Методические указания по изучению темы. При изучении темы студентам необходимо уяснить различия между понятиями «правосудие» и «судебная власть»

При изучении темы студентам необходимо уяснить различия между понятиями «правосудие» и «судебная власть». Правосудие – это вид государственной деятельности, представляющий собой рассмотрение и разрешение судами споров на основе норм материального и процессуального права. Кроме правосудия существуют такие виды государственной деятельности, как правотворчество, государственное управление, прокурорский надзор и т.п. Судебная власть – это ветвь государственной власти, органы которой управомочены отправлять правосудие именем Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (см. ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Судьями в Российской Федерации могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны.

Судебная система Российской Федерации установлена Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и включает в себя:

- федеральные суды;

- суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся Конституционный Суд, система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды) и система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).

К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи общей юрисдикции субъектов Федерации. При этом следует иметь в виду, что норма федерального законодательства об организации конституционных (уставных) судов субъектов Федерации носит диспозитивный характер, поэтому во многих регионах конституционные (уставные) суды не образуются. Что касается института мировых судей, его учреждение является общеобязательным на всей территории Российской Федерации.

Предметы компетенции Конституционного Суда перечислены в статье 125 Конституции Российской Федерации и конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд:

- разрешает дела о соответствии отдельных правовых актов Конституции Российской Федерации, причем перечень этих актов исчерпывающим образом определяется законом;

- разрешает споры о компетенции между отдельными государственными органами (перечень органов также определяется исчерпывающим образом с использованием родовых понятий);

- проверяет конституционность закона, который применен или подлежит применению в конкретном деле;

- дает толкование Конституции Российской Федерации;

- дает заключение при обвинении Президента Российской Федерации;

- выступает с законодательной инициативой в Государственной Думе.

Судьи Конституционного Суда должны быть гражданами Российской Федерации в возрасте не менее сорока и не более семидесяти лет, иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и признанную высокую квалификацию в области права. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на 12 лет, причем назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается.

Конституционный Суд состоит из двух палат, причем персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Персональный состав палат не может оставаться неизменным более чем три года подряд. От имени Конституционного Суда вправе принимать акты каждая из палат (но не судьи единолично), при этом некоторые дела, перечень которых определен законом, могут рассматриваться исключительно на пленарном заседании Конституционного Суда. Из числа судей Конституционного Суда избираются сроком на три года Председатель, его заместитель и судья-секретарь, каждый из которых наделен предметами компетенции.

Важное место в системе правоохранительных органов занимают органы внутренних дел, призванные осуществлять охрану общественного порядка, укреплять, защищать права и свободы граждан, юридических лиц, бороться с правонарушениями и преступлениями.

Роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, является весьма значимой, поскольку чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, чем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

Под правоохранительными органами понимаются государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

В действующую систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

- органы судебной власти – федеральные суды (общей юрисдикции и федеральные арбитражные) и суды субъектов Российской Федерации;

- органы прокуратуры (общегражданской, военной и иной специализированной);

- органы предварительного расследования (дознания и следствия);

- органы внутренних дел (федерального значения и местные);

- органы Министерства юстиции (судебные приставы, органы по исполнению уголовных наказаний и др.);

- органы по налогам и сборам;

- органы охраны основ конституционного строя и безопасности государства (Федеральная служба безопасности, органы внешней разведки, государственной охраны);

- негосударственные правоохранительные органы (адвокатура, частные детективные и охранные предприятия, частный нотариат).

Правоохранительные органы принимают участие в осуществлении правовой политики государства, которая определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в целях создания правового государства и гражданского общества в России. При этом они взаимодействуют с органами законодательной власти, которые создают нормативную базу для борьбы с преступностью и правонарушениями, устанавливают порядок организации и деятельности правоохранительных органов.

Темы контрольных работ (рефератов)

1. Прокурорский надзор и органы прокуратуры.

2. Адвокатура.

3. Нотариат.

