Предмет и метод курса истории политических и правовых учений.
Политические идеи раннего христианства. Теократическая теория государства Августина.
Признание христианства государственной религией не исключало трений между императорской властью и церковью. С одной стороны император смотрел на священников как и на своих чинов т.е. они обязаны исполнять императорские веления, а также император опирался на авторитет решения религиозных вопросов. С другой стороны духовенство не желало быть послушным исполнителем императорских велений. Церковь притязала на полную независимость в религиозных делах и на участие в управлении государством.
Притязания церкви на участие в государственном управлении называются теократическими теориями. Знаменитой вехой в развитии политической правовой идеологии церкви был ученый, североафриканский епископ Августин Аврелий, (354–430 гг.). прозванный «блаженным», а католической церковью святым и учителем церкви.
В произведении «О граде божьем» Августин Аврелий писал что на земле существует 2 государства: божий град (церковь) и град земной (государство). В церкви – право и общественная польза, истины, справедливый мир и покой, а государство – временное создание человека, созданное насилием и держащееся принуждением. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной порядок, причем существует 2 земных государства: одно основано на насилии, а другое на заботе о подданных.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых.
Августин Аврелий первый, кто предложил приобщать к христианству насильственным, вооруженным путем, искоренять ереси. Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. Оправдание государства и в поддержании социального порядка. Августин Аврелий выдвинул новый подход к рабству. Источник рабства грех, но исторически рабство отделяет людей – плен, причем плен имеет оправдание, поскольку согласно его учения, войны не противоречат божьим заповедям. Божественное установлением является и частная собственность, социальное неравенство, деление на бедных и богатых.
Практически преобразованное государство является рабовладельческим христианским государством, основ на участии духовенства в государственных делах, насилием подавляющее инакомыслие. Теории и идеи Августина Аврелия осуществились в Восточной Римской Империи.
Предмет и метод курса истории политических и правовых учений.
Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.
Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.
- что такое государство, как оно создается;
- служит общему благу или отдельным социальным группам
- что есть право;
- предмет государства, права и обязанности граждан;
- в чем состоит справедливость и что справедливо;
- соотношение нравственности и права;
- какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности.
Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:
1. Распределение собственности; 2. Характер политических учреждений; 3. Религия; 4. Быт и традиции народа; 5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп.
Для понимания и усвоения содержания политико-правовых доктрин необходимо видеть различие между наукой и учебной дисциплиной. В науке применяются различные научные методы: Общефилософский, требующий единства исторического и логического методов исследования (первый из них рассматривает возникновение и развитие учений, а второй выявляет те концепции, которые отличаются разработанностью фундаментальных положений и оказывают заметное влияние на развитие политико-правовой мысли, на политику различных социальных сил и государства в целом).
Логический метод оперирует структурным (анализ составных частей учения и их связей) и функциональным (роль и влияние учения в обществе).
Исторический - сравнительным (сравнение с предшествующими и последующими, а также с другими современными учениями) и биографическим (изучение знаменательных фактов жизни того или иного мыслителя) методами.
Таким образом, при рассмотрении политико-правовой доктрины необходимо проанализировать:
а) ее мировоззренческую (философскую, религиозную) основу;
б) теоретико-методологическое содержание (категории, понятия, метод);
в) нормативно-правовые проекты, политические программы, декларации, манифесты, основанные на данном политическом (правовом) учении, а также общественные движения, использующие элементы данной доктрины.
2.Особенности развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока (на примере Китая).
Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно-политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ».
Существенную роль в даосизме отводится принципу не деяния, воздержания от активных действий. Все неестественное (культура, законодательство) согласно даосизму откланяется от дао и есть ложный путь. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.
Фундаментальную роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград.
Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Легизм содержал более полную программу централизованного государства.
Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.
3.Особенности развития государственно-правовой идеологии в Древней Греции. Политическое учение Платона.
ПЛАТОН (427-347 г.г. до н.э.) имел аристократическое происхождение. В 20 лет познакомился с Сократом и стал его верным учеником. Создал Академию, просуществовавшую 900 лет, собственную фсф школу. Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “Государство” и “Законы”.
В диалоге “Государство” идеальный государственный строй рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”. Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения.
В проекте идеальной организации власти он отходит от принципов “аристократии крови” и заменяет ее “аристократией духа”. Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты – интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.
По поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько.
Класс стражей - общность имущества и быта, нет частной собственности, продовольственные запасы получают от третьего сословия в виде натуральных поставок, денег у них нет, жить и питаться они должны сообща, запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п., их производственную деятельность предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения – важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя.
Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия, так возникает тимократия господство сильнейших воинов, такое гос-во будет вечно воевать.
олигархия –скопления богатства у частных лиц, строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти народа. Царят своеволие и безначалие. Чрезмерная свобода обращается в свою противоположность – чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй – это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.
«Законы». Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Для удобства расчетов предусматривается точное число граждан – 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают. Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. Здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан.
4.Политико-правовое учение Аристотеля.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире. Юношей отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей.
Свое политико-правовое учение он изложил в трактатах “Политика”, “Никомахова этика” и “Афинская полития”.
В политической сфере не увлекался мечтами об идеальном обществе, а постоянно сообразовывался с действительностью. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы. В обоснование рабства приводит несколько доводов. Решающий – естественные различия между людьми. Варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества.
О государстве.
Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства — достижение общего блага. Т.к. цель общая — управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (изгнание во имя демократии из государства граждан, которые становились популярными политиками).
Формы государства
Монархия — правит один в интересах общества.
Аристократия — господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.
Полития — власть общества. Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Идеальное политическое устройство:
1. Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.
2.В нем должны жить греки, ибо северные народы храбры, но не умны, азиаты — умны но не храбры, греки соединение этих прекрасных качеств
3.Граждане должны полностью посвятить себя служению государству, гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.
Граждане в совершенном государстве занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными делами. Это исключительное призвание граждан.
Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии.
Политическое право делится на естественное и условное (установленное). “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.
Вывод: политические блага как и блага этические состоят в умеренности, политическое искусство — в умении воздержания.
5.Особенности развития политико-правовой идеологии в Древнем Риме. Государственно-правовые взгляды Цицерона.
В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. Если в государствах-полисах политические конфликты среди свободных определялись главным образом столкновениями между родовитой знатью и лагерем демократии, то теперь, с утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.
Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил в диалогах “О государстве” и “О законах”. Его учение- это соединение идей, взглядов Платона и Аристотеля.
Он исходит из общих представлений о естественном происхождении государства. Гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила “не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе”. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.
Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы.
Признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. “Частной собственности не бывает от природы”. Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения.
Говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Он относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми “грязным делом”, у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.
Политический идеал – аристократическая сенатская республика. В общетеоретическом плане он обосновывает свой идеал учением о смешанной форме правления. Различает три основные формы государства: царскую власть –- монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. Среди них лучшей, по мнению Цицерона, является монархия. Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как тирания, господство клики богатых и власть толпы (черни). Порочные состояния, собственно, не являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.
Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии.