Становление Русского государства. Первые князья
Согласно летописям, правление Рюрика продолжалось до 879 года, года смерти первого правителя Древнерусского государства. После смерти Рюрика управлять русскими землями стал князь Олег, правивший от имени князя Игоря, малолетнего сына Рюрика. Олег был, согласно летописи, родственником Рюрика и, соответственно, Игоря. По всей видимости, Олег сам являлся знаменитым военным предводителем среди скандинавов, возможно, конунгом, поэтому его также стали именовать князем. Именно при Олеге Русь превратилась в обширное и сильное государство, которое могло даже навязывать свою волю Византийской империи, наиболее влиятельному государству того времени. В 882 году Олег подчинил своей власти Киев и фактически превратил этот город в новую столицу государства.
Согласно летописи Киевом до этого правили князья Аскольд и Дир, бывшие ранее соратниками Рюрика, но, поселившись в Киеве, стали править им как самостоятельные князья. Олег выманил их из города и казнил, обвинив в незаконном присвоении себе княжения. По мнению некоторых исследователей, Аскольд и Дир были князьями славянского происхождения, и Олег, захватывая Киев, отнимал его у законных правителей. Как бы то ни было, Олег подчинил себе Киев, находившийся на территории, где жили поляне, а также земли кривичей, полян, дреговичей, радимичей, северян и древлян. Государство Олега простиралось от Онежского озера на Севере до Киевской земли на юге. На этой территории находилась значительная часть торгового пути «из варяг в греки», и контроль за этой торговой магистралью соответствовал экономическим и иным интересам государства и его граждан.
Разумные государственные деятели всегда стремились покровительствовать торговле, торговым связям, торговым путям, старались обеспечить безопасность последних. Ранее уже говорилось о том, что торговые пути способствуют экономическому и культурному процветанию народов. Но торговые пути и их безопасность способствуют и укреплению государственных органов власти. Эти органы, их аппарат, военные и управленцы живут за счет налогов.Налоги – часть дохода, которую регулярно отдают граждане или подданные государства на содержание властей и общегосударственные нужды. Во времена первых русских князей налоги называли данью. Наиболее распространенными были два вида дани:
1) дань, собираемая со своих подданных за их охрану, поддержание порядка;
2) дань, полученная в виде военной добычи после удачных военных экспедиций против ближних или дальних соседей.
Был распространен еще один способ содержания государственного аппарата – дань, собираемая с купцов, с тех людей, которые провозили товары по торговым путям, то есть торговая пошлина.
Военная добыча всегда была делом ненадежным, и даже в случае удач и побед за эту дань приходилось платить кровью. Взимая пошлины со своих подданных, приходилось держаться в разумных пределах, поскольку, взымание слишком большой дани могло привести к недовольству и даже бунту, что и произошло в конце концов с князем Игорем, преемником Олега. Торговые налоги были надежнее.
В 907 году князь Олег предпринял военный поход на Византию. Последняя в то время контролировала значительную часть пути «из варяг в греки», поскольку Византии принадлежали западное и южное побережье Черного моря, южный берег Крымского полуострова и самое главное проливы из Черного моря в море Средиземное. Собственно, Константинополь и располагался в районе самого восточного пролива – Босфора. Поход 907 года был тщательно подготовлен Олегом, в нем участвовало около 2000 судов и множество воинов. Захватить Константинополь было очень трудно, и Олег, согласно преданию, в знак военной победы прибил свой щит к воротам столицы Византийской империи. В целом поход был удачным. Его результатом стало заключение торгового договора между Византией и Русью. Согласно договору русские купцы получали право вести свои торговые дела на территории империи без уплаты дополнительных пошлин. Подобный договор, конечно, способствовал не только обогащению купцов, но и экономическому благополучию и Русского государства, и его подданных.
