Вопрос № 43 Усиление роли кабинета министров в Англии с конца ХIХ в. Акт о
парламенте 1911 г.:
Общая тенденция – развитие всех буржуазных государств с конца ХIХ в. было
стремительным усиление роли исполнительной власти и рост бюрократического
аппарата.
В 1871 г. центральный чиновничий аппарат приблизился к 50.000 человек. В 1914
г. 280.000 человек. Это объясняется тем, что завершилась теория классического
капитализма, когда государство играло роль «ночного сторожа».
Монополистическая буржуазия стала требовать от государства более активной и
оперативной внешней и внутренней политики.
Английские предприниматели стали уступать своим американским, французским и
немецким конкурентам, поэтому возникла необходимость в жесткой
протекционистской политике. Развернулись жестокая борьба за распределение
сфер влияния. Внутри страны рост рабочего движения и угроза социальной
революцией потребовали от государства проведения широкомасштабной социальной
политики по смягчению теневых сторон рыночной экономики. К началу ХХ века в
Великобритании возникли министерства труда, пенсий, сельского хозяйства.
Парламент, будучи медлительным и громоздким органом, не мог обеспечить
должную оперативность в принятии государственных решений. В этих условиях
происходит резкое усиление роли кабинета министров. Так возникло
делегированное законотворчество, т.е. те вопросы, которые ранее решались в
парламенте, были вопросами законотворчества и теперь решались в актах
исполнительной власти.
Основным органом законодательной инициативы становится правительство. Более
того, кабинет министров стал контролировать парламент, используя партийные
рычаги. Это объясняется тем, что к концу ХIХ века политические партии стали
строиться на принципах строгого членства и дисциплины. В основные решения
стали приниматься верхушкой партии и, если партия имеет большинство в палате
общин, то его контролирует кабинет министров. Так, в палате общин появляется
особая категория людей – «кнуты» – партийные функционеры, следящие за членами
палаты общин, за тем, как голосуют члены их партии.
Но вне партийного контроля была верхняя палата парламента – лордов. Поэтому
закономерным стал вопрос о парламентской реформе и изменении порядка
формирования палаты лордов. Разумеется, палата лордов отказалась подписать
этот закон, тогда плата общин и правительство использовали короля, который
предложил лордам лишить их звания. В качестве временного компромисса и был
принят акт о парламенте 1911 г.:
1. все финансовые законопроекты вступали в силу после их утверждения в
палате общин без учета мнения палаты лордов.
2. Все остальные законопроекты вступали в силу, если в течении не менее
2 лет они утверждались трижды в палате общин, те.е палата лордов имела
возможность дважды отклонить законопроект.
3. Срок полномочий членов палаты общин был уменьшен с 7 до 5 и было
введено жалование членам палаты общин.
4. Этот акт был принят в качестве временного, но до сих пор продолжает
действовать.
Вопрос № 44 Война за независимость и образование США:
В рамках британская колонейская империя разделилась на 2 вида колоний:
1. колонии завоеванные, в которых преобладало туземное население (Индия).
2. Переселенческие, в которых преобладало «белое» население.
К середине ХVIII века в Северной Америке существовало 13 колоний Англии,
которые находились под управлением Великобритании и, соответственно, их жители
были подданными Английского короля. Одни колонии управлялись на основе
королевских хартий – народные. В них существовали органы самоуправления. Другие
назывались «коронными» – управлялись назначенными королем губернаторами.
3. Собственнические - принадлежали частным лицам. С самого
начала образования этих колоний стало проявляться отличие севера и юга. В
северных и центральных колониях, в основном, селились представители буржуазии и
крестьянства, что предопределили принципы фермер.путь колоний, тогда как в
южных селились аристократы – плантационный путь развития. При наличии свободных
земель не хватало рабочих рук. Выход был найден в начале в «белом», а затем
черном рабстве.
В отношении своих колоний Великобритания проводила политику превращения их в
источники дешевого сырья и рынка сбыта своих товаров. Такой статус колоний
сдерживал развитие капитализма, поэтому начавшаяся в конце 18 века война за
независимость была своеобразной буржуазной революцией. Объективной причиной
этой войны были следующие злоупотребления королевской власти:
1. В сфере сельского хозяйства. Метрополия вводила ограничение на пути
освоения свободных земель.
2. В сфере промышленности. Метрополия сдерживала развитие обрабатываемой
промышленности, в колонии был введен запрет на металлообработку.
3. В сфере торговли. Метрополия запрещала колониям напрямую торговать с
другими странами и иметь свой торговый флот.
