое и социалистическое» (1906 г.). «В защиту права» (1909г.),
Ленин, Владимир Ильич (1870-1924 гг.) «Государство и революция» (1917 г.).
Бердяев, Николай Александрович (1874-1943 гг.) «Философия неравенства». «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г)
Михельс, Роберт (1876-1936 гг.) «Социология политической партии в условиях современной демократии» (1911 г.).
Мангейм, Карл (1893-1947 гг.) «Идеология и утопия» (1929 г.).
Ильин, Иван Алексеевич (1882-1954 гг.) «О монархии и республике» (1930-40 гг.). «Наши задачи» (1943-1954 гг.).
Шумпетер, Йозеф (1883-1950 гг.) «Капитализм, Социализм и Демократия» (1942 г.).
Шмитт, Карл (1888-1985 гг.) «Понятие политического» (1963 г.).* (А.Дугин. 5 уроков для России)
Хайек, Фридрих . (1899-1989 гг.) «Дорога к рабству» (1944 г.).
Поппер, Карл (1902 г.р.) «Открытое общество и его враги»(1945 г.).
Парсонс, Толкотт (1902-1979 гг.) «Социальная система» (1951 г.).
Арон, Раймон (1905-1983 гг.) «Демократия и тоталитаризм»(1965 г.)
Алмонд, Габриэль (1911 г.р.) «Сравнительная политология: концепция развития» (1966 г.). «Дилеммы плюралистической демократии» (1982).
Даль, Роберт (1915 г.р.) «Введение в теорию демократии» (1956 г.).
Истон, Дэвид (1917 г.р.) «Политическая система»(1953 г.). «Системный анализ в политической жизни»(1956 г.).
Дюверже, Морис (1917 г.р.) «Идея политики, применение власти в обществе» (1966 г.).
Миллс, Чарльз Райт «Властвующая элита» (1956 г.).
Липсет, Сеймур(1922 г.р.) «Политический человек» (1960 г.).Хабермас, Юрген (1929 г.р.) «Знание и интересы» (1968 г.).
Дарендорф, Ральф (1928г.р.) «Конфликт и свобода» (1972 г.).;
Хантингтон, Сэмюэль (1927 г.р.) «Столкновение цивилизаций ». (1998.)
|
|
ПАРАДИГМЫ
Тип I |
| |||||
Критерий: природа политики | Историко-хронологический | |||||
Теологическая |
2 тыс. до н.э. – 476 г. | |||||
Натуралистическая | Средневековая 5 в. н.э. – 13 в. н.э.
| |||||
Социальная |
14 – нач. 17 в.
| |||||
Рационально-критическая (конфликтно-консенсусная) | П. Нового времени
|
|
|
Основные идеи политической мысли Древнего Востока
*Религия как основа философско-политических учений.
*Учение о бессмертии (переселении) души.
*Философское отношение к смерти, мистицизм.
*Справедливость как строгая иерархия в древневосточных обществах.
1) Государство – земное воплощение небесного царства.
2) Божественное происхождение государя: фараон (царь) – земное воплощение Бога.
3) Идеи о государстве как «общественном договоре» (Мо Ди).
4) Учение о естественном состоянии (Лао-цзы, даосизм).
5) Учение об управлении государством и обществом («Поучения»; «Веды»; «Артхашастра»).
6) Учение о политическом лидере (Конфуций, Артхашастра).
7) Роль наказания в управлении («Веды, «Законы», Хаммурапи, «Закон Ману», «Артхашастра»).
8) Учение о Законе (божественные, естественные законы, легисты). Идея божественной справедливости как естественный закон.
9) Роль традиции, культуры, опыта предков (Конфуций).
10) Недоверие к новаторству.
11) Трудовая этика.
12) Идеи терпеливости и покорности.
Основные черты западной античной традиции в истории политической мысли:
1. Тесная связь между событиями политической жизни и политической теории.
2. Политические идеи (учения) представляют собой важнейший элемент философских систем античных мыслителей;
3. Политические идеи получают философское, этическое и правовое обоснование.
4. Государство (полис) рассматривается как величайшая ценность античного мира; как «воплощение разума и справедливости» (Демокрит); как высочайшая форма человеческого общения (Аристотель: «полис = политическое общение»). Вне государства античный человек обречен на гибель.
5. Человек (свободный гражданин) рассматривается как часть государства, как частица единой политической общности, как «политическое животное» ( Аристотель); личные интересы должны быть подчинены идее «Общего блага».
6. В античной политической мысли получают обоснование основные теории происхождения государства (органическая, естественно-правовая, религиозная, патриархальная, договорная).
7. По мнению большинства античных авторов, управлять государством должны те, «кто умеет управлять» (Демокрит). По Платону, Аристотелю, Полибию, Цицерону - это философы или «аристократия духа» (Пифагор); не просто представители знатных родов, а наиболее интеллектуально и этически развитые члены общества.
8. Описаны и проанализированы десятки форм государственного правления, существующие реально или в теории. В качестве идеальных (лучших) обычно фигурируют смешанные формы правления (то есть соединение лучших элементов основных форм правления: Монархии - Аристократии – Демократии). Чаще других, за образцы берутся: форма правления античной Спарты, или римская республиканская форма правления (Полибий, Цицерон). С теорией смешанных форм смыкается теория среднего класса (Аристотель).
9. Дано представление о циклическом развитии государства и причинах (закономерностях) перехода от одной формы правления к другой (Полибий, Цицерон).
10. В большинстве учений содержится резкая критика существующего общественного порядка (Платон, Цицерон), а также критика отдельных форм правления, чаще всего, демократии (от Сократа до Цицерона).
Вывод: к античному периоду истории политических учений относится начало осмысления так называемых «вечных проблем»:
· Соотношение личности и государства
· Морали и политики
· Власти и насилия
· Реформ и революции
· Равенства и права
· Справедливости и права
· Права и свободы
А также возникновение многочисленных теорий происхождения государства, разделения власти, природы элит и лидерства и т.д.