Князь Олег умер в 912 году, и правителем Руси стал повзрослевший Игорь. Игорь также предпринял поход на Византию, правда, не столь успешный, как поход Олега. Но главная неудача Игоря была связана с процедурой взимания дани со своих собственных подданных. Сбор подобной дани называли в X веке полюдье, поскольку князь и его дружинники объезжали регионы государства и на месте собирали с людей дань. Согласно летописям сбор дани Игорем в 945 году закончился трагически. Собрав дань с древлян, князь Игорь по совету и желанию части своих дружинников решил вернуться и собрать дополнительные пошлины. Древляне возмутились и убили князя.
После Игоря князем должен был стать его сын Святослав, но он был молод для правления, как и сам Игорь во времена правления Олега. От имени Святослава стала править его мать Ольга. Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, князя Игоря. Но взымание дани с того времени стало более упорядоченым.
Примерно с 960 года Святослав стал править самостоятельно. Это был очень храбрый человек и талантливый полководец. Но, судя по летописям, его государственные способности уступали военным. Вершиной военных успехов Святослава была победа над Хазарским каганатом, которую он одержал в 965 году. Вскоре после этого каганат прекратил свое существование. Казалось, после крушения Хазарии Русь получала значительные выгоды, ведь теперь открывались пути к Каспийскому морю и Волжскому торговому пути. Но Хазарское государство давно уже сдерживало и нейтрализовывало действия кочевников, которые с юга и востока порывались на северное побережье Черного и Каспийского морей. Русское государство и до разгрома Хазарии должно было заботиться о защите южных рубежей от кочевников, а после ее падения набеги кочевников стали подлинным бедствием для южных регионов Руси. Характерный пример: в 968 году, когда Святослав был в очередном военном походе на Балканах, кочевники печенегидаже осадили Киев, и княгиня Ольга укоряла сына за то, что он, увлеченный дальними походами, забывает о своей земле. Святослав вернулся и снял осаду с Киева. Через два года Ольга умерла, и Святослав стал единоличным правителем.
На Балканах Святослав оказался не случайно, он вел там войны и против Византии, и в союзе с ней против дунайских болгар. Есть даже сведения, что Святослав хотел перенести столицу своего государства на Балканы, на Дунай. Эта идея не выглядит нереальной, если вспомнить, что через 750 лет после Святослава царь Петр I перенес столицу на северную окраину России. Думается, что столица на Дунае выглядела бы не хуже, чем столица на Неве. Но военные действия Святослава против Византии закончились не совсем удачно. Святослав заключил мир с императором Цимисхием, и, возвращаясь домой, погиб в сражении с печенегами на порогах Днепра в 972 году.
После Святослава осталось трое взрослых сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. Кто же из них станет князем? Самый старший, самый любимый, самый храбрый или самый способный в государственном управлении? Установленного закона или обычая назначения наследника не было, все зависело от воли Святослава. И тот избрал, наверное, наихудший вариант. Князей стало трое, все три сына стали княжить в разных регионах Руси. Еще в 970 году, отправляясь в очередной поход на Балканы, Святослав поставил своих сыновей наместниками в разных областях. Старший Ярополк становился правителем Киева, Олег – Древлянской земли к западу от столицы, а Владимир – Новгорода. Следует сказать, что новгородцы сами потребовали себе правителя из семьи Святослава, не желая довольствоваться простым наместником из дружинников князя. Новгородцы даже угрожали в случае несогласия избрать себе собственного князя. Святослав был вынужден согласиться, а поскольку Олег не захотел ехать в Новгород, то правителем Новгородской земли стал Владимир.
Трудно однозначно утверждать, как представлялось дальнейшее развитие ситуации с княжением самому Святославу. Возможно, он думал, что Олег и Владимир будут подчиняться старшему как верховному князю. Но в реальности все братья становятся независимыми правителями. В выделении Святославом своим сыновьям различных земель Руси в полное правление многие историки видели начало трагических для русского государства последствий. Например, Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» писал, что Святослав показал себя как заботливый отец, но недальновидный государственный деятель. Карамзин считал, что Святослав подал «пример несчастный, бывший виною всех бедствий России»[33]. Это сильное обвинение Карамзин выдвинул против великого воина. Он посчитал Святослава создателем удельной системы, создателем несчастного обычая князей выделять часть земли Руси своим сыновьям в уделы, то есть фактически в их собственные княжества, где они могли править самостоятельно от других князей, в том числе от князя Киевского. Удельная система привела к дроблению Русского государства в конце XI века и особенно в XII веке.
