Тема 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В IX–XV ВЕКАХ
1. Древнерусское государство в IX–XII веках
Наиболее древние государства на территории будущей Российской империи возникли в двух южных историко-культурных регионах – на Кавказе и в Средней Азии. На территории современной Армении в VIII в. до н. э. складывается государство Урарту. В VI в. до н. э. большая часть Средней Азии вошла в состав древнеперсидской державы.
Этническую основу древнерусского государства составили восточные славяне. Предками славян были индоевропейцы, давшие начало грекам, германцам, кельтам, иранцам, индийцам и другим этническим общностям. Прародину индоевропейцев большинство исследователей связывают с юго-востоком Европы, но есть и иные версии. В течение IV–III тысячелетия до н. э. происходит как освоение новых территорий, так и постепенный распад индоевропейской общности. На рубеже II–I тысячелетия до н. э. предки восточных славян занимают Среднее Поднепровье. В V–VII вв. н. э. складываются союзы племен восточных славян: поляне, древляне, уличи, северяне и др. ВIX в. эти союзы объединяются в древнерусское государство.
Согласно летописям, в 862 г. северные славянские и балтийские племена призвали княжить трех варяжских князей. Один из них – Рюрик – объединил эти земли под властью Новгорода. В 882 г. его преемник Олег захватил Киев и, объявив его столицей, связал воедино два традиционных крупных центра восточных славян – Новгородское и Киевское княжества, что и положило начало Киевской Руси.
Вопрос о призвании варягов издавна вызывал научные и идеологические споры. Согласно так называемой «норманнской теории» (точнее гипотезы) варяги были норманнами, т. е. скандинавами. То, что русские земли объединил не славянин, не раз использовалось противниками России, например, нацистами для так называемого «доказательства» неспособности славян иметь собственную государственность. Несостоятельность этой идеи очевидна. Известны многие русские князья, правившие задолго до Рюрика, например, Кий, основавший в V в. город, названный его именем.
Норманнская версия впервые озвучивается в XVI в. противником России, шведским королем Юханом III с целью обоснования претензий Швеции на прибалтийские земли, а затем развита в работах шведских и немецких историков (А. Шлёцера и др.). Её поддерживали и некоторые русские историки (Н. М. Карамзин и др.). В то же время уже в XVI в. известный австрийский дипломат, писатель и историк С. Герберштейн, работавший с русскими летописямя, считал варягов славянами, а Рюрика – внуком русского князя Гостомысла. Решительными противниками «норманизма» являлись М. В. Ломоносов и один из первых русских историков В. Н. Татищев. Выдающийся советский культуролог, историк древнерусской литературы, академик Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
С точки зрения современной исторической науки вопрос о славянском происхождении Рюрика не вызывает особых сомнений (внук князя Гостомысла, сын князя Годослава и Умилы). Скандинавское происхождение варягов представляется проблематичным. Гораздо вероятнее, что они были славянами. При этом существуют версии, что сам термин «славяне» имеет не этническое происхождение, а географическое (жители Балтийского побережья, поморы) или профессиональное (солевары, купцы, воины, дружинники или наемники). Но кто бы ни были варяги, они не оказали сильного влияния на социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси.
В формировании экономики, внутренней и внешней политики древнерусского государства существенную роль играли географические факторы: равнинный характер местности, сочетание леса и степи, резко-континентальный климат, наличие мощных водных артерий и др. Основу экономики восточныхславян составляло земледелие. Его дополняли скотоводство, охота, собирательство, бортничество. Низкая производительность труда, характер почв и климатические условия (более континентальный, чем, скажем, в Западной Европе, климат, с большой амплитудой колебания температур, холодной зимой) сказались на прочности крестьянской общины, закреплении в социальной психологии коллективистских начал. Эти черты сохранились и даже усилились в России, т. к. расширение ее территории в XVI–XVII вв. шло на восток (Урал, Сибирь) – территории с резко континентальным климатом.
Наличие больших незаселенных территорий повлияло на преимущественно экстенсивное (вширь) развитие сельского хозяйства. Тенденция к крестьянской колонизации новых земель прослеживается вплоть до XVII в. Отсутствие стимулов к интенсификации производства способствовало развитию внеэкономических форм принуждения (крепостное право и др.). В то же время отсутствие перенаселенности помогало снимать остроту социальных конфликтов (наделение помещиков новыми землями, миграция крестьянства на окраины) и вырабатывало такие черты социальной психологии, как консервативность, уравновешенность, религиозная и национальная терпимость. Открытость границ диктовала необходимость постоянной их защиты. Управление большой территорией требовало увеличения аппарата, бюрократизация последнего, и трудность контроля над ним приводили к жестким мерам дисциплинарного характера.
В IX в. на Руси было около 25 крупных городов, выполнявших функции административных, торговых и ремесленных центров. Значительную роль в экономике Руси играла торговля. Не случайно столицей стал Киев, находившийся на пересечении пути «из варяг в греки» (от Балтийского к Средиземному морю) и северной ветви Великого шелкового пути, соединявшего Европу и Азию. На мировых рынках славились произведения русских кузнецов, ювелиров, стеклодувов и других мастеров.
Постепенно происходит переход от патриархальных производственныхотношений, характерных для первобытного строя и периода военной демократии, к раннефеодальным. Родовая община сменяется соседской – «миром», где в личной собственности находятся средства труда и жилище, в личном владении – пахотная земля, а остальная – в общинном. Верховным собственником на землю является государство, опирающееся на военную силу – княжескую дружину, получающую от князя часть дани, собираемой с крестьян и горожан. Общинники – крестьяне-смерды – связаны круговой порукой за уплату дани и преступления. Таких свободных общин становится все меньше. На смену им приходят вотчины – владения бояр и князей.
