Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
Условно началом эпохи английского абсолютизма считается правление династии Тюдоров в конце XV века. А уже с конца XIV века в Англии быстрым темпом идет преобразование феодального землевладения в капиталистическое. Это означает ликвидацию барщины, падение феодальной ренты, сдачу барской земли в аренду крестьянам за сравнительно умеренную плату (превращение бывших крепостных крестьян в арендаторов-копигольдеров). Крупное феодальное хозяйство в течение XV века приходит в упадок, его доходы сокращаются. Развитие товарно-денежных отношений соответствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур в шерстяной промышленности. В Англии начался аграрный переворот.
Имущественное расслоение сельского населения привело к выделению фермеров – фригольдеров (free holder – свободное держание) как зажиточной верхушки крестьянства, эксплуатировавшей наемный труд и часто переходившей в ряды крупных арендаторов. Помимо их существовали копигольдеры (copy holder – держатель копии документа о предоставлении земли на праве аренды) - малоземельные арендаторы и безземельные батраки.
К концу XV века – началу XVI века изменился облик английского дворянства, т.к. старая феодальная знать была истреблена в междоусобной войне Алой и Белой Роз. На основе средних слоев дворянства образовалось «новое дворянство» – джентри, пополнявшееся выходцами из городской буржуазии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских и духовных феодалов с целью разведения на них тонкорунных овец. Интересы джентри были близки интересам буржуазии.
Парламент Англии при Генрихе VIII (с 1529 по 1536 г.) принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. После этого англиканская церковь перестала находиться под влиянием папы римского и превратилась в часть государственного аппарата. Окончательное оформление англиканская церковь получила при королеве Елизавете I. Во время ее правления государство всеми силами поддерживало реформированную церковь и преследовало как сторонников католической церкви, так и сторонников наиболее радикальных форм протестантизма. Реформированная церковь, сохранив немало черт католической (как по структуре, так и в богослужении), превратилась в орган, задачами которого стали пропаганда учения о божественном происхождении власти короля и содействие утверждению абсолютизма.
Высшим органом власти и управления в период абсолютной монархии был, прежде всего, король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть. Монарху помогал Тайный совет, который составляли представители феодальной знати (лорд-канцлер, лорд-хранитель личной печати, лорд-адмирал), нового дворянства и буржуазии. Совет обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю. При участии Тайного совета издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Между тем в стране по-прежнему действовал парламент, состоявший, как и в XIV веке, из двух палат – палаты лордов и палаты общин.
В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти. Так, в графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции. Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т.п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них – под контроль органов управления графствами и центральных органов.
При абсолютизме оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда канцлера (право справедливости) и Высшего суда адмиралтейства. Были созданы также чрезвычайные суды, самые известные из которых – Звездная палата (по сути, политический трибунал), и Высокая Комиссия. В ее состав наряду с епископами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция Высокой комиссии была чрезвычайно обширной: она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, об «однообразии» в церковном богослужении, о еретиках и т.п. Расширилась также судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела разъездным и мировым судьям предписывалось рассматривать после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри (16–23 человека). В состав уголовного суда включались присяжные заседатели.
Между тем, в отличие от абсолютных монархий на континенте английский абсолютизм имел свои особенности, предопределившие его незавершенный характер. Так, во время установления абсолютной монархии в Англии не существовало постоянной армии как реальной поддержки монарха. Основой вооруженных сил страны являлся большой морской флот. Сохранялось также ополчение в виде отрядов милиции, а вооруженные силы графств возглавлялись лордами-лейтенантами, назначенными королем. Стража крепостей была малочисленна.
Кроме того, как отмечалось, наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. Союз между джентри (новым дворянством) и буржуазией способствовал укреплению парламента и сделал его впоследствии главным орудием в борьбе с королевской властью. С XV века палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин – из представителей дворянства и городской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в английском парламенте – духовные прелаты вошли в палату лордов. Джентри и буржуа не позволили королевской власти, используя рознь сословий, лишить парламент дееспособности, как это произошло, к примеру, во Франции. Помимо этого, сословия содействовали сохранению «самоуправления» в графствах. В Англии также отсутствовала централизация и бюрократизация государственного аппарата, которая была характерна, например, для Франции.