Негативные последствия этой системы проявили себя уже в первые годы после смерти Святослава. Между Ярополком, княжившим в Киеве, и Олегом, княжившим в Древлянской земле, началась вражда, закончившаяся гибелью Олега в 977 году. Владимир, узнав о гибели Олега, бежал из Новгорода и провел около двух лет в Скандинавии, на земле своих предков, откуда он вернулся с вооруженным отрядом и, изгнав наместников Ярополка, снова стал правителем и князем Новгорода. После этого Владимир выступил в военный поход против брата во главе войска, состоявшего из новгородцев, кривичей, а также представителей племени чудь и варяжских наемников. Ярополк, согласно летописи, был вынужден бежать из Киева и укрыться в городке Родня. Но в конце-концов в результате предательства Ярополк был захвачен Владимиром и убит, а Владимир стал единственным правителем вновь объединенного государства. Произошло это в 980 году. Владимир на долгие годы восстановил не только единство, но и стабильность и экономическое благополучие Руси. И все же главная заслуга Этого князя заключается не в этом, а в его деятельности, усилиях, направленных на распространение на Руси новой религии – христианства.
Принятие христианства
Все историки, писавшие о древнем периоде русской истории, подчеркивали то важнейшее для России значение, которое имеет принятие и распространение христианства. Особое место в этом процессе занимает 988 год – год принятия христианства князем Владимиром.
Христианство стало распространяться в Русском государстве гораздо ранее 988 года. Довольно много знатных и влиятельных людей принимали эту веру. В 957 году христианкой стала сама княгиня Ольга, однако большинство и знатных, и простых людей придерживались традиционных верований, связанных с родоплеменной эпохой. Для этих верований были характерны многобожие, обожествление природных явлений, и, к сожалению, явно антигуманные традиции. Эти верования допускали и даже поощряли человеческие жертвоприношения. Зримое представление об этом можно увидеть в центре современной Москвы, в Историческом музее, где находятся две огромные картины на историческую тематику. На картинах изображены события дохристианской эпохи русской истории. На одной из них и показаны обряды жертвоприношений, сопровождаемые текстом из старинных хроник, в которых говорится, что при Святославе практиковались многочисленные человеческие жертвоприношения, причем в жертву могли приноситься женщины и дети.
Допущение и поощрение человеческих жертвоприношений было характерно для традиций многих родоплеменных и национальных верований во всех регионах нашей планеты. На смену этим верованиям пришли мировые религии, гуманистические по своему духовному содержанию. В этих религиях главное место занимают нравственные нормы, требования, предъявляемые к каждому человеку. Человеческая жизнь понимается как высочайшая ценность. Эти религии требовали доброго отношения человека к человеку, и, конечно же, они запрещали человеческие жертвоприношения.
Первой такой религией стал зороастризм, получивший распространение примерно с VII века до н. э., затем в VI веке до н. э. возникает и распространяется буддизм, в I веке н. э. – христианство, а в VII веке – ислам.
Принятие гуманистического по своей сути христианского вероучения способствовало бы гуманизации нравов любого общества, любой страны. Кроме того, принятие христианства способствовало бы более интенсивному приобщению страны к культурным достижениям тех стран и регионов, где уже была принята эта религия, поэтому не удивительно, что князь Владимир решил не только сам принять христианство, но и обязать сделать это всех членов своей семьи и всех своих подданных. Массовое принятие христианства произошло, согласно летописи, в 988 году и получило название Крещение Руси – от названия обряда, связанного с погружением в воду и символизирующего приобщение к христианскому миру.
