Глава xi. свержение самодержавия в россии. государственный строй от февральской буржуазно-демократической революции до октябрьской социалистической революции

  1. Свержение самодержавия

Война вызвала глубокий кризис экономического строя и государствен­ности России, облегчила свержение породными массами прогнившего само­державия

Стачечное движение, охватившее всю страну с начала 1917 г под лозунгами: "Долой войну!", "Хлеба!", "Долой самодержавие!", переросло в Петрограде во всеобщую политическую стачку 25 февраля; 26 — 27 февраля на сторону народа переходят войска.

Находясь в Ставке (Могилев), Николай II получил известие о событиях в столице 25 февраля по телеграфу от командующего войсками Петроград­ского военного округа генерала С С. Хабалова, председателя Думы М. В Родзянко и председателя Совета Министров Н Д. Голицына. В тот же день он телеграфировал Хабалову: "Повелеваю вам прекратить с завтраш­него дня всякие беспорядки на улицах столицы, недопустимые в то время, когда отечество ведет тяжелую войну с Германией. Николай". Родзянко в ночь на 27 февраля был послан указ (датированный 25 февраля) о перерыве в заседаниях Государственной думы и Государственного совета до апреля Утром 28 февраля царский поезд направился в Петроград.

В эти последние для самодержавия дни правительственный аппарат оказался парализованным Министры собрались на последнее заседание Совета Министров 27 февраля и послали телеграмму царю с просьбой принять коллективную отставку и сформировать "общественный кабинет", но, не получив ответа, они разошлись. С 28 февраля начались аресты царских министров; многие из них, в том числе и Н. Д. Голицын, были арестованы. Совет Министров как высшее правительственное учреждение перестал существовать

Вечером 27 февраля в Петрограде в Таврическом дворце собралось заседание совета рабочих депутатов, избранного рабочими города. В концу февраля — начале марта по всей стране возникло до 600 Советов рабочих,

солдатских и крестьянских депутатов, руководимых преимущественно мень­шевиками и эсерами.

Посланный по распоряжению царя с карательными войсками на Пет­роград генерал Н. И. Иванов не добрался до столицы — войска перешли на сторону народа. Не доехал до столицы и Николай II — царский поезд был задержан в Псксве известием, что в Петрограде и Москве победила револю­ция.

Получив ца) ский укал от 25 февраля о роспуске Думы, утром 27 февраля члены Думы подчинились этому указу, но решили собраться в этот же день на неофициальное заседание. На этом заседании был создан «Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами» из 12 членов Думы; фактически этот комитет должен был ввести революцию в "законное" русло. Председателем комитета был избран председатель Думы октябрист Родзянко, а в состав членов его вошло бюро "прогрессивного блока" (Милюков, Некрасов, Шпд-ловский, Дмитрюков; Шульгин и др.), меньшевик Чхеидзе и трудовик Керенский.

Временный комитет пытался овладеть властью в столице Он обратился к жителям Петрограда с призывом "щадить государственные и общественные учреждения и приспособления". Комендантом Петрограда был назначен полковннк-о ;тябрист Энгельгардт. Временный комитет захватил руководст­во созданной при Петроградском совете военной комиссией, которая попы­талась подчинить себе все войска петроградского гарнизона 28 февраля комитет назначил из членов Думы особых комиссаров в Сенат, министерст­ва, градоначальство, а на пост командующего войсками Петроградского военного округа генерала Л. Г. Корнилова Всем главнокомандующим фрон­тами И командующим флотами комитет послал телеграммы о переходе к нему правительственной власти "ввиду устранения всего состава бывшего Совета Министров" Председателям губернских и уездных земских управ и город­ских управ были посланы аналогичные циркулярные телеграммы с призывом "соблюдать полное спокойствие" и предупреждением о сформировании в ближайшее время Временного правительства По поручению Временного комитета Городская дума создала в центральных районах Петрограда мили­цию, отряды рабочей милиции были локализированы на окраинах столицы. Комитет направил в Ставку А. И. Гучкова и В. В. Шульгина для переговоров с царем об отречении его от престола в пользу сына Алексея при регентстве великого князя Михаила Одновременно комитет вступил в переговоры с меиьшевистско-чсеровскимп руководителями Исполкома Петроградского со­вета о создании нового правительства. В ночь на 2 марта в результате переговоров руководства Петроградского Совета рабочих депутатов и Вре­менного комитета Государственной думы было сформировано Временное

пpa вительство

2 марта царь Николай II подписал манифест, в котором он признавал "за благо отречься от престола государства российского и сложить с себя власть" в пользу брата Михацла, Николай II рекомендовал брату править государством "в полном и не нарушимом единении с представителями народа

п законодательных учреждениях на тех началах, коп будут ими установле­ны". После совещания с членами Временного правительства напуганный революцией великий князь Михаил отрекся от престола в пользу Временного правительства.

