Внешняя политика России при Николае I

В греческом вопросе Николай отказался продолжать нейтральную политику Александра. Т.к. турецкий султан отказывался предоставить Греции автономию, в 1828г. Россия объявила Турции войну. Русские нанесли полное поражение туркам. Мир был заключен в сентябре 29г., султан признал автономию Молдавии, Греции, Сербии. Одновременно Россия вела успешную войну с Персией. Персия уступила России земли и обязалась уплатить военную контребуцию. Далее Н1 пришлось вступить в военный конфликт с Польшей. Польские патриоты стремились к восстановлению гос. независимости Польши, однако восстание было подавленно. Вскоре турецкий султан обратился за помощью к Н1 в борьбе против египетского паши. Турция становилась под покровительство России. Токое преоб­ладание России на Балканском полуострове вызвало тревогу европейских держав. В Лондоне была заключена конвен­ция , которая ставила Турцию под зашиту всех пяти европейских держав. Помогая подавить революцию в Венгрии, Н1 вызвал бол ьшое возмущение среди европейских гос-в. Поэтому осенью 53г. Турция, подстрекаемая ими, объявила России войну. Русская эскадра (Нахимов) уничтожила тур.флот, чем вызвала открытое выступление против себя зап. держав. В осенью 54г. союзники высадили свои войска в Крыму и преступили к осаде Севастополя (11 месяцев). Русский флот не смог оказать сопротивления и был затоплен рус. моряками. Русские войска начали отступление на север. Причинами неулач было: хаотическое состояние военного х-ва, отсталость вооружения, отсутствие удобных путей сообщения. Николай умер в разгар компании, мир был заключен в Париже, по нему мы уступали устье Дуная и Бессарабию, потеряли право иметь флот на Черном море, оно было объявлено нейтральным.



Движение декабристов.

Отказ от политики преобразований, рост реакции вызвали появление в России первого революционного движения, основу которого составили молодые выходцы из либеральных слоев дворянства. В 1814 - первые тайные организации - Союз русских рыцарей, Священная артель. Недопустимость крепостного состояния солдат и крестьян, совершивших гражданский подвиг в 1812. В феврале 1816 года в Петербурге по инициативе полковника Генштаба Александра Муравьева, Никиты Муравьева, Трубецкого, Муравьева-апостола был создан Союз Спасения. Установление конституционного правления и уничтожение крепостничества. Конспирация. Ставился вопрос о цареубийстве, но решили действовать мирной пропагандой. Разработан новый устав, ликвидировавший Союз Спасения и создавший Союз благоденствия, членами которого могли стать не только военные, но и купцы, крестьяне, дворяне. Цель - переменить общественное мнение, подготовить его к грядущим изменениям. Конечные цели - политический и социальный переворот не декларировались. Больше 200 членов, отделения в Питере, Москве, Киеве. Однако неудовлетворенность просветительской деятельностью в условиях роста крестьянских и солдатских волнений, революций в Европе привела к радикализации союза. Чтобы облегчить отсев ненадежных, он распустился в 1821 году. Сторонники вооруженного переворота сразу же после этого объединились в Южное и Северное Общества. Южное - Павел Пестель, сторонник республиканской формы правления. Общество приняло его "Русскую правду" - программный документ. На период революции - диктатура, затем республика, Законодательная власть - Народного вече из 500 человек, исполнительная власть - Державня Дума, избираемая на вече. Сословное деление и крепостное право уничтожались. Земельный фонд делился на общественную (крестьяне получали из него землю бесплатно), и частную (частные и казенные владения, которые можно покупать и продавать. Право личной свободы, свободы собственности и слова. Конспирация общества, его членом мог стать только военный. В Петербурге Северное общество - Муравьев, Пущин, Трубецкой, Лунин - конституционный проект Никиты Муравьева. Разделение властей, Двухпалатное народное вече, императору принадлежит исполнительная власть. Крепостное право уничтожается, но помещичья собственность сохраняется. Кондратий Рылеев - радикалист-республиканец, Общество более склонялось к нему. К Южному обществу примкнуло Общество соединенных славян. После смерти Александра 1 власть должна была перейти к его брату Константину, но манифест о его отречении не был оглашен, и войска с населением присягнули ему 27 ноября 1825 года. Переприсяга после того, как разобрались, на 14 декабря 1825 года. Благоприятный момент. Диктатором выступления был избран Трубецкой, план - выйти на сенатскую площадь и помешать Сенату и госсовету присягнуть Николаю 1, обнародовать "манифест к русскому народу". Трубецкой не явился на площадь. Расстрел картечью. Рылеев, Пестель, Каховский, Муравьев-апостол и др. повешены.



