Взаимодействие госорганов с различными типами организаций.
Государственная структура может взаимодействовать с общественными и общественно-политическими образованиями. Взаимодействуя с тем или иным политическим объединением, как правило, она не особо афиширует это направление своей деятельности. С одной стороны государственные организации не вправе высказывать свои политические симпатии и пристрастия, с другой стороны заложенный в государственных структурах административный ресурс не может быть использован политическими объединениями в своих целях.
В обычной практике служб по связям с общественностью государственных структур имеет место явление, когда руководитель такой структуры принимает у себя представителей какого-либо политического объединения. Задача служб по связям с общественностью в таких случаях – обеспечить грамотную организацию и сопровождение подобных контактов, так как они могут иметь официальный или личный (к примеру, руководитель и политик давно знакомы) характер.
В работе с общественными объединениями не политического характера, государственные организации придерживаются принципа адекватности и совместности интересов, которые могут влиять на имидж обеих сторон.Это могут быть как осуществление совместных мероприятий, так и участие той или иной стороны в акциях, организуемых одной стороной. Но, так или иначе, в реализации данных акций на первый план выступают вопросы имиджа. Так, правительство Санкт-Петербурга и общественное объединение «Золотая книга Санкт-Петербурга» проводят совместные акции, посвященные занесению в Книгу памяти «Золотой книги» известных граждан и организаций, как в историческом, так и в реальном формате, которые своей деятельностью способствовали развитию и славе Северной Столицы. Например, представители правительства города участвовали на самостоятельной акции этого общественного объединения, посвященного вручению знака лауреата «Золотой книги» сыну Д. Шостаковича. Данное событие вызвало большой общественный резонанс, особенно в творческих кругах Санкт-Петербурга.
Отношения с формальными общественными объединениями со стороны государственных структур здесь строго формализованы. Они могут выступать в качестве устроителей, организаторов, оценщиков, участников тех или иных мероприятий, проводимых данными общественными объединениями, если это состыковывается со статусом государственной структуры, позитивно сказывается на ее репутации, а не наоборот. Так, государственная структура может выступить устроителем какого-нибудь спортивного турнира, быть участником некой презентации. Но службы по связям с общественностью должны четко представлять себе, что «задействование» их организации в проводимых акциях не принесет ей имиджевого ущерба. Например, вряд ли государственная структура может выступить в качестве участника (тем более – организатора) слета сообщества с нетрадиционной сексуальной ориентацией или на премьере шоу-стриптиз.
В целом, коммуникационные отношения с общественными организациями со стороны служб по связям с общественностью государственных структур строятся, прежде всего, на основе воздействия таких отношений на укрепление имиджа организации. При этом степень такого воздействия (ее позитивные и возможные негативные последствия) должны прорабатываться специалистами по связям с общественностью и докладываться руководству организации для принятия окончательного решения до осуществления запланированных мероприятий или иных контактов с общественными объединениями.
Это тем более важно, потому что сами государственные структуры, по сути, представляют собой консервативные и формализованные структуры, почти не способные к гибким оперативным и, главное, корректным изменениям в случае необходимости.
Организация работы с творческими союзами или их представительствами, равно как и с творческими организациями (театры, библиотеки, кино центры, выставочные комплексы, музеи и т. д.) чаще всего в деятельности служб по связям с общественностью предусматривает внутрикорпоративные цели. То есть такая работа нацелена на укрепление внутреннего имиджа организации, на сплочение коллектива, на создание здорового нормального рабочего климата внутри организации и т.д.
Несмотря на структурные и организационные различия (государственная, коммерческая, общественная), коммуникационные отношения с творческими коллективами или организациями могут быть опосредованными только при наличии воли (желания) самих организаций к осуществлению таких контактов, как имеющих то или иное смысловое или имиджевое звучание. Нет смысла осуществлять подобные контакты ради самих контактов, и не более (например, пользоваться установленными отношениями, чтобы иметь льготный доступ на мероприятия творческих союзов ради ограниченной выгоды – попасть на пользующуюся большим спросом нашумевшую выставку, иметь билеты на закрытый спектакль и т. д.). Таким способом можно решать мелкие конъюнктурные цели, не имеющие ничего общего с коммуникационной политикой организации. Так, если служба по связям с общественностью сумеет организовать посещение руководством организации какого-то резонансного мероприятия (к примеру, нашумевшего мюзикла «Чикаго»), то это не имеет никакого отношения к имиджу организации. Иное дело, если организация сумеет приурочить то, или иное творческое представление применительно к своим имиджевым задачам.
В обычной практической деятельности служб по связям с общественностью является приглашение представителей творческих организаций к проведению неких праздничных акций, собственноручно организуемых. Это могут быть торжества по случаю юбилея, специально организуемые встречи с интересными людьми для персонала организации и т.п. главной целью таких акций является придание им дополнительной солидности, интереса, особенно если удается пригласить знаковые фигуры. Так, в свое время весьма популярными в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области стали творческие встречи милицейских коллективов с артистами АБДТ им. Г.А. Товстоногова.
Работу с различными религиозными конфессиями службы по связям с общественностью строят только на имеющейся необходимости такой работы. Ибо, если не отождествлять религиозные особенности той, или иной конфессии с какими-то конкретными «задумками» организации, озаботившейся привлечением к своей имиджевой политике религиозные структуры, то в результате можно получить, по крайней мере, скандал. Религиозность – тонкая материя, и должна использоваться службами по связям с общественностью с особой тщательностью, уважительностью, пониманием или хотя бы представлением о традициях, догмах, особенностях той или иной религии (например, не может женщина – сотрудник службы по связям с общественностью, даже вступать в какие-то переговоры с представителями той или иной религиозной общины).
В существующей практике связей с общественностью контакты с религиозными конфессиями, как правило, довольно ограничены. Если же акция с участием религиозных конфессий заранее несет в себе некую духовную идею, соответствующую замыслу и воплощению происходящего, то тогда такой вариант не только имеет право на существование, но и важен для имиджевой (и внутренней, и внешней) политики организации. Наиболее значимым примером такого рода могут служить приглашения священников на церемонии принятия присяги сотрудниками силовых структур, на иные церемонии, связанные с отправлением служебного и иного государственного долга.