Пути разрешения политических конфликтов
К управлению политическими конфликтами стремятся все политические силы, даже силы, желающие их обострения и специально создающие конфликтные ситуации. Но большинство политических сил стремится к управлению политическими конфликтами с целью их урегулирования или разрешения.
Урегулирование конфликта – это снятие остроты, противоборства сторон при сохранении причин конфликта, что сохраняет вероятность повторного обострения ситуации.
Разрешение конфликта – исчерпание предмета спора или такое изменение ситуации, которое бы исключило её повторное обострение.
Субъектом управления конфликтом является одна из его сторон или некая третья сила, не участвующая в конфликте, но заинтересованная в его управлении или разрешении. Такой третьей стороной является Россия в абхазо-грузинском конфликте.
При управлении конфликтом решается ряд универсальных задач.
А.Воспрепятствование возникновению конфликтов.
Для предотвращения конфликтов используется следующая процедура:
1. Взаимный обмен информацией о намерениях и действиях сторон, между которыми возможен конфликт. Так, соседние страны заранее информируют друг друга о предстоящих передвижениях войск, об учениях и т.п.
2. Взаимное объявление моратория на действия, которые могут привести к конфликту. Например, мораторий на ядерные испытания.
3. Воздержание от применения силы или угрозы применения силы.
4. Сближение позиций сторон через использование имеющихся или принятие новых правовых документов. Примером подобных действий являются взаимоотношения между Россией и Японией.
5. Соблюдение и поддержание атмосферы делового партнерства.
Б. В случае возникновение конфликта препятствование его обострению.
В.Выведение всех латентных конфликтов в явную форму с целью избежания неконтролируемых процессов, своевременного принятия необходимых мер.
Примером этого может быть конфликт между Россией и Украиной по поводу границы на Азовском и Черном морях. Длительное его существование в латентной форме было одной из причин обострения ситуации при строительстве защитной дамбы возле острова Тузла.
Видимо, следует придать открытый характер и конфликту между областями (краями) России и входящими в них национально-автономными округами, имеющими самостоятельное представительство в Совете Федерации.
Г. Минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением конфликта в смежных областях жизни, чтобы не вызвать более масштабных потрясений.
С этой целью власти часто стараются акции протеста населения перенести из центра города на его окраину и дать сдержанное освещение конфликтной ситуации в СМИ.
Особые задачи по управлению конфликтом возникают наразныхэтапахпротекания конфликта.
На этапе возникновения конфликтаважно, прежде всего:
а) институционализировать конфликт, т.е. создать правила взаимодействия конфликтующих сторон. Это часто приводит состязательность сторон в такие формы, что конфликт затухает сам;
б) конструирование социального окружения конфликта,то есть определенная ориентация и мобилизация общественного мнения.
На этапе развития конфликта важно сохранить конфликт на рациональном уровне и не сместить его на уровень эмоциональный.В последнем случае конфликт останется, даже если будут исчерпаны рациональные причины. Его движущей силой будут чувство обиды, мести и другие иррациональные мотивы.
На этапе окончания конфликтанадо иметь в виду два возможных варианта примирения сторон:
1. Мирное разрешение конфликта в результате:
а) достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций;
б) соглашения, основанного на взаимных уступках;
в) истощения ресурсов одной или нескольких сторон;
г) обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон;
д) понимания прав и интересов соперника.
2. Примирение на основе принуждения, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этого может быть:
а) явное превосходство силы с одной стороны;
б) уничтожение, тотальное истребление противника.
Выбор путей примирения зависит от конкретных условий.
Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры. Для успешного ведения переговоров следует учитывать ряд правил:
а) фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях;
б) отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре;
в) вырабатывать несколько возможных вариантов решения;
г) обещать уступки, что в отличие от угроз повышает вероятность достижения соглашения.