Разновидности социологической юриспруденции
Социологическая юриспруденция по некоторым позициям сближается с юридическим позитивизмом, но в ряде аспектов продолжает с ним расходиться. Она объединяет несколько социально-правовых теорий в самостоятельное направление, которое и называют социологической юриспруденцией. Оно ориентировано на целенаправленное использование права в качестве инструмента регулирования, социального контроля, управления. Это качество права обнаруживается в самых первых стадиях нормотворчества (обычай, регулирование конфликта, принятие решений), а также на стадии законодательства, исполнения закона, применения права (парламент, исполнительная власть, суд). В данном направлении наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Конт, Э. Дюркгейм, Л. Дюги), институционализма (М. Ориу, П. Сорокин, Г. Гурвич), «свободного права» Е. Эрлиха и Г. Канторовича, социологической юриспруденции Р. Паунда, судейского права Р. Дворкина.
Л. Дюги и развитие солидаризма
На базе различных течений социализма сложились разновидности учения под названием солидаризм, особенно плодотворно развивавшегося во Франции. Это правовое учение было близко к юридическому позитивизму. Наиболее известно имя Леона Дюги (1859-1928), декана юридического факультета в университете г. Бордо, начинавшего свою деятельность в период возрождения естественного права (юснатурализма). Дюги сохранил в целом верность позитивистскому и социологическому пониманию права, но воспринял ряд идей юснатурализма. В «Трактате о конституционном праве» (1911) он предпринял попытку уточнить и переосмыслить предмет конституционного права. По его мнению, исследователи права должны учитывать более современный контекст объяснения природы права и государства. При этом он опирался на авторитетных представителей социологического позитивизма (Сен-Симон, Конт, Спенсер), своего современника Э. Дюркгейма, утверждавшего, что право есть «непосредственный результат социальных факторов».
Укажем основные положения солидаризма.
Критическое осмысление и пересмотр некоторых понятий, являющиеся, по мнению ученого, метафизическими («суверенная личность государства», «субъективное право личности»). Обоснование ряда новых понятий («юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др.).
«Публичная власть есть просто факт», обусловленный социальными факторами. Государство в его прежних формах исчезает, и место этих форм занимает новый государственный строй – «более гибкий, более гуманный, более защищающий индивида».
Этот строй покоится на двух теориях: 1) концепции социальной нормы (входит в корпус объективного права), основывающейся «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы; 2) концепции децентрализации.
Синдикальный федерализм: современное общество движется к федерализму классов, «соорганизованных в синдикаты». Он со временем будет «скомбинирован с центральной властью, которая не упразднится, сохранит свою живость, но примет совершенно другой характер... и сведется к функциям контроля и надзора».
Понятие организующей идеи. Новые трактовки понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др. Система прав коллектива и прав индивида показывает, что в современных обществах имеются не только бесконечные конфликты и непримиримая вражда буржуазии и рабочего класса, но и совокупность индивидов, между которыми «особенно тесная взаимная зависимость» (солидарность), основанная на разделении труда.
Концепция социальной нормы. Наряду с социальной солидарностью людей объединяют и интегрируют в новые общности правила поведения, которые заданы социальной нормой, основанной на соединяющей людей взаимозависимости. Эта норма не моральная. Как и норма правовая, она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни. Социальная норма – «органический закон общественной жизни», она вытесняет в правопонимании образ правовой нормы, с ее многовековым иллюзорным восприятием.
Прогнозирование возникновения строя, в котором не будет места метафизической концепции субъективного права; она уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность и дающего власть для выполнения этой миссии.