Возвышение Москвы. Падение власти Золотой Орды
Московское княжество возникает в середине XIII века. Первым князем, получившим Москву в свой удел, был младший брат Александра Невского Михаил Ярославович. Великий князь Александр в 1268 году передал Московское княжество в удел своему младшему сыну Даниилу, которого принято называть Даниилом Московским. То, что Москва доставалась младшим сыновьям владимирских князей, свидетельствует о незначительной роли Москвы в XIII веке даже внутри Владимирского княжества. Как же случилось, что уже в следующем XIV веке Москва стала признаваться политическим центром всей Северо-Восточной Руси, а в XV веке сумела воссоздать вокруг себя единое Русское государство?
Основными причинами этого удивительного превращения можно называют четыре основных фактора: географический, религиозный, политико-экономический и личностный.
Географический
Москва находилась в окружении других княжеств и земель Северо-Восточной Руси. Тем самым она лучше других регионов была защищена от внешних опасностей, прежде всего от ордынских набегов и орденских нашествий. С севера Москва была защищена Новгородской землей и Ярославским княжеством, с запада Тверским и Смоленским княжествами, с юга Рязанским княжеством, а с востока Суздальско-Нижегородским княжеством. Это не означает, что Москва вообще не испытывала набегов и вторжений, но их было гораздо меньше. А люди стремятся в конце концов туда, где спокойнее и увереннее себя чувствуют. Мир и стабильность обеспечивают и экономическое процветание.
Религиозный фактор
Выгодное расположение Москвы привлекло к ней внимание главы Русской православной церкви митрополита Петра. В начале ХIV века он часто бывал в Москве по дороге между Владимиром и Юго-Западной Русью, подолгу гостил в этом городе, где и скончался 1326 году. После смерти Петра резиденция митрополита была перенесена из Владимира в Москву, чему, конечно, способствовал московский князь, понимавший выгоды этого события. Москва стала религиозным центром русских княжеств и земель.
Политическо-экономический фактор
В начале ХIII века московские князья получают в Орде ярлык на великое княжение Владимирское, благодаря чему становятся ответственными за сбор дани. Таким образом, на многие десятилетия Московское княжество получило политический и экономический контроль над русскими княжествами. Через московских князей проходили значительные финансовые потоки, которые можно было использовать для усиления экономического положения Московского княжества.
Личностный фактор
Москве повезло практически со всеми князьями, правившими в ней. Все они были выдающимися государственными деятелями. Это проявлялось и в управлении своим княжеством, и в выстраивании дипломатических отношений с Ордой, с другими княжествами и с церковными иерархами. Экономически выгодное положение использовалось для постепенного расширения княжества, его укрепления и усиления в политическом и военном отношении.
Подобные качества были присущи уже Даниилу Московскому, но особенно ярко они проявились у его сына Ивана, первого правителя Руси, прозванного Калитой.Слово «калита» – кошель, мешок с деньгами – подчеркивало то важное значение, которое князь Иван Данилович придавалфинансовой деятельности. По отзывам современников, финансовые аргументы наряду с дипломатическими способностями позволили Ивану Калите получить ярлык на великое княжение, а затем закрепить его за своими сыновьями Симеоном Гордым и Иваном II Красным. Иван Калита правил с 1325 до 1340 года, его сыновья до 1359 года. Великое княжение перешло и к внуку Калиты Дмитрию Ивановичу, правившему до 1389года.
Во время правления князя Дмитрия территория Московского княжества была примерно в 10 раз больше территории княжества при Данииле Московском. Но еще больше вырос авторитет Москвы. Какие-то земли прикупались, какие-то присоединялись добровольно, какие-то завоевывались. На службу московскому князю переходили многие служивые люди, простые воины и знатные люди, например, обедневшие или утратившие свои земли мелкие удельные князья. Москва стала самым сильным во всех отношениях княжеством, признанным политическим и экономическим лидером Северо-Восточной Руси. Настолько сильным, что отказалась выплачивать дань Орде. Настолько признанным, что в последовавшем за этим военном столкновении с Ордой на стороне Московского княжества сражались воины почти всех других княжеств Северо-Восточной Руси. Решающее сражение произошло в 1380 году на поле Куликовом, в том месте, где в реку Дон впадает река Непрядва. Войско Орды было разгромлено, и руководивший русскими войсками князь Дмитрий был прозван Дмитрием Донским.