5. Право средневековой Англии
В литературе по истории английского средневекового права обычно выделяют три основных периода.
· первый период – англосаксонское право (с V века до нормандского завоевания 1066 года);
· второй период – с 1066 года до середины XIV века– период становления общего права (common law), когда оно утверждается, преодолевая сопротивление местных обычаев;
· третий период - с середины XIV века до Нового времени – расцвет общего права в компромиссе с «нормами справедливости»;
У англосаксов в донорманнскую эпоху (V–IX вв.) основным правовым источником были записи обычного права – так называемые «англосаксонские законы» или «правды». В отличие от других варварских правд, записанных на латинском языке, англосаксонские правды были записаны на древнеанглийском языке и носили имена королей, при правленнии которых составлялись; в них почти не обнаруживается римское влияние. Большинство положений ранних англосаксонских правд посвящено установлению композиционных штрафов за различные проступки, в том числе за неявку ответчика по вызову в местный суд. «Правды» символизировали первую попытку под влиянием христианства перейти к мирному разрешению споров и возмещению причиненного ущерба фиксированными денежными санкциями вместо племенного обычая кровной мести.
За убийство, как у франков, так и у англосаксов платился вергельд – плата, отдаваемая частично родственникам убитого, частично – в королевскую казну. Величина вергельда напрямую зависела от статуса убитого: различие проводилось не только между рабом, полусвободным и свободным, но и в достаточно отчетливой форме между свободными главным образом по принципу «полезности» для общества и приближенности к королю. Сами вергельды зачастую были очень велики и превышали пределы возможностей одного лица по их выплате. Древнее право при этом руководствовалось принципом коллективной ответственности (выплата возмещения родом роду и семьей семье) и объективного вменения (привлечения к ответственности невиновных); уплата вергельда возлагалась также на родственников преступника или на всю общину (поселение), на территории которой было совершено преступление. Так, вергельд за убийство чиновника короля или его телохранителя втрое превышал вергельд за убийство простого свободного человека. Женщины детородного возраста также охранялись повышенным вергельдом.
Хотя родовые отношения и связи в эпоху англосаксонских правд еще были преобладающими для правового статуса личности, «Правды» отразили процесс разложения племенных общин и зарождения права индивидуальной (семейной) собственности на землю. Объем и содержание прав на различные угодья еще не имели четкого выражения и носили следы коллективистских отношений. Наибольшей защитой, как «свое» имущество, пользовался дом с пристройками и вообще любое обнесенное изгородью место.
Множество положений англосаксонских правд относится к судопроизводству, ибо одной из основных целей записи обычаев было установление основ правопорядка. Порядок судопроизводства был единым и в гражданских, и в уголовных делах. Местный суд был в основном племенным собранием старейшин, «мудрых». Процесс был состязательным: потерпевший сам вызывал ответчика на суд, но злостное уклонение от явки могло повлечь за собой королевские санкции. Суд, как правило, лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор, поэтому явка обоих тяжущихся предполагалась.
В ранних кентских «Законах Этельберта» (начало VII в.) содержится детальная шкала материальных возмещений (композиций) за различные повреждения (за четыре передних зуба, за различные пальцы и ногти, синяки на внешних местах и под одеждой и т.п.). В «Законах Хлотаря и Эдрика» и «Законах Уитреда» (конец VII в.) отразилась дифференциация общества на знать (эрлы, гезиты) и рядовых свободных соплеменников (керлы). Уэссексские «Законы Инэ» (конец VII в.) свидетельствуют о росте земельных владений короля, его служилых людей и церкви за счет части общинников, попадающих в зависимость от аристократии; там же содержатся наказания в форме высокой композиции за религиозные составы преступлений. Повышенным штрафом охраняются священники, и карается кража «имущества Бога и церкви» также в «Законах Этельберта» (в 12-кратном размере).
