Современные социал-демократия и социализм.

Социалистическая идеология утверждает ценности свободы равенства и справедливости. Возникла в 18 веке как реакция на развитие индустриал.капитализма, как идеология мелких ремесленников, позднее рабочего класса. Социализм (от лат. Socialist-общественный) понятие, объединяющее несколько явлений:

- идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий (Компонелла, Мор,Сансимон, Фурье)
-политическая идеология, сформировавшаяся в 19 векес такими базовыми понятиями как общественная собственность , что предполагает национализацию частной собственности, в пользу социалистического гос-ва или совместное акционерно-кооперативное владений. Социал.демократ.концепции. Упор на общественные потребности –коллективизм (классовый подход,защита низших классов), идея равенства. В конце 19 века в рамках социализма складывается социально-реформистское направление (социал-демократическое), с его идеей о возможности постепенной интеграции рабочего класса в капиталистическое общество при улучшении его материальных условий жизни. Мирный переход к социализму парламенским путем, 1 из основателей социал-демократии Эдуард Бернштейн(1850-1932), многими идеями которого воспользовалась современная социал-демократия.

В отличии от анархистов и коммунистов социал-демократия рассматривала гос-во не как легитимную силу, а как инструмент достижение равенства. Принципы:

-в полит.сфере свобода и равенство

- в экономике- общественная собственность в рамках смешенной экономики, участие трудящихся в управлении предприятиями,самоуправление,передача средств производства в собственность трудящихся предприятий

- в социальной сфере- повышение качества жизни, гуманизация условий труда, охрана окружающей среды

Представление социал-демократов в классовой борьбе отличаются от традиционного марксистского подхода : социал-демократы выступают за эволюционное развитие общества, приход к власти-выборы, отрицающаяся роль рабочего класса трудящимися выступают единым фронтом. После 2 мировой войны социал-демократия стала одной из основных политических сил во многих странах мира,больше всего в Европе. К концу 80-х 20 века наметилось два направления: традиционная: Германия, Швеция, Англия, Финляндия и модернистская: Италия, Испания,Франция.

Либерализм.

В либерализме на 1 месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свобода проявления личной инициативы. Эта идеология связана с эпохой буржуазных революций(17-18вв), становление буржуазных отношений и борьбой с остатками феодализма. Основы были заложены Адамом Смитом(1723-1790), Джеймсом Миллем(1773-1836) и Еремия Бентамом(1748-1832).Классический либерализм считает свободу личности, равенство возможностей более приоритетными, чем соц. Равенство и исходит из веры в прогресс и способность человеческого разума, рынок и свободной конкуренции рассматривается как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Во второй половине 20 века классических либерализм потерпел ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм), пересмотрел формулу классического либерализма «минимум гос-ва, максимум рынка» и не отрицая гос. Регулирования экономикой (регулирование монополий, ранка труда)и соц .программами, призванными смягчить крайности социального неравенства. В последнее время имеет место быть неолиберализм(США эпоха Нового курса 1933-1939гг. президента Рузвельта ,делающий упор не столько на программы помощи низшему классу, сколько на создание условий для его проф.подготовки и переподготовки, как реал.воплощающие идей равенство возможностей. Практическое применение идей неолиберализма в США в деятельности администрации Билла Клинтона.

Консерватизм.

Идеология консерватизма во многом отлична от либерализма, хотя есть некоторые сходства. Зарождение консерватизма в конце 18-19 века было обусловлено в основном феодально-аристократической реакцией на Великую французскую революцию, в этом смысле идеология носила антибуржуазный характер. С резкой критикой французской революции в том числе и за то, что ее идеологи выступали за абстрактные принципы и идеалы далекие от действительности, противопоставив им традицию, опыт и историю. С момента возникновений в ней намечалось два течения: одно так называемое консервативно-реакционное и автократическое Жозефе де Местро(1753-1821), другое англо-американское умеренное англ. полит. деятеля, теоретика и публициста Эдмундо Бёрк(1729-1797). В основе консерватизма лежит идея несовершенства человеческой природы, что служит основанием:

- неизбежности соц. Неравенства и иерархичности обществ. Отношений;

-потребности поддержания морали, религии, традиции, как регулятор поведения человека, т.е. то подлежит сохранить, консервировать в условиях перемен;

-понимание соц. порядка, как следование устоявшимся моделям власти, традиц. Образцам взаимоотношений;

- Потребности в сильном государстве, функции которых защита собственности и жизни граждан, традиционных, социально-культурных норм, и в целом, социального порядка и законности;

- Прямая демократия, согласно консерваторам, несовершенна, качественными лидера наделялись далеко не все, только отдельные из них могут взять на себя ответственность за управление других.

На первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и неравенству. Не отрицая возможности социальных изменений, они считают, что могут быть успешны, если будут достигать эволюционным, а не революционным путем.

Консерватизм распространён: Германия, США, Японии, Великобритании. Последнее десятилетие классический консерватизм трансформировался в неоконсерватизм, кот. С одной стороны, отстаивает традиционный консервативные ценности (семья, религия, мораль, порядок, законность)., а с другой обращается и к либеральным ценностям (права чел-ка, свобода личности). Современный консерватизм полностью не отрицает необходимости гос. Регулирования, в то же время полагает, что гос-во не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию.