Куликовская битва стала важнейшей вехой в истории Московского княжества и всей Руси даже несмотря на то обстоятельство, что через два года сама Москва подверглась военному вторжению ордынского войска и какое-то время спустя была возобновлена выплата дани Золотой Орде. После Куликовской битвы стало ясно, что кончилось время безусловного военного превосходства Золотой Орды, что на Руси появилась сила, которая способна объединить вокруг себя русские княжества и избавить Русь от зависимости от Орды, сделать Русь независимой.
Московское княжество продолжало усиливаться и расширяться и после смерти Дмитрия Донского, при его сыне Василии I (1384–1425), и при внуке Василии II Васильевиче (1425–1462). Правда, при Василии II процесс укрепления Московского княжества был приостановлен очередной княжеской междоусобицей, длившейся почти 20 лет, в 30-50 годы ХV века. Дело в том, что младший сын Дмитрия Донского Юрий, которому были выделены в правление Галицкое и Звенигородское княжества, после смерти своего брата Василия стал сам претендовать на великое княжение вместо своего племянника Василия Васильевича. После смерти князя Юрия борьбу за титул великого князя продолжили его сыновья Василий и Дмитрий. В затянувшейся борьбе Василий Юрьевич был ослеплен, после чего получил прозвище Косой, ослеплен был и Василий Васильевич, получивший прозвище Темный. Но в конце концов Василий II, поддерживаемый церковью и боярами московскими, утвердился на московском престоле. После этого в Московском княжестве была вновь восстановлена стабильность, и оно еще больше усилилось.
А в Орде в это время происходили обратные процессы. Внутренние распри и борьба за власть начались там уже в XIII веке, а в XIV веке они перешли в крупные военные столкновения. Иногда власть в Орде захватывали лица, которые не были чингизидами (потомками Чингисхана). И люди, по монгольским обычаям не имевшие права на ханский титул, правили Золотой Ордой. Например, войском Орды в Куликовской битве руководил один из таких людей – возвысившийся военачальник Мамай. Борьба за власть продолжалась на протяжении XIV и XV веков, что привело к распаду Золотой Орды на отдельные независимые государства, ханства, которые зачастую враждовали между собой. Около 1430 года образовалось независимое Сибирское ханство. На роль наследника Золотой Орды претендовало ханство, которое принято называть Большой Ордой. Распри и войны между различными ханами и ханствами привели к тому, что население бывшей Золотой Орды стало переселяться в другие регионы и государства.
Великий князь Литовский Витовт в своем письме от 1429 года к главе Ливонского ордена сообщал, что в Литву прибывает огромное количество переселенцев из Золотой Орды[45] – и простые люди, и знать, и крестьяне, и воины, естественно, со своими семьями и имуществом. Переселялись они и на Русь. Многие представители знати Золотой Орды стали поступать на службу к Московскому князю. Эти люди переселялись в Московское княжество со своими зависимыми людьми, они принимали православную веру и получали княжеский титул. Так возникли фамилии князей Черкасских, Юсуповых и многие другие. Одним из таких представителей ордынской власти был некий Кара-Мурза, от которого берет начало род Карамзиных. Из этого рода и вышел русский историк Н. М. Карамзин.
В таких условиях воссоздание независимости Русского государства было делом времени, затянувшимся из-за распри между внуками Дмитрия Донского. В начале 70-х годов XV века сын Василия II великий князь Иван Васильевич отказался платить дань Орде. Московское княжество, как и вся Северо-Восточная Русь, стало независимым государством. Было восстановлено самостоятельное Русское государство – за исключением юго-западных территорий, входивших в состав Литвы. В 1480 году хан Ахмет, правивший в Большой Орде, собрал войско с тем, чтобы принудить Москву силой оружия вновь уплачивать дань. Но дать сражение хан не решился, и после 1480 года независимость и самостоятельность Русского государства ни кем не ставилась под сомнение. Тем более, что воссозданное Русское государство быстро превратилось в одно из сильнейших государств Европы того времени.
Образование централизованного Русского государства
Обретение независимости, восстановление самостоятельности Руси окончательно совершились в 70-е годы XV века. И в это же время шел другой процесс – создание централизованного государства. Эти процессы во многом взаимосвязаны и взаимозависимы, но все же это два различных исторических процесса. Можно иметь независимость и при отсутствии централизации – Русь в XII веке, Германия в XIV веке. Можно быть централизованным государством и зависимым от другого, таких примеров множество в истории как древней, так и современной.