24. Общественно-политическое движение 30-40гг. IXв. (теория специальное народности/либерализма).

В эпоху Николая 1 умственная жизнь русского общества, особенно в Москве била ключом. В столице издавался ряд журналов разных направлений. Из кружков, возникавших среди университет­ской молодежи, наиболее важными были: кружок Станкевича, интересовав­шийся преимущественно вопросами этики и философии и объединявший будущих западников и будущих славянофилов, кружок Герцена, обсуждав­ший главным образом политические и социальные проблемы современности. Наиболее выдающимся духовным вождем интеллигенции был московский профессор историк и литературный критик Белинский. Время Николая 1 было золотым веком русской художест­венной литературы: при Николае писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь, начинали писать Тургенев, Достоевский и Толстой.

Среди идейных течений николаевского времени наиболее яркими и интересными были 2 системы историкофи­лософских взглядов, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте, - это были учения “западников” (Белинский, Грановский, Каве­лин) и “славянофилов” (Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Самарин).

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали, что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно и успешно осуществляет принципы гуманности, свободы и прогресса и указывает правильный путь всему остальному человечеству. Поэтому задача России, отсталой, невежественной, полуварварской страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь общечеловеческого культурного развития, как можно скорее изжить свою косность и азиатчину и, примкнув к европей­скому Западу, слиться с ним в одну общечело­веческую культурную семью.

Славянофилы утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и единого пути развития для всех народов не сущест­вует. Каждый народ живет своей самостоятель­ной, “самобытной” жизнью, в основе которой лежит идейное начало, “народный дух”. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы. Вопло­щением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добро­вольный союз для взаимной помощи и поддержки. По мнению славянофилов, ни западные принципы, ни западные организационные формы не нужны и неприемлемы для России. Их политическим идеалом была патриархальная демократическая монархия, опирающаяся на добровольную под­держку народа; мнение которого должно выражаться в земском соборе.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники близко сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепост­ному праву и к современному бюрократически-полицейскому строю гос-ого управления, оба требовали свободы слова и печати, и значит, в глазах правительства оба являлись одинаково “неблагонадежными”.



25. Отмена крепостного права – Александр 2.

Вторая половина 19 века - это время глубокого политического, экономического и духовного кризиса страны. Отражением этого кризиса стала Крымская война (1853 - 1856), которая убедительно продемонстрировала несостоятельность крепостничества, цепляясь за которое, Россия проспала промышленный переворот на Западе. Россия, воевавшая одновременно с Англией, Францией, Турцией, вела борьбу кремневыми ружьями против нарезных, парусными судами против паровых. Героизм русского флота и севастопольцев не спас Россию от поражения, скомпрометировал ее в глазах мира, а царя в ее глазах. Крымская катастрофа обострила социальный кризис в стране. Страна стояла перед неизбежным реформированием, эволюцией государственного строя. Но в силу особенностей ист.развития, госустройства и общественных порядков радикальные преобразования могли осуществляться только с содействия самодержца. Им стал Александр 2, "лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться времени, когда оно само себя отменит снизу". В январе 1857 года - первый шаг к решению проблемы - создание Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Было объявлено о начале постепенного освобождения крестьян и предписано в каждой губернии создать дворянские комитеты по обсуждению проблемы и внесения предложений поправок к реформе. В 58 году, с началом открытой подготовки реформы, секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати. Было предложено 2 варианта освобождения крестьян: без выкупа полевой земли и с выкупом усадебной земли и надела. Оживление крестьянского движения заставило предпочесть второй вариант. В 1859 году в Петербурге были созданы Редакционные комиссии. Они дорабатывали проект с учетом предложений губернских дворянских комитетов. Разработчик - Милютин. 19 февраля 1861 года Александр 2 подписал манифест об освобождении крестьян. 22,5 млн. крестьян стали свободными. Указ коренным образом менял взаимоотношения этих миллионов и 110 тысяч помещиков. Крестьяне вышли из рабского существования, юридически стали независимыми, но экономическая зависимость во многом сохранялась. В "Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" утверждалось, что земля остается у помещиков до выкупной сделки, крестьяне пользуются землей за повинности до сделки (временнообязанное состояние). Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т.е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброка. Посредником в сделке было гос-во, выплачивавшее помещику 80 процентов суммы. Крестьяне должны были расплачиваться в течение 49 лет. Государственные крестьяне, считавшиеся лично свободными и платившие оброк государству, сохраняли землю за собой. Они могли продолжать платить оброк или заключить с государством выкупную сделку, процент с которой был равен оброку.


Наши рекомендации