  1. Высшие и центральные государственные учреждения Временного правительства

Временное правительство было сформировано из представителей бур­жуазии, буржуазных партий и близких к ним помещиков. Министром-пред­седателем из министров внутренних дел стал крупный, помещик и земский деятель, близкий к кадетам, князь Г. Е. Львов, а поенным и морским министром — лидер октябристов, московский капиталист А. И. Гучков Таким образом, важнейшие посты в правительстве: председательство, ми­нистерства внутренних дел и военное, т. е. руководство бюрократическим аппаратом, администрацией и полицией, а также армией, получили предста­вители правой части буржуазии.

Кадетам тоже были предоставлены важные посты. Их лидер II II. Милюков стал министром иностранных дел, А. И. Шингарев — министром земледелия, Н. В. Некрасов — министром путей сообщения и т. п.

Представители крупного капитала получили посты, связанные с ключе­выми позициями экономики: московский капиталист А. И Коновалов стал министром торговли и промышленности, сахарозаводчик М. И. Терещен­ко — министром финансов.

Временное правительство было связано преемственностью с буржуаз­ными общественными организациями. Г. Е Львов был главноуполномочен-ным Всероссийского земского союза, А. И. Гучков — председателем Цент­рального военно-промышленного комитета, А. И. Коновалов — товарищем председателя. М. И. Терещенко — председателем Киевского военно-промыш­ленного комитета. Многие другие деятели Земского и Городского союзов. Земгора и военно-промышленных комитетов заняли руководящие посты и аппарате Временного правительства. Единственный представитель социалис­тов — трудовик А. Ф. Керенский получил пост министра юстиции.

Декларация Временного правительства провозглашала полную амнис­тию по политическим делам, буржуазные свободы, замену полиции "народ­ной" милицией, демократизацию местного самоуправления, равноправие солдат, но умолчала об основных требованиях народных масс (мир, земля, 8-часовой рабочий день). Одной из первоочередных задач правительство считало немедленную подготовку "к созыву на началах всеобщего, равного, прямого п тайного голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны".

Временное правительство превратилось в высший орган государства по вопросам законодательства, надзора и верховного, управления, заменив, таким образом, верховную власть и свергнутого царя, Государственный совет

и Государственную думу, а также Совет Министров. Все другие высшие учреждения, сохранившиеся от царизма (Сенат, Синод, Особые совещания), были поставлены в подчиненное ему положение. С 5 марта стал выходить официальный орган "Вестник Временного правительства".

Получив широкие полномочия, Временное правительство оказалось перегруженным массой сравнительно второстепенных дел Постановлением 19 марта для рассмотрения этих дел было создано "Совещание товарищей министров Временного правительства". Повестку дня "Совещания" опреде­лял возглавивший Канцелярию Временного правительства управляющий делами кадет В. Д. Набоков.

Отказавшись под давлением масс от привычной монархической формы правления, буржуазия и помещики стремились сохранить старый государст­венный аппарат в своих основных звеньях. Временное правительство считало себя преемником свергнутой власти. Даже акты об отречении Николая II и Михаила были посланы в Сенат на утверждение. Опытные юристы-сенаторы усмотрели в этих актах ряд противоречий, но все-таки постановили их "обнародовать". 3 марта на заседании Сената Временное правительство принесло присягу. Были сохранены и основы старого права: идеалом при­шедшей к власти буржуазии стало Уголовное уложение 1903 г., судебных порядков — судебные уставы 1864 г. Действующими оставалось подавляю­щее большинство статей "Свода законов Российской империи", "Табель о рангах" (см. табл.).

Лишь в отдельных случаях Временное правительство законодательно оформило упразднение народом Департамента полиции, полицейских и жандармских органов, охранок и т. п.

Революция в России пробудила к сознательной деятельности миллионы народных масс По всей стране возникло множество различных демократи­ческих организации, партий, объединений со своим) всероссийскими цент­ральными исполнительными комитетами и местными органами Широкое распространение получили многолюдные митинги и заседания с простран­ными резолюциями и обращениями.

Демократизация страны не моглл не отразиться и на государственном , аппарате России. В coctae старых ведомств и учреждений, кроме чиновников включались представители общественных организаций Советов рабочих. крестьянских и солдатских депутатов, фабзавкомов. профсоюзов, коопера­ции и т. д.

