Гипотезы могут выражаться в общей (абстрактной) или конкретной (казуистической) форме.
По степени определенности гипотезы делятся:на абсолютно определенные;относительно определенные;неопределенные.По составу гипотезы подразделяются:на односторонние;двусторонние.По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются:на простые;описательные;ссылочные;бланкетные.По объему санкции подразделяются:на полные;неполные.По степени определенности они делятся:на абсолютно определенные;относительно определенные;альтернативные;кумулятивные.
Нормы права могут излагаться по-разному:
внескольких статьях закона. Так, диспозиция и санкция могут содержаться в одной статье, а гипотеза – в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в общую часть. Такое построение наблюдается в Семейном и Гражданском кодексах;
в одной статье нормативного акта может содержаться одновременно несколько норм. Этим отличаются статьи Семейного кодекса. Кроме того, части статей Конституции разворачиваются в кодексах в отдельные нормы;
норма права может быть «разбросана» по разным нормативным актам. Законодатель в этих случаях дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы. Иногда отсылка к конкретной статье не дается, но называется лишь нормативный акт. Встречаются случаи, когда отсутствует и название нормативного акта, где может содержаться недостающая часть нормы. Обычно употребляется фраза: «Ответственность наступает согласно действующему законодательству»;
норма права и статья закона могут совпадать, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.
1. При подготовке новых нормативных актов важно, чтобы в них логически подразумевались структурные элементы норм.
Простота, компактность, удобство изучения и применения закона обусловливают либо объединение в одной статье (пункте) нескольких норм, либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона.
28. Основные концепции правопонимания: (общая характеристика).
Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.
Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.
Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.
В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, – государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.
Естественно-правовые начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем:
• во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;
• во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;
• в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.
Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.
Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон. + признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. «-« моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей. права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.
Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой».
Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. «+»здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.
Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.