Учение Платона о государстве и законах
Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.
Основные работы:«Государство» (первая книга – 90-е гг. IV в. до н.э., вторая – десятая книги – 70-60-е гг.); «Политик» (70-60-е гг. IV в. до н.э.); «Законы» (50-е гг. IV в. до н.э.).
Логическое основание политико-правового учения: объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой – разумом; один доступен каждому, другой – только избранным.
Сущность человека – это душа, которая имеет три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют добродетели: мудрость, мужество, умеренность.
Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвертую – справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.
Содержание политико-правового учения. Первый проект идеального государства (см. табл. 1) как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государство, счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
• разумному началу соответствует совещательное;
• яростному – защитное;
• вожделеющему – деловое.
Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).
Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:
ü править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и способствовать укреплению государства;
ü защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;
ü философы и воины должны вместе управлять производителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.
Платон выступал сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускал возможность перехода из второго сословия в первое, но был против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, так как считал, что это приведет к гибели государства.
Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы.
• Править должны те, кто не стремится к занятию государственных должностей, т.е. истинные философы, которые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, иначе с ними будут сражаться соперники в этой любви»; «Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру...».
• В одном из древнегреческих мифов говорится, что боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов – золото, в души воинов – серебро, в души ремесленников и земледельцев – медь и железо.
Платон, ссылаясь на этот миф, делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.
• Только философы способны постигать истинное добро и справедливость, поэтому в идеальном государстве законы будут не нужны: «Таким записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».
Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исключительно служению общему благу государства-полиса, поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи: «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».
Средства для существования философов и воинов предоставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие, детей воспитывает государство: «...пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.
Итак, в институтах семьи и частной собственности Платон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.
Воины нуждаются в особом воспитании:
ü из поэзии Гомера, Эсхила «мы исключим сетования и жалобные вопли героев»;
ü будущие воины не должны лгать собственным правителям. Только «правителям государства надлежит применять ложь как против неприятеля, так и ради своих граждан – для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».
Средства перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен...»; «если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого времени. Хочет ли он приручить своих граждан к добродетельным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».
Платон неоднократно посещал Сицилию по приглашению тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Однако реализовать свой проект на Сицилии Платону не удалось.
Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:
1) тимократия – правление военных, бесконечные войны;
2) олигархия – правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;
3) демократия – правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;
4) тирания – власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.
Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.
Второй идеальный проект государства (табл. 1) Платон разрабатывает в труде «Законы».
Идеальное государство – это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В качестве примеров монархии и демократии Платон приводит персидскую монархию и афинскую демократию.
В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ограничена определенными рамками. Следствием этого будет умеренная форма государства. По мнению Платона, это такое государство:
ü которое состоит из 5040 граждан – только владельцев земли;
ü в котором существует государственная собственность на землю, но владение землей – частное;
ü в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;
ü в котором запрещены ростовщичество, закладывание вещей, получение приданного.
Управление идеальным государством. Монархический компонент идеального государства Платона – это коллегия 37 стражей закона, которые осуществляют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, превышающем норму, установленную для каждого из четырех классов населения; выполняют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму.
Демократический компонент идеального государства включает:
1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом созыва очередных и внеочередных народных собраний;
2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.
Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночной совет», деятельность которого не зависит ни от каких органов. Он имеет верховную власть в государстве.
Впоследствии Аристотель пришел к выводу: «Что такого рода государственное устройство не будет представлять собой соединение демократического и монархического начал, ясно».
Таблица 1