К 70-м годам XV века большинство русских княжеств и земель в той или иной степени были зависимы от Московского княжества. Но еще раньше начался процесс полного присоединенияотдельных княжеств и земель к Москве. Еще в конце XIV века к Москве было присоединено Суздальско-Нижегородское княжество, в 1468 году – Ярославское княжество, а затем Ростовское и Тверское княжества. В конце 80-х годов была присоединена Вятка, третья русская республика (помимо Пскова и Новгорода), отделившаяся от Новгорода. Да и сам Новгород еще при Василии II признал юрисдикцию московского князя. Но не все новгородцы были согласны с потерей независимости, поэтому Иван III решил силой принудить Новгород к подчинению. В 1471 году войско московского князя нанесло поражение новгородскому ополчению. Новгороду пришлось признать верховную власть князя московского. В 1478 году Новгород был просто присоединен к Москве, куда по решению Ивана III был привезен вечевой колокол: «Государство наше таково – вечевому колоколу в Новгороде не быть; посаднику не быть, а государство все нам держать»[46]. Так завершилась история первой русской республики и первой русской демократии, просуществовавшей свыше 300 лет. Правда, Иван III сохранил некоторую автономию Новгорода и особые права за новгородцами.
В начале XVI века к Москве были присоединены некоторые западные княжества, ранее не входившие в состав княжества Московского – Смоленск, Чернигов, а затем и крупное Рязанское княжество. В 1510 году в состав Москвы вошла Псковская республика, когда-то отделившаяся от Новгорода. Так закончилась история Новгородско-Владимирской Руси, так началась история нового Русского государства, которое иногда называли Московским государством, иногда просто Московией. Отныне у Руси был один политический центр, одна столица, четвертая после Новгорода, Киева и Владимира.
Создание централизованного государства, как правило, является благом для большинства его жителей. Недовольной может чувствовать себя часть знати, которая теряет власть в своих бывших государствах, территориях. Например, правители княжеств присоединялись к московским боярам,служившим московскому князю, и, наверное, не всем из них это могло понравиться, так же, как и тем служивым людям, которые жили войной и за счет добычи. Но простые люди, крестьяне, ремесленники, купцы и множество других не могли не желать мира и стабильности, прекращения междоусобиц и борьбы за власть, мешающих экономическому благополучию людей. И в этом смысле создание централизованного государства было большим благом для подданных Русского государства со столицей в Москве.
Централизованные государства, в том числе и монархии, могут иметь разные формы правления – от деспотической до демократической. Иван III создал такую форму правления, которую стали называть самодержавной монархией – правлением одного человека. Иван III принял титул «самодержец всея Руси». Исследователи считают, что слово «самодержец» является буквальным переводом титула императора Византии – «автократор». В 1472 году Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, после чего на Руси стали перенимать многие атрибуты Византии – начиная с герба Русского государства, которым стал немного измененный византийский двуглавый орел. Для Византии было характерно почти полное отсутствие демократических начал в устройстве общества и государства прежде всего отсутствие каких-либо выборных сословно-представительных органов, а также полнейшее пренебрежение к достоинству и правам простых людей. Подобное неприятие демократических начал было характерно и для монголов, для Золотой Орды. Недаром когда-то монголы ликвидировали вече и увозили вечевые колокола из многих городов Руси. Ликвидация вече в Новгороде и Пскове стало продолжением и усилением этих антидемократических традиций. Таким образом своеобразный синтез византийских и ордынских обычаев и можно назвать примером реального евразийства.Недаром, большинство приверженцев концепции евразийства являлись противниками демократического общественного устройства.
В некоторых странах Европы к началу XVI века, наоборот, демократический вектор развития усиливается – возрастает роль парламентов, роль самоуправления, ослабевает или уничтожается крепостничество. В России же начинается обратный процесс, приведший в середине XVII века к закреплению крепостничества и созданию недемократической системы государственного устройства. Традиции Новгородской и Псковской демократии были забыты.
На опасность отказа от демократических традиций обращали внимание многие выдающиеся государственные деятели России. И уже при внуке Ивана III, знаменитом Иване IV Грозном, были предприняты значительные шаги по демократизации Русского государства.