Местное управление и самоуправление
Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
· местные Советы депутатов;
· исполнительные и распорядительные органы;
· органы территориального общественного самоуправления;
· местные референдумы;
· собрания;
Местное самоуправление в РБ – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
В качестве субъектов местного управления и самоуправления могут выступать: население административно-территориальных единиц, отдельные граждане, государственные органы, различные предприятия, учреждения, организации, объединения.
В демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства приходят к пониманию того, что во многих случаях местные нужды могут быть более рационально удовлетворены органами самоуправления, поэтому они передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении местных дел.
Местное самоуправление - это самоорганизация на базовом уровне - там, где население может решать свои проблемы, не обращаясь к государству. Органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами, взаимодействуя с ними в осуществлении властных функций, а также в выполнении отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться. В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.
Деятельность органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующей территории.
Место и роль судебной власти в государственном механизме
Суд – это орган, который применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством.
Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – правительством, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из: - Конституционного Суда; - системы общих судов Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды); - системы хозяйственных судов (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды ).
Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению законов по отношению к виновным лицам, реализация законов судом, осуществление деятельности независимым судом без влияния посторонних факторов – это и есть правосудие.
Судебная власть в РБ принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией РБ и актами законодательства РБ:
- личные права и свободы;
- социально-экономические и политические права граждан;
- конституционный строй Республики Беларусь;
- государственные и общественные интересы;
- права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Деятельность судов основывается на принципах: законности; состязательности и равенства сторон в процессе; открытости и гласности судебного разбирательства; свободного доступа к правосудию; обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.