Раздел III Духовная жизнь общества
Тема 16 Культура духовная и материальная
Культура | |
Широкое значение | Узкое значение |
Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда | Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы |
Культура– это духовные и материальные ценности, созданные человеком.
Культура | |
Духовная | Материальная |
Это духовная деятельность и её результаты | Это материальное производство и его результаты |
Связаны | |
Ценностный подход | Деятельный подход |
Культура как итог всего многообразия деятельности К человека, как мир ценностей человека (т. е. с совокупность материальных и духовных ценностей, ч значимых для конкретного общества) ч | ультура как специфический пособ жизнедеятельности еловека (т. е. способ бытия еловека в мире) |
Формы культуры:
Элитарная (высокая) Народная Массовая (популярная)
Сложная по содержанию и трудная
Создаётся
Адресована всем, без
для восприятия; адресована узкому неизвестными
различия классов,
кругу профессионалов и
творцами –
наций, пола, т. е. массам
привилегированной части общества непрофессионалами;
адресована народу
в обществе потребителя
Картина Пикассо, фильмы
Тарковского
Частушки, танцы, сказки
Телевидение, поп-
музыка
Духовная культура:
Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей; Существует в сознании человека;
Связана с материальной культурой.
Духовная деятельность– это сочетание производства и потребления духовных ценностей.
Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации.
Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
Сохранение духовных ценностей | |||||
музей | Библиотека | Архив | Образование | СМИ | Интернет |
Тема 17 Искусство
Искусство | |
Узкое значение | Широкое значение |
Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира | Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта |
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Функции искусства | |
Повествовательная, познавательно- эвристическая | Это знание и просвещение |
Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение |
Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно- эстетический анализ и диагноз состояния мира |
Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание |
Общественно-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность |
Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно- смысловых ориентиров |
Эстетическая | Это развитие способностей художественного восприятие и творчества |
Гедонистическая | Это наслаждение |
Психологическое воздействие на подсознание человека | Это воображение, внушение, гипноз |
|
|
Художественные образцы | ||
Пространственные (что В видим) | ременные (что слышим) | Пространственно- временные |
Архитектура; Скульптура; Живопись, графика; Фотографии; | Устное творчество; Музыка | Литература; Театр; Кино; Цирк; |
Различные виды искусства взаимосвязаны между собой |
Стили в искусства Запада:
Романский X - XIII | В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под влиянием античного, сирийского и арабского искусства. |
Готический XIII - XVI | Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений. |
Барокко XVI - XVIII | В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и слитность текучих, криволинейных форм. |
Рококо XVIII | В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика. |
Классицизм XVII - XIX | Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону. |
Сентиментализм XVIII - XIX | В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество. |
Романтизм XIII - XIX | Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью. |
Реализм XIX – XX | Достоверность в воспроизведении действительности без искажения и приукрашивания. |
Импрессионизм XIX | Стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды живописными средствами. |
Модерн XIX - XX | Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов. |
Авангард XX | Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы. |
Тема 18 Религия
Первоначальные формы религии | |||||
Фетишизм | Магия | Анимизм | Тотемизм | Шаманизм | Спиритизм |
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства | Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир | Вера в душу и в духов и их влияние на людей | Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями | Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами | Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними |
Религия– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Ядром религии является вера.
Религия | ||
Родоплеменные | Национальные | Мировые |
Иудаизм; Конфуцианство; Синтоизм; | Буддизм; Христианство; Ислам; |
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии:
«Будда» - просвещённый (с санскрита)
Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды
1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло);
2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий,
наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.;
3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех);
4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»).
Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.
Типитака(Типитака) – священная книга буддистов.
С I в. направления (ветви) в буддизме | |
Хинаяна («узкий путь спасения») | Махаяна («широкий путь спасения») |
Признаёт Будду человеком, нашедший С путь спасению, большое значение имеет л личные усилия, упор на личное спасение д через уход от мира в монашество д б | пастись может не только монах, но и юбой мирянин; необходимость спасать ругих, активная проповедническая еятельность, превращение Будды в ожество, усложнение обрядности |
Шри-Ланка, Юго-восточная Азия С | редняя Азия, Дальний восток |
Ислам с VII в. в Аравии:
Ислам– покорность (с арабского); Мусульмане– последователи ислама; Муслим– верный (с арабского);
Магометанство– устаревшее название мусульманства;
Коран– главная священная книга мусульман; Города Мекка и Медина– самые святые места. Бог– аллах;
Пророк– Мухаммед (Магомет);
Основные вероучения: «пять столпов культа» | ||||
Вера в единство Бога и пророчество «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его» | Обязательная молитва (салам, намаз), совершаемая пять раз в день в определённое время | Пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан) | Налог в пользу П бедных и неимущих (закят) | аломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба |
Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская
неверность.
Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты,
имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты.
Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи: Триединый Бог(один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух.
Библия– свод книг священного писания;
Ветхий Завет– первая часть библии (39 книг);
Новый завет– вторая часть библии (27 книг);
Евангелие– главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Нравственные заповеди христианства:
«Почитай отца и мать»
«Не убивай»
«Не прелюбодействуй» «Не кради»
«Не произноси ложного свидетельства»
«Не желай ничего, что у ближнего твоего»
Основные аспекты | Православие | Католичество |
Организация церковь | Автокефальная (самовозглавляемая, самостоятельная) | Централизованная |
Глава | Патриарх (у каждой церкви свой) | Папа Римский (единый для всех католиков) |
Отношение с государством | Цезарпапизм (государь выше патриарха, т. е. свыше светская власть выше) | Папоцецаризм (Папа Римский выше государя, т. е. духовная власть выше) |
Богопознания (ощущение Бога) | Бог отделён от мира, непознаваем и неописуем; он и конечен, и бесконечен, он таинственен | Бог познаваем (т.е. сошёл на землю); Бога можно описать словами |
Главный праздник | Пасха (конец земной жизни и начало небесной) | Рождество (начало земной жизни) |
Атеизм– это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.
Формы атеизма (формы критики религии) | |
Межконфессиональная | Свободомыслие |
Это в рамках своей религии критикуется «чужая», «неправильная» религия | Это свободная критика религии на основе человеческого разума |
Свобода совести– это право исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой (т. е. быть атеистом)
Тема 19 Основа философии
Философия(с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления.
Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало:
Личная свобода граждан;
Свобода от физического труда;
Свобода от власти аристократии.
Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию.
Материальные явление– явления, существующие независимо от человека.
Бытие– это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное– это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Название направления | Учёные-философы | Что первично | Основной вопрос философии: Познаваем ли мир? |
Материализм– это учение, рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи | Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс | Материя, природа | Мир познаваем |
Идеализм– это учение, рассматривающее, что сознание, мышление, психическое, духовное первично и лежит в основе сущего | Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше | Дух, идея, сознание | Нет, мир не познаваем |
Объективный | Платон, Ф. Аквинский, Г. Лейбниц, Г. Гегель, Ф. Шеллинг | Да, мир познаваем через познание абсолютной идеи, мирового разума |
Агностицизм– это учение, отрицающее возможность познания мира.
Агностика– это приверженцы агностики.
Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели.
Два основных метода мышления и познания:
Метафизика– это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив.
Диалектика материалистическая– это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира.