Учебно-методические материалы (пособия)

1. Методические рекомендации по организации самостоятельного изучения дисциплины «История отечественного государства и права» курсантами и слушателями (1 курс) по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2013.

2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям для курсантов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция (очное обучение) / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2012.

3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим занятиям и подготовке контрольной работы для слушателей заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2012.

4. Методические рекомендации для проведения занятий в интерактивной форме по дисциплине «История отечественного государства и права» по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2012.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», необходимых для освоения дисциплины

1. «Государство и право». Журнал/учредители Российская академия наук, Институт государства и права РАН - М., Норма, 2014 //сайт http://www.igpran.ru/

2. «История». Электронный научно-образовательный журнал / учредители Государственный академический университет гуманитарных наук, Институт всеобщей истории РАН//сайт http://history.jes.su/

3. «Новейшая история России». Междисциплинарный научно-теоретический журнал/ учредитель Фонд исследования проблем новейшей истории// сайт http://www.modernhistory.ru/

4. «Родина»: российский научно-популярный исторический иллюстрированный журнал Учреждён Администрацией Президента России и Правительством России http://www.istrodina.com

5. "Российская история". Журнал/ учредитель институт Российской истории РАН // сайт http://ruhistory.info/

10. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения
и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» – http:// www.consultant.ru.

2. Электронный каталог библиотеки ПИ ФСИН «Ирбис 64» - режим доступа: Диск S / АРМ Читатель (для всех).

3. Библиотека системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей» – режим доступа: http://pi.fsin.su/ СДО «Прометей».

ПЛАНЫ семинарских и практических занятий

Тема 2. Древнерусское государство и право

Семинар – 2 часа

Вопросы:

1. Теории происхождения государства и права.

2. Общественный и государственный строй Древнерусского государства

3. Возникновение «Русской Правды». Источники права, предопределившие содержание «Русской Правды», ее редакции.

4. Основные институты гражданского права: вещное и обязательственное право; виды договоров.

5. Семейное право: брак и семья; вопросы наследования.

6. Понятие и виды преступлений. Цели и виды наказаний.

7. Особенности судопроизводства в Киевской Руси.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь определения терминов и понятий: «раннефеодальная монархия», «военная демократия», «посадники», «закуп», «ябедники», «вервь», «вира», «головничество», «татьба», «послух», «свод», «смерд», «челядь», «вече», «холоп», «тиуны», «огнищане», «княжьи мужи», «продажа», «поток», «урок», «видок», «суд Божий».

Методические рекомендации:

При характеристике и оценке норманнской теории следует обратить внимание на следующие ключевые проблемы:

1) достоверность Повести Временных Лет в части сообщения о призвании русских (варяжских) князей;

2) происхождение русов (норманнское, т.е. скандинавское, или иное, в том числе особо остановиться на гипотезе В. Томсена о социальном, а не этническом происхождении имени русов от шведского roths - “гребцы”);

3) роль русов в образовании восточнославянской государственности. Решение последней проблемы непосредственно связано с анализом предпосылок возникновения Древнерусского государства. Исследуя внутренние предпосылки, необходимо уяснить, что расселение славян на Восточно-Европейской равнине происходило на обширной территории со сложными условиями для ведения сельского хозяйства, достаточно удаленной от основных центров цивилизации, но пересеченной важными и оживленными торговыми путями “из варяга в греки” (Днепровский) и в восточные страны (Волжский).

В VI - VIII вв. у славян господствует родоплеменной строй, основными чертами которого являются:

коллективная собственность на средства производства;

трехступенчатое самоуправление: народное собрание (вече), чьи постановления имеют решающее значение, - совет племенной знати (старцы градские) - выборный вождь-князь (каган);

жесткая регламентация внутриродовых отношений на основе обычаев, поддерживаемых общественным мнением (включающая, например, институты круговой поруки и кровной мести).

К IX в. эта система общественных отношений перерастает в военную демократию. Усиливается не только военная функция князя, но и административно-судебная, внешнеполитическая, религиозная - в ущерб вече и совету племенной знати; должность князя становится наследственной. Образуются военно-политические племенные союзы, крупнейшие из которых (Куяба, Славия, Артания) располагаются на стратегических узлах Днепровского и Волжского торговых путей. В связи с этим надо внимательно изучить теорию В.О. Ключевского о военно-промышленном происхождении Древнерусского государства.

Молодая русская государственность оказалась втянутой в орбиту интересов своих сильных соседей: Византийской империи, Хазарского каганата и Арабского халифата. Следует рассмотреть экономический, политический, военный, идеологический аспекты этого влияния.

Важнейшая методологическая посылка анализа хода образования государства состоит в том, что это - всегда процесс, зачастую длительный, складывания предпосылок и существенных признаков государственности (публичной политической власти, единой территории, единых правовой и налоговой систем). Для Древнерусского государства этот процесс длился с IX по XI вв.

Время и место издания Древнейшей Правды - спорный вопрос в истории права. Рассмотрите мнения историков по этому поводу. Дайте общую характеристику Русской Правды как правового акта: является ли она сборником, кодексом, сводом законов?

Следует отличать понятия “список” и “редакция”. Применительно к Русской Правде, список - это отдельный рукописный экземпляр (их более ста), редакция - совокупность статей, обладающая смысловым и хронологическим внутренним единством (их три). Проследите процесс складывания основных редакций Русской Правды: Краткой, Пространной и Сокращенной.

Характеристика правового положения различных социальных групп дается на основе анализа конкретных статей Русской Правды. Нужно раскрыть личные, имущественные, процессуальные права, отметить различное отношение норм уголовного права к представителям знати, смердам, закупам, холопам. Рассматривая правовое положение холопов, отдельно надо остановиться на источниках холопства.

Обратите внимание, что ответственность за неисполнение обязательств должник нес не только своим имуществом, но и личностью (личной свободой).

Рассматривая виды уголовного наказания, уясните, какие из них являлись уголовным штрафом (поступали в княжескую казну), какие - композицией (выплачивались потерпевшему или его родственникам).

К основным признакам состязательного процесса относятся: 1) процессуальное равенство сторон; 2) активная роль сторон в процессе (инициатива в возбуждении дела, сбор доказательств); 3) гласное и устное судопроизводство.

Литература:

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимирский-Буданов. – М.: «Территория будущего», 2005. - 640 с.

2.Древнерусское государство и право: учебное пособие / под ред. Т.Е. Новицкой. – М.: Зерцало, 1998. – 96 с.

4. Свердлов, М.В. От Закона Русского к Русской Правде / М.В. Свердлов. – М.: Юрид. лит., 1988. – 176 с.

5. Сергеевич, В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права / В.И. Сергеевич; под ред. и с предисловием В. А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2004. – 488 с.

Наши рекомендации