4. Министерство внутренних дел России и его органы.

5. Федеральная служба безопасности: структура и полномочия.

Контрольные задания

Задание 1.Какие из перечисленных дел будет рассматривать мировой судья:

· заявление о восстановление на работе;

· Петров причинил Сидорову вред здоровью средней тяжести. Ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 3-х лет;

· иск о расторжении брака с разделом имущества и определением порядка проживания несовершеннолетнего ребенка.

Задание 2.Гражданин Васильев хотел, чтобы нотариальные действия были произведены не в нотариальной конторе, а у него дома. Возможно ли это?

Задание 3.Какое постановление (решение или определение) должен вынести суд в результате рассмотрения по существу следующих заявлений:

а) заявление ответчика о передаче дела в суд по месту его жительства;

б) заявление Т. А. Ивановой о наложении ареста на автомашину «Волга» в порядке обеспечения ее иска к бывшему мужу Ф. П. Иванову о разделе совместно нажитого имущества;

в) заявление предприятия «Красная роза» к Т. А. Мансурову о выселении без предоставления другого жилого помещения;

г) заявление Н. А. Кузнецова об отсрочке исполнения решения;

д) жалобы граждан-учредителей кооператива на решение Администрации района, которым отказано в государственной регистрации кооператива;

е) заявление А. И. Ефимовой об освобождении ее имущества от ареста, наложенного судебным исполнителем при обращении взыскания на имущество Н. П. Курочкина;

ж) заявление А. В. Кувшинова о сложении штрафа в размере 100 000 руб., наложенного на него судом за нарушение порядка в зале судебного заседания во время разбирательства дела;

з) жалобы Д. П. Носкова на незаконное наложение штрафа за безбилетный проезд в пригородном электропоезде;

и) заявление А. Е. Шебанова с просьбой допустить его к участию в процессе в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика.

Задание 4.Определите подведомственность следующих дел:

А) между двумя акционерными обществами о выполнении условий договора аренды помещения;

Б) между Петровым В. В. и организацией «ВАС» о восстановлении на работе;

В) между двумя членами ЖСК о порядке пользования подсобным помещением;

Г) между бывшими супругами Семеновыми о разделе совместно нажитого имущества в период брака;

Д) между родителями шестилетнего Дениса Каверина по вопросу о том, с кем из родителей будет проживать ребенок после расторжения брака.

Задание 5.Подсудимому Сидорову было предоставлено последнее слово. Он им воспользовался и начал говорить о том, что он является невиновным, что надо найти настоящих свидетелей и что, процесс сфабрикован. По истечении 10 мин. судья прервал подсудимого и сказал, что продолжительность последнего слова ограничена 10 мин.

Правомочны ли действия судьи в данном случае?

Выберите правильный вариант ответа:

1) да, судья вправе прервать подсудимого, если он считает, что время, отведенное для последнего слова затянулось и обстоятельства, излагаемые подсудимым, не имеют отношения к рассматриваемому делу;

2) нет, суд не может ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого определенным временем.

Литература

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. М.: Норма-Инфра, 2000.

2. Баглай М. В. Конституционное право. Малая энциклопедия. М.: БЕК, 2008.

3. Вандышев В. В., Лиманский В. А. Основы судопроизводства и правоохранительной деятельности. Энциклопедия правоведения. Вып. 1. СПб., 1996.

4. Ершов В. В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992.

5. Зиновьев А. А. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Герда, 2000.

6. Зиновьев А. В. Конституционное право: конспект лекций. СПб.: Альфа, 1998.

7. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юрист, 2008.

8. Конституционное право / Под ред. А. Е. Козлова. М., 2006.

9. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под общ. ред. А. В. Малько. М., 2010.

10. Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник нормативных актов / Под ред. В. В. Черникова. М., 1994.

11. Пелевин С. М. Арбитражный суд Российской Федерации. СПб., 1993.

12. Судебные и правоохранительные органы России. Альбом схем / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 1996.

Наши рекомендации