М. M. Cперанский. Введение к уложению государственных законов (1809 г.)
<...> От державной власти возникает закон и его исполнение. <...>
Если бы права державной власти были не ограничены, если бы силы государственные соединены были в державной власти в такой степени, что никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое.
Рабство сие может быть двоякое: политическое вместе и гражданское, или одно только политическое.
Первого рода рабство бывает, когда подданные не только не имеют никакого участия в силах государственных, но и, сверх того, не имеют и свободы располагать лицом их и собственностью в связи их с другими.
Рабство второго рода бывает, когда подданные, не участвуя в силах государственных, имеют, однако же, свободу в лице их и собственности.1
<...> Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сию степень, он ниспровергается с большим или меньшим потрясением.
Три великие системы издревле разделяли политический мир: cистема республик, система феодальная и система деспотическая.
Первая под разными именованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. [Рим].
Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. [Европа].
Третья ни меры, ни границ не допускала. [Восток].
Все политические превращения, в Европе бывшие, представляют нам непрерывную, так сказать, борьбу системы республик с системой феодальною. <…>
<...> на развалинах первой феодальной системы утвердилась вторая, которую можно назвать феодальным самодержавием. <...>
И на сих-то основаниях время, просвещение и промышленность предприняли воздвигнуть новый вещей порядок, <...> достижение политической свободы.
<...> приуготовился третий переход от феодального правления к республиканскому. <…>
<...> в общем движении человеческого разума государство наше стоит ныне во второй эпохе феодальной системы, то есть в эпохе самодержавия, и, без сомнения, имеет прямое направление к свободе. <...>
<…> настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее.
Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на неприменяемом законе.
Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. <...>
Порядок законодательный слагается из трех начал: из предложения закона, уважения его и утверждения. <...>
В одних, как то в Англии, предложение закона принадлежит как законодательному сословию, так и власти державной.
В других, как то во Франции, предложение закона принадлежит одной власти державной исключительно.
Уважение закона во всех системах принадлежит законодательному сословию, и правительство участвует в нем единственно голосами своих министров или изъяснениями ораторов.
Утверждение закона везде принадлежит власти державной, с тем только ограничением, что в Англии и во Франции не может она утвердить закона, большинством голосов не уваженного, а в Англии, сверх того, может не утвердить закона, хотя бы он и всеми был уважен. <...> предложение закона исключительно присвоить державной власти. <...>
Хотя уважение закона собственно принадлежит законодательному сословию, нельзя, однако же, исключить из оного министров. <...>
<…> в России вся исполнительная часть должна принадлежать власти державной. <...> порядок судный, яко часть порядка исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной. <...>
В составлении закона <...> предложение и утверждение вверяются исключительно державной власти.
Уважение закона принадлежит законодательному сословию.
IV. O разуме законов в правах подданных
<...> Два только могут быть источника всех разделений: права гражданские и политические.
Первый источник. Права гражданские, то есть безопасность лица и имущества, суть первое и неотъемлемое состояние всякого человека, входящего в общество. [Общие – ред.] <…>
Права гражданские особенные:
1. Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть, однако же, свободным от особенной службы, которая на известные состояния положена законом.
2. Иметь право приобретать недвижимую собственность населенную <...>
Из различия прав гражданских, общих и особенных, возникает различие состояний. <...>
1. потому что воинская наша система и пространство земель ненаселенных непременно требуют оседлости; 2. что наймом обрабатывать у нас земель по пространству их и по малости населения также невозможно; 3. наконец, ежели бы система сия и была возможна, то в нравственных уважениях участь крестьянина сим безмерно бы отяготилась, а земледелие потерпело бы великую расстройку. Участь крестьянина, отправляющего повинности по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и в Соединенных Штатах.
Второй источник разделения состояний суть права политические: состоят в участии в силах государственных: законодательной, cудной и исполнительной. <…>
<...> два вида: в первом определяется, все ли вообще подданные должны иметь право избирания; во втором - все ли могут иметь право представления. <…>
<...> в составлении выборов никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности или капиталов промышленности в известном количестве. <…>
<...> есть в обществе положения, кои по образу жизни и воспитания не дозволяют <...> допустить <...> к составлению закона. Таковы суть состояния домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков, хотя бы они и имели собственность, в капиталах состоящую. <...>
<...> во всех государствах полагается известный доход для права представления, и доход сей должен быть выше, нежели оклад для выборов. <…>
Дворянство пользуется всеми гражданскими правами, <...> имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности. <...>
Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не имеет особенных. <…>
<...> имеют права по их собственности. <...>
Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.
<...> К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги.
<...> силы государственные: Совет, законодательное сословие, Сенат и министерства. <...>
Российская империя разделяется на области и на губернии: <…> 1) Сибирь, по хребет Уральских гор; 2) край Кавказский и Астраханский с Грузиею; 3) край Оренбургский; 4) Земли донских казаков; 5) край Новороссийский.
Области имеют особенное устройство с применением к ним общих государственных законов по местному их положению.
Губерния составляет население от 100 до 300 тыс. душ.1
I. Порядок законодательный
В каждом волостном городе <...> каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, под названием волостной думы. <...>
Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание, под именем думы окружной. <...>
Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание, под именем губернской думы. [Волостные, окружные и губернские думы избирают членов советов, суда, 20 состоятельных обывателей, распределяют суммы местных налогов, представляют заявления о местных нуждах в высшие инстанции- ред.]. <...>
Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем Государственной думы. Государственная дума есть место, равное Сенату и министерству. <...>собирается <...> ежегодно <...>
Действие Государственной думы пресекается: 1) отсрочкою его до будущего года; 2) совершенным всех членов ее увольнением.
Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете. <...>
<...> члены Государственной думы не могут оставить свое место, разве смертию или определением Верховного суда, или определением в Совет, в Сенат и министерство. <...>
Председатель Государственной думы избирается из членов ее и утверждается державною властию. <…>
<…>Государственная дума образует законодательные комиссии. <…>
II. Порядок судный
Суд волостной <...> окружной <...> губернский [во всех судах вводятся присяжные из 20 отличнейших обывателей- ред.].
Сенат есть верховное судилище для всей империи. <...> Он составляется из определенного числа членов, места их, по смерти или увольнении, замещаются утверждением державной власти лицами, избранными в губернских думах. <...>
<...> есть дела уголовные особенного рода. <...> Таковы суть преступления государственного бунта, или измены, или важного какого-либо потрясения государственной безопасности. <...> Для сего в самом Сенате установляется Верховный уголовный суд.<...>
III. Порядок исполнительный
Порядок исполнительный, подобно прочим частям, слагается из четырех главных разделений: 1) управление государственное или министерство 2)управление губернское 3) окружное 4) волостное <...>
IV. Государственный совет
Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.
I. В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.
II. Посему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых. <...>
VI. Министры суть члены Совета по их званию.
VII. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов. <...>
IX. Совет разделяется на департаменты:
1) законов;
2) дел военных;
3) дел гражданских и духовных;
4) государственной экономии. <...>
XV. Все постановления исходят из Совета по высочайшем их утверждении. <…>