Массовое приобщение жителей государства к новой религии по решению правителей достаточно часто имело место в истории человечества. В 301 году христианской страной стала Армения, географически относящаяся к Азии, но связанная с Европой многими политическими и культурными явлениями. В самой Европе массовая христианизация произошла в IV веке в Римской империи. Последним государством Европы, принявшим христианство, стала Литва, где эта религия утвердилась через 400 лет после Крещения Руси. А в XVI веке, после разделения западно-европейского христианства на католицизм и протестантизм, был даже официально утвержден принцип «чья страна – того вера». То есть в государстве, где правители были протестантами, утверждался протестантизм, а где правителем был католик – католицизм. Несогласные могли перебраться в другую страну.
Согласно «Повести временных лет» Владимир, решив отказаться от многобожия, языческих родоплеменных верований, не сразу остановил свой выбор на христианстве. Он выбирал между тремя религиями: христианством, исламом и иудаизмом, то есть только между авраамистическими религиями, о которых говорилось во второй главе. Можно напомнить, что у этих религий общая нравственная основа. Согласно летописи Владимир выбрал христианство не по содержательным, идейным причинам, а руководствуясь соображениями политического или обрядового характера.
Строго говоря, в «Повести временных лет» можно увидеть выбор не между тремя, а между четырьмя религиозными учениями. В летописи говорится, что Владимир выбирал и между византийским (греческим) и западноевропейским христианством. Историк Карамзин даже говорил о выборе между верой греческой и верой немецких католиков. Но трактовка Карамзина вызывает принципиальное возражение.
Раскол европейского христианства на православную и католическую конфессии произошел официально в 1054 году, полвека спустя после крещения Руси. Различные христианские конфессии, порвавшие с европейским христианством по принципиальным соображениям, существовали уже к X веку, например, монофизиты, несториане. Но христианская церковь в Европе была единой. Между Восточной церковью с центром в Константинополе и Западной с центром в Риме имелись, конечно, значительные различия как в толковании некоторых догм, так и в обрядах, но до официального разрыва, церковного раскола дело не доходило.
Сам раскол, произошедший в 1054 году, по мнению некоторых исследователей, изначально не был фатальным, неизбежным. Большую роль здесь сыграли моменты личностного, субъективного характера. Раскол произошел после того, как легат (посол) папы римского в Константинополе кардинал Гумберт официально отлучил патриарха константинопольского от церкви. В ответ патриарх Михаил Керуларий отлучил легата и папу, предав их анафеме. В это время в Риме не было папы (предыдущий умер, нового не избрали). И кардинал Гумберт, и Михаил Керуларий были вспыльчивыми людьми, не признающими вежливых дипломатических ходов и компромиссов. В 1054 году мало кто предполагал, что взаимное отлучение будет оставаться в силе свыше 900 лет, до конца XX века. Как бы то ни было, европейское христианство в 1054 году разделилось на православие и католицизм. В 988 году выбор между верой католиков и верой православных вряд ли мог иметь место. Владимир выбирал для Руси христианство, а не какую-то христианскую конфессию.
Последнее обстоятельство постоянно подчеркивал в своих статьях и выступлениях папа римский Иоанн Павел II, последний папа XX века и первый папа XXI века. Иоанн Павел II – первый папа, являвшийся славянином по происхождению, и вследствие этого он был прекрасным специалистом по истории принятия христианства славянскими народами и государствами. В своих выступлениях, посвященных тысячелетию принятия христианства на Руси, папа указывал на высокий смысл того, что Русь принимала христианство до раскола 1054 года[34]. Эти действия папы не были связаны со стремлением возвысить католицизм по сравнению с православием или со стремлением принизить роль православия в истории России. Папа исходил из соображений экуменизма – движения, связанного со стремлением преодолевать разногласия и вражду между различными христианскими конфессиями. Само слово «экуменизм» произошло от греческого «ойкумена», означающего весь человеческий мир. Экуменизм возник в начале XX века, причем не в католицизме, а среди протестантских религиозных конфессий, и католическими священниками долго не принимался. Главное в экуменизме – это возвышение нравственных принципов христианства, человеколюбия. Различные религиозные конфессии разделяет в основном обрядовая сторона, нравственная основа одна – и именно к ней взывают сторонники экуменизма. Они призывают отбросить предубеждения прошлого и устремиться к миру и согласию. Недаром к экуменическому движению присоединяются священнослужители и других религий, буддизма и ислама, например.