Коммунистическая идеология.

Коммунисты. Марксизм как радикально-революционная идеология и разновидности социализма. Для нее характерна идея коренного переустройства общества:

-устранение частной собственности на средства производства

-достижение социального, экономического и политического равенства

-подлинное народовластие

-понимание справедливости, как отсутствие эксплуатации

-идея построения первоначального социализма, а затем и безклассового коммунистического общества

Не смотря на резкое сокращение численности коммунистических партий.они все равно сохранили определенное влияние на часть населения. Некоторые из не смотря на присутствие определенных коммунистических по своим программам ближе и умереннее социал-демократии.Современные коммунисты смягчили негативную оценку рынка, заявив о необходимости формирования планово-рыночной экономики,в то же время сохраняются партии и движения ориентированные на более радикальные версии коммунистической идеологии(РКРП-рос.коммунист.рабочая партия)

Теоретическое оформление коммунизма принад­лежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Основополагающими принципами «классическо­го» коммунизма, разработанными К. Марксом, являются следующие:

переход к коммунистической общественной формации револю­ционным путем, не исключающим насильственные меры;

· отрицание реформистского пути перехода;

· слом буржуаз­ной государственной машины;

· уничтожение буржуаз­ной демократии;

· замена этих институтов системой диктатуры пролетариата;

· ставка на идеологический монизм, отрицание идеологического плюрализма;

· со­здание жестко организованной политической партии как единственной руководящей силы в борьбе за ком­мунизм.

· главную движущую силу социального про­гресса составляет пролетариат как класс, лишенный средств производства.

Классовая борьба, доведенная до социалистической революции, признается в каче­стве локомотива истории.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентиро­ванного на моральные стимулы к труду, которые можно описать формулами:

· труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков;

· в труде формируется личность;

· труд есть способ самовыражения, самореализации человека и т.п.

Теоретиком и практиком мирового коммунистического движения стал В.И. Ленин, направивший свои усилия на конкретизацию и ужесточение заложенных в марксизме революционных принципов. Поэтому-то это новое течение и получило название марксизма-ленинизма, или просто ленинизма, который в свою очередь лег в основу левототалитарной большевистской теории общества и государства.

Если Маркс и Энгельс утверждали, что социалистиче­ская революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. Не менее важно и то, что в отличие от Маркса и Эн­гельса, по мнению которых социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, если она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной, отдельно взятой стране.

Но дело не только и не столько в этом. Ленин и его сподвижники в такой большой степени пересмотрели и дополнили учение своих предшественников, что, оценивая ленинизм, правомерно говорить, по сути, о новом политико-философском, или идейно-политическом течении, во многом по своим базовым установкам существенно отличающемся от классического марксизма.

История предоставляет нам множество примеров того, что одни и те же идеи в разных исторических условиях могли служить для обоснования совершенно разных интересов и целей. Более того, на основе одного и того же набора данных можно построить разные, зачастую несовместимые друг с другом философские и идейно-политические конструкции. Зачастую большее значение приобретает не просто какая-либо идея, взятая сама по себе, а то, как она интер­претируется, в каких и в чьих интересах она используется.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллективности и державности. По существу ее постулаты, как полагают многие ученые-обществоведы, были внешне сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог – социалистическим государством, рай – светлым будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке времени.

В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. Десятки коммунистических партий действовали на всех континентах. Материальной опорой мирового коммунизма был Советский Союз с его экономической и военной мощью. Пос­ле второй мировой войны на третьей части мира развернулось строительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что эта идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их нема­ло. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гуманизмом.

Марксистско-ленинская идеология в ХХ в. реализовалась в различных национальных моделях. В послевоенном Китае она трансформировалась в еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна). Отрицая свя­щенные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимос­ти борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, при­званное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «свет­лому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского на­селения, особенно во времена «культурной революции».

Оригинальная модель коммунистической идеологии была реализована И.Б. Тито, в бывшей Югославии, стремившейся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это было в Восточной Европе). Страна ориентировалась на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, ее руководство признавало наличие внутренних конфликтов и противоречий социалистического строи­тельства, необходимость ведения борьбы с главным внутренним врагом – бюрократией, и ориентировалось на установление рыночных отношений и ограничение роли коммунистической партии

В последней четверти XX в. начались глубин­ный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в пер­вую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вы­звавшие этот кризис, еще долго будут предметом научного осмысле­ния. Ведь с крушением рассматриваемой идео­логии произошло крушение надежды миллионов людей на воз­можность построения общества добра и справедливости.

Со вто­рой половины 1980-х гг. влияние коммунистической идеологии, авторитета СССР на ход мирового разви­тия стало заметно снижаться. Сегодня коммунизм как идеология и как социальное движение повергается критике, в т.ч. и со стороны тех, кто недавно исповедовал эту идеологию и был активным участни­ком деятельности коммунистических партий. Ряд исследователей считает, что коммунизм как социальное учение сошел с исто­рической арены. Такое категорическое суждение вряд ли соответствует действительности. Да, коммунизм как социальный идеал оказался несостоятельным, утопич­ным на современном этапе человеческой истории. Поэтому традиционное коммунистическое движение, направленное на достижение этого социального идеала, в настоящее время теряет смысл.

Учитывая изменения в современном мире, многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран.

Наши рекомендации