В поздних англосаксонских правдах, включая «Правду Альфреда» (конец IX в.) и «Законы Кнута» (XI век), римское влияние оставалось слабым и в основном проявлялось через канонические установления (о завещаниях и т.п.), зато сохранялось влияние племенного скандинавского права. Влияние церкви сказывалось в основном на призывах к справедливости и гуманности, например, «Правда Альфреда» начинается с изложения десяти заповедей и деяний апостолов. Вообще «Правда Альфреда», сохраняя в целом черты судебника, является уже грамотным сводом королевских и церковных постановлений.
Защита королевского дома первое время отличалась от других свободных размером штрафа («Законы Этельберта»), однако впоследствии «злой умысел» против короля и целый ряд других преступлений начинают относиться к разряду государственных, и за них устанавливается смертная казнь с конфискацией имущества («Правда Альфреда»). Королевская власть постепенно начала выступать как «охранительница всеобщего мира и порядка», гарант мирного разрешения споров и наказания преступников; она поддерживала принцип коллективной ответственности (институт круговой поруки). Но под влиянием отдельных принципов римского права, в основном через церковь, усилился принцип индивидуальной ответственности при наличии вины.
Во втором периоде после нормандского завоевания сначала продолжали действовать старые англосаксонские обычаи. Но завоевание 1066 года – серьезнейшее событие в истории английского права, так как оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанного в герцогстве Нормандия. Вильгельм Завоеватель и его преемники неоднократно подтверждали, что будут соблюдать старые «добрые» законы и обычаи (в 1265 году даже было постановлено, что к старинным обычаям относятся те, которые существовали до 1189 года). Между тем с нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха кончилась: в Англии установился феодализм, требовавший нового права.
Дух военной организованности и дисциплины, характерный в отличие от европейского континента для английского феодализма, отразился и на становлении общего права. На нормандском жаргоне общее право называлось «comune ley» (с царствования Эдуарда I (1272 – 1307 гг.) вплоть до XVII века этот жаргон был разговорным языком для юристов Англии, тогда как письменным, как и в остальной Европе, была латынь). Зарождалось общее право постепенно. Большую роль в его становлении сыграл институт разъездных судей, получивший импульс к развитию после реформ Генриха II Плантагенента. При рассмотрении споров на местах разъездные королевские судьи руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел, как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, так называемое «общее право».
Начиная с XIII века, в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда. Эти протоколы назывались «свитками тяжб». С середины XIII века до середины XVI века отчеты о наиболее важных судебных делах печатались в «ежегодниках», затем их сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда, записанное в «свитки тяжб», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Позже принцип получил название судебного прецедента.
Как отмечалось, римское право не оказало заметного воздействия на английское общее право, но все же оно повлиянло на английское законотворчество и юридическую практику. Некоторые положения римского права были отражены в каноническом праве, которым руководствовались английские церковные суды. Кроме того, в 1149 году в Англию был приглашен юрист из Ломбардии Вацарий, который подготовил и опубликовал трактат с выдержками из Дигест и Кодекса Юстиниана. Труд Вацария использовался в административной и юридической практике во времена Вильгельма Завоевателя.
Источником английского общего права также послужили доктрины ученых юристов и судей, которые учитывали английскую судебную практику и положения римского права. Большим авторитетом пользовались в Англии трактаты «О законах и обычаях» Глэнвила (XII в.), «Комментарий к праву Англии» Блэкстона (XIII в.), «О поземельных держаниях» Литтльтона (XV в.), «Похвала английским законам» Фортескью (XV в.), более поздние «Институции законов» Кока (XVII в.).
С XIV века в Англии начинается новый этап развития правовой системы - формируется так называемое «право справедливости». В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих прав в судах общего права, оно обращалось к королю «за милостью» разрешить дело «по совести». Дела, как правило, рассматривал помощник короля, лорд-канцлер. С возрастанием количества таких дел был учрежден суд канцлера («суд справедливости»). В отличие от королевских судов «общего права» суд канцлера рассматривал дела без издания предварительного приказа и без участия присяжных. Ответчик должен был явиться на суд канцлера под страхом уплаты штрафа. В случае невыполнения решения суда он мог быть заключен в тюрьму. Формально канцлер не был обязан руководствоваться законами и прецедентами (лишь своей совестью, т.е. внутренним убеждением). Но вместе с тем при вынесении решений канцлеры использовали и прецеденты, и принципы римского и канонического права.
Право справедливости стало более гибким, подвижным и лишенным формализма, оно дополняло «общее право», восполняя его пробелы. Однако к XVI веку оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию общего права. В результате в начале XVII века, при правлении Якова I, было принято решение, что в случае конфликта между «общим правом» и «правом справедливости» последнее будет иметь преимущество, но оно не должно далее расширяться за счет «общего права» и должно соответствовать прецедентам.
Источником английского феодального права явились также статуты – законодательные акты центральной власти. Первоначально акты королевской власти назывались по-разному: статуты, ассизы, провизии, хартии. С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали также понимать законодательные акты, принятые «королем и парламентом». Статуты стали высшим правом страны, способным изменять и дополнять общее право, однако суды, в свою очередь, имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название «статутного права». Например, статут «О мертвой руке» 1279 года запретил владельцам феодов без согласия их сеньоров отчуждать землю церкви или духовным лицам, поскольку отчуждение лишало сеньора права на повинности с этих феодов. Вестминстерский статут 1290 года разрешил держателям феода продавать землю, вместе с которой к покупателю переходили и повинности, которые он обязан был выполнять точно так же, как и прежний держатель феода. Вестминстерский статут 1330 года учреждал не реже 3 раз в год (допускалось и чаще) проводить ассизы во всех графствах. Требовалось присылать людей из других графств, которые бы с участием присяжных беспристрастно рассматривали иски. Этот же статут узаконивал сбор парламента ежегодно один раз, а по необходимости и чаще.
В становлении английского конституционного права огромную роль сыграла средневековая Великая хартия вольностей 1215 года. В ней был сформулирован ряд важных юридических принципов: так называемые «конституционные» (ст. 12, 14, 61); судебно-административной системы (ст. 12, 18, 39, 40); материальных интересов различных социальных групп (ст. 1, 2, 9, 13, 15, 18); реформирования государственного механизма английского королевства, деятельности судебно-административного аппарата (ст. 17, 20, 21, 39, 40). В 1225 году Великая хартия вольностей была подтверждена Генрихом III и в 1297 году. Эдуардом I. В XIII веке из Хартии была удалена ст. 61 – о 25 баронах, блюстителях порядка и вольностей.
Феодальное право собственности на землю в Англии принципиально ничем не отличалось от того, которое было в континетальной Европе. Оно также носило иерархический, условный и ограниченный характер, основанный на предоставлении сеньорами феодальных держаний своим вассалам. Различались свободные держания непосредственно от короля – баронии, которые предоставлялись баронам, лордам, именовавшимся «головными держателями», и свободные рыцарские держания от этих «головных держателей». Правда, в отличие от Франции, независимо от ранга держателя все свободные держатели земли в Англии считались вассалами короля как верховного собственника земли.В общем праве, с точки зрения правомочий собственника сложилось три вида феодальных держаний: free simple, свободное держание (которым можно было свободно владеть и распоряжаться; только в случае отсутствия прямых и боковых наследников оно возвращалось сеньору как выморочное имущество); условное земельное владение – земельное пожалование (дарение), которое в случае отсутствия потомства у человека, получившего землю, возвращалось к дарителю или его наследникам; «заповедное» держание (им нельзя было распоряжаться и оно переходило по наследству только нисходящему родственнику, обычно старшему сыну (принцип майората).
В XII–XIII веках в английском праве собственности оформился оригинальный правовой институт, неизвестный другим правовым системам, который позже получил название доверительной собственности (траст).По трастовым отношениям одно лицо передавало другому имущество с тем, чтобы получатель, сделавшись формальным собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию в интересах третьего лица.
