Декларация об учреждении Арктического Совета (Оттава, 19.09.1996)

1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

· нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами

· надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики (АЕПС) по Программе арктического мониторинга и оценки (АМАП); Программе сохранения арктической природы и фауны (КАФФ); Программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ); Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (ЕППР);

· определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

· распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

Членами Арктического Совета являются: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, РФ, Швеция и Соединенные Штаты Америки (Арктические государства).

Альтская декларация о Стратегии защиты окружающей среды Арктики (1977 года) – те же цели.

72. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 года

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участву­ет около сорока государств. Это соглашение на конференции госу­дарств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территори­альные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отри­цает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых при­тязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарк­тики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных ис­следований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюда­телей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике нахо­дятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они явля­ются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

Договор об Антарктике – Вашингтон, 1 декабря 1959 года.

Правительства Аргентины, Австралии, Бельгии, Чили, Французской Республики, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Южноафриканского Союза, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки,

Сознавая, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом м/н разногласий;

Признавая существенный вклад, внесенный в научные познания благодаря м/н сотрудничеству в научных расследованиях в Антарктике;

Согласились о нижеследующем:

· Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия.

· Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях

· Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

· Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право назначать наблюдателей для проведения любой инспекции, предусмотренной настоящей статьей. Каждый наблюдатель имеет полную свободу доступа в любое время и в любой или все районы Антарктики.

· Наблюдатели, научный персонал, а также персонал сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций.

· Представители Договаривающихся Сторон соберутся в городе Канберре не позднее чем через два месяца по вступлении в силу настоящего Договора и будут собираться впоследствии через промежутки времени и в местах, которые будут ими определены, с целью обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, представляющим общий интерес, а также разработки, рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующих осуществлению принципов и целей настоящего Договора, включая меры относительно:

· использования Антарктики только в мирных целях;

· содействия научным исследованиям в Антарктике;

· содействия м/н научному сотрудничеству в Антарктике;

· содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных в статье VII настоящего Договора;

· вопросов, касающихся осуществления юрисдикции в Антарктике;

· охраны и сохранения живых ресурсов в Антарктике.

73. М/н морское право: понятие, источники и институты

Некоторые из норм м/н морского права рассматриваются в качестве его принципов ввиду их большого значения для регулирования морской деятельности. Укажем, в частности, на принцип свободы судоходства для всех судов всех государств в открытом море. Этот принцип оказывает определенное воздействие на содержание правового режима территориальных вод, исключительных экономических зон, м/н проливов и некоторых других морских пространств. Целесообразно отметить также установленное Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года принципиальное положение о том, что все морские районы и зоны за пределами территориальных вод резервируются конвенцией для использования в мирных целях.

М/н морское право является органической частью общего м/н права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве м/н договоров, ответственности, а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (м/н воздушное право, космическое право и т. д.). ММП является одной из наиболее древних частей м/н права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции:

· о территориальном море и прилежащей зоне;

· об открытом море;

· о континентальном шельфе;

· о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы м/н права, в частности м/н обычаи, должны уважаться и другими государствами.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии. Эта конвенция набрала 60 ратификаций, необходимых для ее вступления в силу, и с 16.11.1994 стала обязательной для ее участников. Многие другие государства соблюдают ее на практике.

М/н морское право (ММП) – это отрасль м/н права, содержащая принципы и нормы, определяющие правовой статус морских пространств и регулирующие отношения между субъектами м/н права по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях.

В средние века и новое время попытки кодификации м/н морского права не предпринимались из-за слабого развития морского судоходства; установление режима морских пространств осуществлялось посредством обычных норм м/н права.

В новейшее время в результате принятия на 1-ой Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 года конвенций по морскому праву был кодифицирован ряд общепризнанных принципов и норм м/н морского права:

· свобода открытого моря;

· свобода судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем, мирного прохода судов через иностранные территориальные воды,

· реальная связь между судном и государством флага,

· обязанности государств принимать меры против загрязнения моря нефтью и радиоактивными отходами,

· о режиме и видах прилежащей зоны,

· о режиме континентального шельфа.

Наши рекомендации