4. В сфере управления колониями. Чиновники стали допускать
административный произвол.
В 1774 г. представители колоний собрались на первый континентальный Конгресс.
Конгресс потребовал от короля устранить все злоупотребления, в ответ на это
король послал войска, так и началась война за независимость.
Для оправдания войны в 1776 г. собрался второй Конгресс, который и принял
Декларацию независимости. В начале этой Декларации указана цель ее принятия –
объяснить всем странам причины войны с Великобританией. Автором был
Т.Джефферсон. Он положил в основу Декларации 2 концепции: теория естественных
прав и договорная теория происхождения государства. Условно в ней выделил 4
части:
- провозглашение естественных прав: «Мы считаем следующие истины
очевидными: все люди рождены создателем равными и обладают от рождения
следующими правами: право на жизнь и стремление к счастью».
- Для обеспечения этих прав «согласие управляемых утверждается
правительством, если правительство нарушает естественные права, то у народа
появляется право разорвать политическую связь с правительством и сформировать
новое».
- В третьей части перечисляемые корон. Власти, т.е. доказательства.
- Вывод: колонии объявляются независимыми государствами.
Т.Джефферсон предлагал закрепить в Декларации пункт о запрете рабства, но
представители юга не допустили этого.
Необходимость ведения общей войны предопределяло создание союза штатов. В
1781 г. были приняты статьи Конфедерации. В этом акте провозглашается
создание вечного союза США. В этом акте все штаты сохраняют статус
независимости государств и союз носил военный и внешне политический характер.
Решение общих органов: конгресс и комитета штатов носили лишь
рекомендательный характер и реализовывались лишь в том случае, если они
утверждались в самих штатах. В конгрессе заседали от 2 до 7 представителей
от каждого штата, но при голосовании штат имел 1 голос.
Т.о. США по этому акту не представлял собой единое союзное государство, а
были лишь конфедерацией.
В 1783 г. война завершилась победой штатов, подписанием Мирного Версальского
договора.
Вопрос №45 Конституция США 1787 г. Американский Билль о правах 1791 г.:
Не смотря на заключение мирного Версальского договора союз штатов не только
не распался, но и стал распространять идеи его укрепления. Это объясняется
тем, что сохранялась угроза внешнего вторжения, а также начавшихся
противоречий между штатами.
В апреле 1787 г. началась подготовка созыва Конвента для определения судьбы
союза, который начал работу в мае этого же года. В Конвенте принимали участие
примерно 50 представителей 12 штатов. Итогом работы этого органа и стала
Конституция США 1787 г.
В этой конституции воплощалось два принципа:
1. Федерализм. В самой Конституции нет слова «федерация», но фактически
США превратилась в единое союзное государство. Это подтверждается тем, что
были созданы единые центральные органы. Так, в I статье Конституции
перечисляются полномочия Конгресса: внешняя политика, оборона, армия,
финансы, почта и телеграф, торговля между штатами. Самое последнее право –
право издавать по всем предусмотренным вопросам законы, которые уже не
требуют утверждения в штатах. Федеративное устройство подтверждается самой
структурой Конгресса. В палате представителей заседают избранные депутаты от
населения штатов. Другая палата – Сенат – состоит из 2 представителей от
каждого штата.
2. Принцип разделения властей. В Конституции выделены 3 федеральных органа;
Конгресс – законодательная власть; Президент США – глава
исполнительной власти, избирается на 4 года в результате двухступенчатых
выборов: население избирает выборщиков, а те президента. Президент США –
гражданин старше 35 лет. Президент реализует полномочия главы государства, т.е.
он является главнокомандующим, заключает международные договоры, формирует и
руководит работой своей администрации; верховный суд – возглавляет
систему судов США. Члены верховного суда назначаются Президентом с согласия
сената на пожизненные сроки. Принцип разделения властей дополнен правилом
«сдержек и противовесов».
Билль о правах 1791 г.
В первой поправке запрещалось издавать законы, которые ограничивают права и
свободы.
В последующих поправках закреплялось право на оружие, право на справедливость
и скорый суд с участием присяжных, запрет принуждать к даче показаний против
самого себя. Закрепил гарантии неприкосновенности личности, жилища, тайна
переписки и др. В отдельной поправке запрещалось использовать права и свободы
в целях нарушения прав и свобод других лиц.
В 10 поправке оговаривалось, что все полномочия, не отнесенные к компетенции
США, относятся к компетенции штатов.