Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.
В результате освоения темы обучающиеся приобретают:
знания о конфликтных ситуациях, путях их преодоления;
умение анализировать конфликты, устранять причины противоречий;
владение навыками межличностного общения, работы с информацией.
Актуальность темы (практического занятия) заключается в том, что студент должен уметь предвидеть назревающую конфликтную ситуацию и принять меры по устранению противоречий.
План:
1. Критерии и показатели конфликта.
2. Способы разрешения конфликта.
3. Переговорный процесс и принципы его организации.
4. Управление, урегулирование и разрешение социальных конфликтов.
Теоретическая часть.Готовясь к первому вопросу, обучающийся должен знать, что конфликт как объект исследования обладает в принципе бесконечным числом характеристик. Лишь очень незначительная часть из них имеет существенное значение для решения конкретной задачи. Для того чтобы оценить эти характеристики, необходимо, во-первых, знать их, во-вторых, обладать методами и методиками их оценки, в-третьих, иметь персонал, владеющий такими методиками. Решение этой проблемы в первую очередь требует наличиясистемы показателей, критериев и индикаторов оценки конфликта.
Часть из бесконечного количества характеристик конфликта, которые можно как-то фиксировать, называетсяпоказателями. Посредством этих характеристик люди, собственно, и воспринимают конфликт. В зависимости от сложности конфликта может быть различное количество показателей, которые используются для его оценки, — от нескольких единиц до нескольких десятков.
Нужно отметить, что на сегодняшний день не разработаны инструменты, которые специально были бы предназначены для получения данных, характеризующих именно конфликт и обстоятельства, связанные с ним. На вооружение взяты методики, которые уже используются в других науках и способны фиксировать, например, выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности. Рассматривая этот пример, мы можем представить необходимое количество критериев, подлежащих оценке. Подконфликтностью личности обычно понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления человека в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид часто становится источником напряженности в отношениях с окружающими.
Кпсихологическим факторам конфликтности относят темперамент, уровень агрессивности, психологическую устойчивость, уровень притязаний и множество других признаков.
Следующая группа —социально-психологические факторы. Среди них — социальные установки, ценности, отношение к оппоненту, направленность «на себя» или на интересы оппонента и др.
Наконец,социальные факторы — условия жизни и деятельности, условия отдыха, социальное окружение, общий уровень культуры и т. п. В совокупности они помогают точнее оценить конфликтность личности.
Некоторые из показателей позволяют выявить наиболее существенные стороны конфликта. Их называюткритериями или критериальными показателями. Ни показатели, ни критерии не воспринимаются непосредственно. Тот признак, который изменяетсянепосредственно и по которому оценивается степень выраженности показателя или критерия, называетсяиндикатором. Критерий или показатель в зависимости от своей сложности может оцениваться по нескольким или, гораздо реже, по одному-двум индикаторам.
При ответе на второй вопрос, необходимо отметить основные стратегии: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.
Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.
Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.
Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.
Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.
При ответе на третий вопрос, надо отметить, что переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.
В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это: 1. «Достижение соглашения», являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения, когда их интересы противостоят друг другу; 2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.
В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны. Медиация – один из древних способов разрешения конфликта. Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США. В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как официальные медиаторы, так и неофициальные.
Отвечая на четвертый вопрос, нужно иметь в виду, что процесс урегулирования, естественно, не может не принимать во внимание участников конфликта и их особенности. В итоге, от участников зависит дальнейшее развитие событий; продолжится ли конфликт и потребуется принятие более радикальных мер, или стороны придут к мирному согласию. На протяжении развития конфликта его участники, как прямые, так и косвенные, могут меняться. В ряде случаев участники оказываются настолько задействованными в конфликте, что становятся его прямыми участниками. Также могут появляться новые стороны, в том числе и из тех, кто пытался урегулировать конфликт. Естественно, в случае если будут задеты чьи-то интересы. И в этом одна из существенных опасностей подключения к конфликту. Также возможны случаи выхода из конфликта того или иного участника, хотя сам конфликт продолжается.
В принципе технология урегулирования конфликта мало зависит от предмета, лежащего в его основе. Однако, проблема возникает тогда, когда оппоненты неодинаково видят суть противоречий, а значит, по-разному подходят к вопросу о том, по поводу чего должны вестись переговоры.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом - это «перевод конфликта в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс». Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждое из этих действий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Вопросы и задания
1. Что такое медиация?
2. От чего зависит технология урегулирования конфликта?
3. С чем связан выбор стратегии выхода из конфликта?
4. Что такое компромисс?
5. Какую роль играют критериальные показатели в конфликте?
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Основная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2010. – 552с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа-М, 2010. – 320с.
3.Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.
Дополнительная литература:
1. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 - 688с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.i-u.ru/ «Библиотека РГИУ: Конфликтология. Учебное пособие».
2. http://www.humanities.edu.ru/ «Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций».
3. http://www.dvo.sut.ru/ «Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов»
4. http://hghltd.yandex.net/ «Рыбакова М.М. Хрестоматия по конфликтологии»
5. http://www.aquarun.ru/ «Сельченок К.В. Прикладная конфликтология»
6. http://www.politnauka.org/ «Библиотека – Конфликтология»
7. http://eurasia.iea.ras.ru/ «Институт этнологии и антропологии РАН»
Практическое занятие № 5.