После отречения Николая II и члены его фамилии официально превра­тились в "граждан Романовых", проживавших в Царском Селе под охраной трех гвардейских полков. Временное правительство делало все возможное, чтобы спасти Романовых Министр иностранных дел П Н Милюков, а впоследствии его преемник на этом посту М. И Терещенко, вели переговоры с английским правительством об эмиграции Романовых в Англию Опасаясь массового недовольства в самой Англии, ее правительство было вынуждено заявить, что до окончания войны въезд бывшего царя и его семьи в пределе Британской империи невозможней.

Из высших правительственных учреждений после свержения самодер-

жавпя прекратила свое существование Собственная его императорского величества канцелярия Фактически бездействовал Государственный совет С образованием Временного правительства думский временный комитет во главе с Родзянко продолжал свою деятельность (до начала октября 1917 г.), как орган буржуазно-дворянской «общественности» Думский комитет соби­рал иногда членов Государственной думы на «частные совещания» (с марта по 6 октября), которые, по выражению Родзянко, давали правительству указания, «как надо вести государственный корабль», т. е. определяли направление внутренней и внешней политики, критиковали деятельность Временного правительства справа.

Чиновные ранги и титулы к 1917 г

Дворянство послужбе Класс Гражданские чины Военные чины Военно-морские чины Придворные чины Титулование
Потомственное дворянство I Канцеляр. Действительный тайный советник 1-го класса Генерал фельдмаршал Генерал-адмирал   Выше высококпревосходительство
  II Действительный тайный советник Генералы от кавалерии от инфантерии от артиллерии. Инженер-генерал Адмирал Обер-камергер. Обер-гофмаршал. Обер-штальмейстр. Обер-егермейстер. Обер-шенк. Обер-церемоний-мейстер. Обер-форшнейдер  
  III Тайный советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал Гофмаршал. Штальмейстр Стермейстр гофмейстр Ваше превосходи- тельство
  IV Действительный статский советник Генерал-майор Контр-адмирал    
Дворянство по службе Класс Гражданские чины Военные чины Военно-морские Придворные чины Титулование
Личное дворянство V Статский советник     Церемонийместр Ваше высокородие
  VI Коллежский советник Полковник Капитан 1-го ранга   Ваше высоко- благородие
  VII Надворный советник Подполков-ник Капитан 2-го ранга    
  VIII Коллежский асессор Капитан ротмистр Старший лейтенант    
  IX Титулярный советник Штабс-капитан. Штабс- ротмистр Лейтенант   Ваше благородие
Почетное гражданство X Коллежский секретарь Поручик Мичман    
  XI Корабельный секретарь        
  XII Губернский секретарь        
  XIII Провинциальный секретарь Прапорщик      
  XVI Коллежский регистратор        

Сохранились и Особые совещания (кроме совещания по продовольст­вию); буржуазные элементы получили в них решающее преобладание над чиновниками. R состав Особых совещаний по топливу и перевозкам были включены несколько членов от Советов

Важнейший орган Ос бога совещания по обороне, наиболее связанный с монополиями, Комитет по делам металлургической промышленности был передан в Министерство торговли и промышленности. В составе Сената официально были упразднены Верховный уголовный суд. Особое присутст­вие. Высший дисциплинарный суд. Синод, сохранил свой аппарат При нем был создан ряд совещаний и комиссий для подготовки материалов к церков­ному собору.

Законом 8 марта Совет Министров и его канцелярия «временно»

переименовывались во Временное правительство и его канцелярию Этот закон подчеркивал "преемственность" Временного правительства от царского Совета Министров

Из центральных ведомств России было упразднено лишь Министерство императорского двора и уделов. Находившиеся в его ведении земли (каби­нетские и удельные) медленно передавались в Министерство земледелия, промышленные предприятия - в Министерство торговли и промышленности, а дворцы — в Министерство внутренних дел. Управление дворцового коменданта было упразднено в июле, а Управление инспекции император­ских поездов — 25 августа

В центральном аппарате М и н и с те р с т в а в н у т р е н н их де л уже ь первые дни революции произошли изменения: были упразднены Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и Главное управление по делам печати Для ликвидации и "расследования" деятельности Департа­мента полиции был создяна специальная комиссия. Департамент полиции был преобразован первоначально во "Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной м имущественной безопаснос­ти граждан", а затем — Главное управление по делам милиции Оно должно было обеспечивать "личную и имущественную безопасность граждан", со­здавало буржуазную милицию, руководило деятельностью ее органов, про­являло "заботу" о пенсиях бывшим полицейским чинам. Функции уголовного розыска были переданы в Министерство юстиции, а разведка и контрразвед-кл в Главное управление Генерального штаба. Официально было объяв­лено о ликвидации политического розыска, однако в Управлении проводи­лись сбор и обобщение материалов об аграрном и рабочем движении. деятельности партий и общественных организации. С июня эта работа была сосредоточена в Осведомительном отделе Главного управления по делам милиции.