Складывается новая социальная структура общества. Господствующий класс феодалов формируется из старой родоплеменной знати и княжеских дружинников. Появляется феодальная иерархия:
– великий князь;
– князья;
– бояре;
– мелкие вассалы (дружинники).
В рассматриваемый период отношения среди феодалов характеризовались определенным демократизмом: князь был для дружинников (а позже – бояр) первым среди равных. Часть смердов, живших в вотчине, попадала в зависимость к феодалу и становилась закупами (получали от феодала землю и ссуду – «купу», за которые выполняли повинности), или рядовичами (работали на боярина по договору – «ряду»), связанными с землевладельцем отношениями отработочной ренты (к XVI в. развилась в барщину) или натуральную ренту (оброк). Кроме того, феодалу служили сравнительно немногочисленные рабы (холопы) и слуги.
В рассматриваемый период на Руси формируется исторически следующая за союзом племен этническая общность – древнерусская народность. Для нее характерны общность языка, религии, культурно-психологический склад, территории, тип хозяйства, определенное политическое единство. В то же время в Киевской Руси славяне достаточно мирно соседствовали с балтийскими и финно-угорскими племенами (чудь, весь и др.).
Сплочение государства, укрепление великокняжеской власти требовало изменений в идеологии, господствующей формой которой в Средние века являлась религия. Великий князь Владимир Святославич решил реформировать традиционное язычество (язычество – национальная, или этническая религия, от древнерусского язык – народ) и создать единый славянский пантеон богов во главе с Перуном. Однако сильное развитие местных культов и нежелание ряда племен признать Перуна в качестве верховного божества заставили князя провести вторую, более радикальную религиозную реформу. Сравнив исповедуемые в соседних государствах монотеистические (от греч. monos – один, единственный и theos – бог) культы (христианский, мусульманский и иудаистский) и оценив внешнеполитическую ситуацию, Владимир в 988 г. останавливает выбор на христианстве.
Переход от язычества к мировой религии являлся огромным шагом в культурном развитии Руси, ставшей в один ряд с крупнейшими государствами того времени. От тесной связи с природой и общиной, характерной для язычества, русичи постепенно переходили к осознанию своей связи с Космосом и миром. Вместе с христианством из Византии пришли: каменное строительство, иконопись, традиции соборности (собрания людей или их представителей для общей молитвы, решения важных жизненных и религиозных вопросов) и симфонии властей (сотрудничества церковной и светской власти), идеи великих греческих философов (Платона, Аристотеля) и отцов церкви – богословов и философов Средневековья. Выдающимся памятником древнерусской религиозно-философской мысли XI в. стало «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона. Митрополит – до XVI в. руководитель Русской православной церкви, назначался патриархом Константинопольским. Первыми митрополитами были греки. В этом произведении Илларион рассуждает о соотношении язычества (закона) и православия (благодати), о роли русского народа в мировой истории.
С развитием письменности и образования появляются произведения светской общественной мысли, например, «Поучения» князя Владимира Мономаха. Идеологические представления того времени также нашли отражение в летописях, в частности в знаменитой «Повести временных лет» (XII в.).
Верховная власть на Руси принадлежала великому князю. Среди потомков Рюрика на этом посту было много выдающихся политических деятелей своего времени: Олег Вещий (ум. в 912 г.), Ольга (945–969 гг.), Святослав (969–972 гг.), Владимир I Святой (980–1015 гг.), Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.), Владимир Мономах (1113–1125 гг.). Административные функции выполняли удельные князья, бояре-вотчинники, дружинники (на них же возлагались и «полицейские» обязанности), слуги и холопы князей и бояр. Важнейшим юридическим документом, регламентирующим действия администрации, стала «Русская Правда», принятая Ярославом Мудрым и зафиксировавшая в основном нормы обычного права. Дальнейшее развитие феодальных отношений потребовало дополнить документ так называемой «Правдой Ярославичей» (потомков Ярослава) и «Уставом Владимира Мономаха».
Наряду с княжеской администрацией, на территориях действовали элементы местного самоуправления городов и общин – выборные старейшины, народное ополчение, вече. К XII в. они утрачивают свое значение везде, кроме Новгородской феодальной республики, Пскова и Полоцка. Наступление феодалов на права крестьян и горожан, административный произвол нередко встречали сопротивление. Пример – убийство в 945 г. князя Игоря древлянами, недовольными увеличением дани, или полоса восстаний 1068–1072 гг.
Соседями восточных славян в IX в. являлись: на севере – прибалтийские народы; на западе – западные славяне (чехи, поляки, словаки), венгры; на юге – печенеги и хазары; на востоке – государство Волжская Булгария (с тюркоязычным населением, исповедовавшим ислам) и угро-финские племена (мордва, марийцы и др.). Главными геополитическими соперниками Руси являлись Булгария, печенеги и Хазарский каганат, которому южнорусские княжества платили дань. В 966 г. дружина Святослава наносит мощный удар по Булгарии и уничтожает Хазарский каганат. После этого события основную угрозу с юга стали представлять печенеги, а в XII в. – тюркоязычные племена половцев. Неоднократно русские князья совершали походы в Византию, позволившие обезопасить торговлю на юге, как средство для строительства городов.
Таким образом, в IX–ХII вв. образовалось и успешно развивалось древнерусское государство, в котором родоплеменные отношения активно вытеснялись раннефеодальными. Развитие культуры и экономики, бурное градостроительство, укрепление военной мощи и принятие христианства сделали Киевскую Русь доминирующей силой в Восточной Европе и вывели ее в разряд передовых мировых держав.