В 1980 году Иоанн Павел II провозгласил святых Кирилла и Мефодия сопокровителями Европы[35]–как людей, призывавших к миру и согласию. Кирилл и Мефодий очень много сделали для распространения христианства среди славянских народов, поэтому они зовутся равноапостольными.Святой Кирилл покоится в Риме, и католики почитают его останки, находящиеся в базилике святого Кирилла. С этим почитанием и с почитанием многих других людей, одинаково дорогих католикам и православным, Иоанн Павел II связывал экуменические надежды на общее согласие между представителями православия и католицизма. Папа обратил внимание и на то, что даже после официального раскола 1054 года римский папа Григорий VII, знаменитый Гильдебранд, в своем послании 1075 года подтвердил за князем киевским Изяславом (внуком Владимира) титул короля.
Григорий VII прославился борьбой с германским императором Генрихом IV, а главное, борьбой за чистоту нравов в христианской церкви. Знаменитый папа в своем послании порицал польского короля Болеслава, у которого пытался искать помощи изгнанный из Киева внук Владимира князь Изяслав. Болеслав отказался помочь Изяславу и захватил казну князя. В «Истории…» Карамзина приводится письмо папы к Болеславу, где говорится: «Беззаконно присвоив себе казну государства российского, ты нарушил добродетель христианскую. Молю и заклинаю тебя именем Божиим отдать ему все взятое тобою…»[36] Характерно, что папа встал на сторону не короля Польши, склонявшегося к Западной церкви, а на сторону князя киевского. Это обстоятельство подтверждает, что раскол 1054 года долгое время не рассматривался как принципиальный и что Русь уже давно воспринималась как сила, способствующая единению христиан.
Интересно заметить, что историк А. Карпов, автор специального биографического исследования жизни и деятельности Ярослава Мудрого, сына Владимира Святого, считает, что Ярослав Мудрый не воспринимал западное христианство как принципиально враждебное православию: «Резкий тон неприятия западного христианства… чужд духу Иларионова «Слова о законе и благодати» и всей политике князя Ярослава Мудрого»[37]. Смерть помешала Ярославу содействовать примирению церквей, рассорившихся в 1054 году, в год смерти самого князя. Но он успел много сделать для распространения моральных ценностей христианства в Русском государстве.
Принятие новой религии не способно быстро сделать жизнь всех жителей государства лучше. Распространение новых гуманных принципов – долгий процесс. Но эти принципы сразу же утверждают новые идеалы, утверждают то, к чему должен стремиться каждый человек. Распространение христианских идеалов гуманизирует общество, государство, гуманизирует представления о поступках и смысле жизни самых разных людей. Лучше всего это можно увидеть на судьбе детей Владимира. Старший его сын, Святополк, преступивший христианские заветы, был прозван в народе Окаянным, а сыновья Борис и Глеб, поступившие в соответствии с нравственными идеалами христианства, стали почитаться как святые. В своей книге «Святые Древней Руси» Г. П. Федотов отмечает, что добровольное самопожертвование – отказ от борьбы за власть отвечало самой сути учения Иисуса Христа, но при этом не имело аналогов в предшествующей агиографии –описаниях, житиях святых, официально признаваемых церковью. То есть мученичество Бориса и Глеба было принципиально новым явлением в истории. Федотов делает многозначительный вывод: «Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа».