Локально-цивилизационная типология общества
Культурно-исторические типы по Н. Я. Данилевскому | Культуры и цивилизации по О. Шпенглеру | Цивилизации по А. Тойнби |
Египетский | Египетская | Египетская |
Ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический Иранский Еврейский Новосемитический, или аравийский | Вавилонская Византийско-арабская | Шумеро-аккадская Сирийская Исламская |
Индийский | Индийская | Индская Индийская |
Китайский | Китайская | Китайская |
Мексиканский Перуанский | Майя | Мезоамериканская Андская |
Греческий Римский Германо-романский, или европейский | Греко-римская | Эгейская Эллинская Западная |
Славянский | Русско-сибирская | Православная |
Всего в истории получили развитие 11 «одноосновных» культурно-исторических типов. Их основой являлся преимущественно один вид деятельности – религиозный, культурный, политический или социально-экономический. Египетский, иранский, индийский, китайский, греческий и др. Наиболее мощным, но уже исчерпавшим свои возможности в конце XIX в. является «двухосновный» романо-германский (западноевропейский) тип, способствующий успехам в экономике и искусстве. Формирующийся славянский тип (с центром в России), по мнению Данилевского, сможет гармонически сочетать все четыре основные виды деятельности.
С позиций локального подхода именно такие устойчивые культурно-исторический типы, а не стадии, в развитии человечества целесообразно называть цивилизациями. Уязвимость данной концепции связана с отсутствием четких критериев разграничения цивилизаций. Поэтому немецкий философ ХХ в. О. Шпенглер выделяет восемь цивилизаций, англичанин А. Тойнби – 13 (табл. 3). Локальный подход подчеркивает самобытность цивилизаций, гораздо меньше внимания уделяя их взаимовлиянию. Однако оно существует. И, по мере развития человечества, усиливается. Наша с вами задача постараться понять как специфику истории России, так и ее связь с мировым историческим процессом.
Помимо взятого нами за основу цивилизационного, существуют постмодернистский и иные подходы к истории (Черных В. Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей. Пермь, 1999. С. 19–32). Они по-разному трактуют и используют такие категории исторической науки, как законы, закономерности, тенденции противоречия и др. (подробнее: Черных Ю. А., Черных В. Ю. Философия истории: новые подходы. Пермь, 1997. С. 5–10, 14–23, 32–33). В ходе изучения курса истории Отечества мы постараемся разобраться в том, как они проявляются в конкретно-историческом процессе.
Обратим внимание на некоторые понятия, связанные со структурой общества. Оно развивается как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности: экономическая, социальная, политическая и духовная. В экономике рассмотрим степень развития производительных сил, профессиональные знания работников, умения, навыки и средства производства. Характер производственных отношений – отношения собственности, обмена, распределения и потребления в различные периоды нашей истории.
В социальной сфере главное внимание уделим формированию и развитию классов, социальных слоев и других социальных групп, в т. ч. этнических общностей.
Этнос – народ. Как правило, в истории выделяют следующие формы этносов: род, племя, союз племен, народность, нация. Для первых двух характерна кровнородственная связь, для третьего – то же, плюс политическая и культурная общность. Для народности основой является единство территории, языка и культурно-психологического склада, для нации – то же, плюс экономическая связь. В концепции Л. Н. Гумилева введено понятие суперэтноса – объединения, как правило, государственного, нескольких этносов. Соответственно в истории нашей страны выделяются славянский и русский (российский) суперэтносы.
Политика – сфера отношений между социальными группами, государственными органами, общественными организациями (в т. ч. партиями) и другими общественными институтами по поводу прихода к государственной власти и участие в управлении обществом. Достаточно сложной структурой обладает духовная сфера, или культура (культура – понятие многозначное, мы в дальнейшем изложении будем подразумевать под этим понятием духовную жизнь людей). В духовной сфере можно обозначить два уровня – социальной психологии (обыденного сознания) и научный (систематизированных знаний). Кроме этого выделяют несколько форм культуры, или, как их чаще называют, форм общественного сознания – нравственное, религиозное, художественное, философское, политико-правовое, научное, экономическое, экологическое и др.
Под Отечеством (Россией) в территориальном плане мы будем подразумевать области, вошедшие к XIX в. в состав Российской империи.