Согласно правовому положению крестьянского надела лично зависимые (крепостные) крестьяне Англии получили наименование вилланов. Виллан не мог иметь имущества, которое не принадлежало бы господину. За право пользования наделом виллан обязан был отрабатывать барщину, натуральные и денежные повинности. Вилланы разделялись на «полных», или «чистых», и «неполных». Повинности «полных» вилланов не были определены и устанавливались по усмотрению собственника поместья (лорда). Они должны были также платить особую пошлину (маркет) за разрешение выдать замуж свою дочь. Повинности «неполных» вилланов за владение землей были точно фиксированы, и лорды не могли согнать их с земли или увеличить повинности по собственному усмотрению. Такие вилланы могли свободно оставить свои наделы и даже судиться с лордом в королевских судах.
Заключение бракаи отношения между супругами регулировались каноническим правом, а имущественные отношения между ними – общим правом. Приданое, приносимое женой, поступало в распоряжение мужа. Он мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом жены и после ее смерти, если у них были общие дети. В случае бездетности имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не имела права заключать договоры, совершать сделки, выступать в суде без согласия мужа. Наследование феодальных держаний происходило на основе майората. Остальное имущество делилось на три части: треть шла жене, треть детям и треть церкви (так называемая «доля мертвого»). Господствующим видом наследования было наследование по закону.
Нормы права о преступлениях и наказаниях развивались как под воздействием статутов, так и под влиянием судебной практики королевских судов. Вильгельм I установил коллективную ответственность общины за убийство нормандца: в случае обнаружения трупа на территории сотенного округа его жители коллективно платили штраф, если не был обнаружен убийца. В конце XI века в хартии Генриха I предусматривалась уплата штрафа за нарушение вассальной верности королю. Нортгемптонская ассиза Генриха II 1176 года уже рассматривала в качестве врагов короля тех, кто отказывался принести ему клятву верности. Ассиза содержала также перечисление наиболее тяжких преступлений: тайное убийство, грабеж, разбой, изготовление фальшивых денег, поджог и др.
В XIII веке преступления были разделены на три группы: касающиеся короля; касающиеся частных лиц; касающиеся и короля, и частных лиц. Несколько позже сложилась трехчленная классификация преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление) и мисдиминор (проступки).
Статут 1352 года выделил два вида государственной измены: высшую и малую (которая, по существу не была государственной изменой). К государственной измене относились: замышление убийства или же убийство короля, королевы, их старшего сына и наследника; изнасилование королевы, старшей незамужней дочери короля или жены его старшего сына и наследника; восстание против короля или оказание помощи врагам короля внутри или вне страны; подделка большой или малой королевской печати, подделка королевской монеты или ввоз в страну фальшивых монет; убийство канцлера, казначея или любого королевского судьи. Малой изменой являлось: убийство слугой господина; убийство женой мужа; убийство мирянином или клириком вышестоящего прелата. Безусловно, за измену предусматривалась смертная казнь.
Все остальные преступления, кроме измены и фелонии, классифицировались как мисдиминор. К ним относились преступления, касавшиеся интересов только частных лиц и не затрагивавшие интересы страны, короны. За мисдиминор смертная казнь не назначалась. Вообще же наказания в английском феодальном праве были чрезвычайно жестокими: повешение, разрывание на части, сожжение и т.д.
После нормандского завоевания в сотенных судах, судах графств и судах феодальных сеньоров действовал обвинительный процесс, основанный на тех же принципах, что и на континенте. Он осуществлялся в строго установленной форме с соблюдением определенных обрядов, где основными видами доказательства являлись свидетельские показания, очистительная присяга совместно с соприсяжниками и ордалия. Завоеватели принесли с собой новый вид доказательства – судебный поединок. Очень скоро в английском процессе появился новый элемент, не известный континентальному феодальному праву – суд присяжных. Его начало положил опрос местных жителей под присягой, осуществлявшийся Вильгельмом I в 1086 году при проведении всеобщей переписи населения и имущества для составления «Книги Страшного суда». Впоследствии в XII веке Кларендонская ассиза предусмотрела в уголовных делах институт обвинительного жюри в составе 12 полноправных граждан от сотни и 4 полноправных лиц от каждой деревни, дававших клятву, что они будут говорить только правду. А Великая ассиза Генриха II ввела новую форму судебного процесса (расследование дел через присяжных рыцарей) по делам о свободном земельном держании.