Семинар 6. Российская империя в первой половине XIX в.
Вопросы:
- Личность Александра I. Негласный комитет, состав, цели и задачи. Попытка проведения реформ: проект отмены крепостного права, проект Конституции. Авторы проектов, цели, содержание. Что было осуществлено, что нет.
- Россия в войне 1812 г. Цели Наполеона. Континентальная блокада Англии. Основные сражения. Влияние войны 1812 г. на внутриполитическую ситуацию в стране. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. Итоги войны для России. Венский конгресс, условия конгресса.
- Внешняя политика Александра I. Русско-английская война, русско-турецкая война, русско-шведская война, русско-иранская война.
- Внутренняя политика Александра I в 1814-1825 гг. «Аракчеевщина».
- 1825 г. Декабристы. Причины восстания, сущность, итоги, социальная база. Программы декабристов. http://www.rosimperija.info/post/528
- Внутренняя политика Николая I. «Россия – жандарм Европы». Реформы Николая I. Канцелярия Его Императорского Величества: какие отделения были организованы в Канцелярии, кто их возглавлял, чем они занимались? Реформы Канкрина и Киселева.
- Внешняя политика Николая I до Крымской войны. Русско-Иранская война 1826-1828 гг. Русско-Турецкая война 1828-1829 гг. «Греческий проект». Иоанн Каподистрия. Убийство А.С. Грибоедова в Тегеране.
- Крымская война. Причины и повод войны. Действия России против Турции, действия России против Англии и Франции. Проиграла ли Россия в этой войне? Как война повлияла на положение России в мире?
Семинар 7. Великие реформы середины XIX в. в России. – 2 часа.
1. Реформы Александра II. Причины, сущность, реализация основных реформ. Военная реформа. Крестьянская, судебная, земская, городская реформы. Реформа образования. Бестужевские курсы http://www.spb.aif.ru/society/education/shkola_krupskoy_forsh_i_blok_chemu_uchili_zhenschin_na_bestuzhevskih_kursah
2. «Александр II Освободитель»». Русско-турецкая война 1877-1878 гг. https://www.youtube.com/watch?v=kZ30NjFFgoE Россия на Балканах. Итоги мирного договора. Берлинский трактат. Побелила ли Россия в этой войне?
3. Радикальное движение в России. Убийство Александра II. Причины. Кто убил?
4. Контрреформы Александра III. Причины, сущность, итоги. Содержание основных контрреформ. Итоги правления.
5. Суд над «первомартовцами».
5. Общественно-политическая мысль России. Деловая игра «Поиск оптимального пути общественно-политического развития России начале ХХ в.»
Группа делится на три общественно-политических лагеря: либералы, консерваторы, демократы.
Каждая группа презентует свою программу развития России по ключевым вопросам (аграрный, политический, рабочий, национальный, сословный и т.п.). Возможно использование программы конкретной политической партии либо движения XIX – нач. ХХ в. или обобщение разных программ одного общественно-политического лагеря.
Задача представителей каждого лагеря – аргументированно доказать, почему именно их путь больше всего подходит для России того времени и почему программы их конкурентов не состоятельны.
Цель игры – найти наиболее подходящий для России начала ХХ в. путь общественно-политического развития, предлагаемый одной из политических партий.
Либеральный лагерь
https://postnauka.ru/faq/33822
http://husain-off.ru/hb2n/xix/hb2-a2lekcXIX_14.html
Демократы (радикальная мысль)
http://ebooks.grsu.by/istor_rus_ua/3-2-radikalnoe-obshchestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-60-70-e-gody-xixv.htm
http://politologiyalekcii.ru/etapy/razvitie-p.php
Консерваторы
http://nicbar.ru/ideologii_05.htm
Для всех:
http://sadservie.ru/history/in20th/464
https://zubolom.ru/lectures/history/31.shtml
http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0089.asp
http://histerl.ru/kurs/posle_petra/konservatori_liberali_radikali.htm
Семинар 8. Становление инженерного образования и создание инженерных школ в России. – 2 часа.
1. Первые инженерные школы в России. Школы математических и навигационных наук, Морская академия, Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. Цель создания системы инженерного образования в XVIII в.
http://club.mon.gov.ru/articles/50
http://www.spb.aif.ru/society/education/1425988
2. Инженерное образование в России в XIX в. Что изменилось? Императорская военная академия, Артиллерийская и Инженерная академии. Какие отрасли промышленности обсуживали выпускники технических школ в XIX в.?
https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-obrazovanie-v-rossii-stanovlenie-kontseptsii
3. Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ), создание, цели и задачи. Кого готовили. Императорское Московское техническое училище (ИМТУ).
4. Русский метод обучения инженеров. Мировое признание. В чем его особенность?
- http://www.bmstu.ru/history/hmstu/russian_engineering_school
- http://zielenski.narod.ru/Engineering-education-2.pdf
5. Николай Эрнестович Бауман: «жизнь» до и после смерти.
6. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896). Знаменитые участники выставка, основное значение. Известные экспонаты выставки.
7. Выдающиеся выпускники ИМТУ, их вклад в науку.
8. Деятельность инженера Шухова. Гиперболоиды, нефтяное дело, деятельность после 1917 г.
9. Знаменитые русские технические открытия
10. Деятельность Сикорского, Попова, Циолковского, Жуковского, Г.Е. Котельникова, Нестерова, Н.Д. Зеленского и других.