Управление довольно охотно принимало на службу чинов бывшего Департамента полиции. К 1 мая из 80 служащих Временного управления по делам общественной полиции 52 были бывшими служащими Департамента полиции и канцелярии градоначальника: в июле из 200 чиновников Главного управления 74 ранее служили в Департаменте полиции.

В начале марта было упразднено и Главное управление по делам печати Специальная комиссия подготовила проект закона о печати, утвержденного 27 апреля. Для регистрации выходящих изданий учреждалась Всероссий­ская книжная палата: было создано также Бюро по составлению обзоров печати. Оба эти учреждения, а также Петроградское телеграфное агентство н редакция "Вестника Временного правительства" временно были подчинены Особой комиссии по ликвидации Главного управления по делам печати После закрытия этой комиссии 16 сентября они попали в ведение Канцеля­рии Временного правительства.

Во второй половине марта в аппарате Министерства внутренних дел был открыт Отдел по делам местного управления, руководивший деятель­ностью комиссаров Временного правительства. Из созданных при министер­стве комиссий следует выделить учрежденное 26 марта Особое совещание

по местной реформе, подготавливавшее ряд реформ иии, земствах, административной юстиции и др.

В аппарате Министерства юстиции Главное тюремное управле­ние было преобразовано в Главное управление местами заключения.

При министерстве юстиции 4 марта была учреждена "Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по долж­ности действии бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц" Эта комиссия состояла из председателя (московского адвоката кадета Н К Муравьева), двух товаришеи-еенэторсв и нескольких членов

Следственная комиссия просуществовала до октября 1917 г. ее деятель­ность в основном заключалась в допросах высших царских чиновников (министров, их товарищей, сенаторов, губернаторов, директоров Департа­мента полиции и других деятелей политического розыска), генералов, при­дворных лиц, а также некоторых лидеров буржуазных и мелкобуржуазных партий (последних как свидетелей) Председатель и члены комиссии инте­ресовались связями царского двора с Германией и Австро-Венгрией, ролью и значением распутинщпнь:. деятельностью Департамента полиции в послед­ние годы самодержавия и другими вопросами, которые компрометировали царя. И его окружение в глазах господствующих классов России и союзников. Большую сенсацию вызвали допросы А. Д. Протопопова Б В. Штюрмера, князя М М. Андронниковз. А . А .Вырубовой, атакже ряда деятелей политического розыска Допросы тщательно стенографировались и обраба­тывались в особые "стенографические отчеты" (главным редактором был поэт А А Блок)

22 марта при Временном правительстве было учреждено Юридическое совещание Оно состояло из председателя (члена ЦК плотин кадетов историка правя Ф. Ф Кокошкина) и шести членов, назначенных правитель­ством из кадетов-юристов Это учреждение должно было давать Предвари­тельные юридические заключения на мероприятия Временного правительст­ва". Практически оно было промежуточной инстанцией между правительст­вом и министерствами, где разрабатывались новые законопроекты Юриди­ческое совещание вносило в эти законопроекты поправки и коррективы

Недовольство масс политикой Временного правительства приводило к его кризисам. Уже первый общеполитический кризис (апрельский) вызвал кризис правительственный 1 мая на экстренном .заседании исполкома Петроградского Совета при рассмотрении вопроса о правительственном кризисе фракции меньшевиков и эсеров высказались за «вступление пред­ставителей демократии в правительство». Против коалиции голосовали только большевики

2 мая из состава правительства вышли А. И. Гучков и П. Н. Милюков, а 5 мая был сформирован новый состав правительства Это было первое коалиционное провительство так как кроме представителей бур­жуазии и буржуазных партии в его состав входили представители меньше-виков и эсеров Министром-председателем и министров внутренних дел оставался князь Г. Е. Львов, его заместителем етял кадет Н.В.Некрасов

(министр финансов); пост министра иностранных дел занял М. И. Терещен­ко: ряд министерских постов получили поедставители социалистических партии: военного и морского министерства — А. Ф. Керенский, земледе­лия — эсер В М Чернов, труда — меньшевик М И Скобелев, продоволь­ствия — «народный социалист» А В. Пешехонов, почт м телеграфов — меньшевик И Г Церетели

Министерство труда возникло на базе существовавшего в аппа­рате Министерства торговли и промышленности отдела труда. О назначении нового министерства свидетельствовали наименования наиболее важных структурных частей его отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, центральная примирительная камера, отдел рынка труда и т. д.

Министерство продовольствия наследовало функции Минис­терства земледелия по продовольственному снабжению населения страны. Наиболее важными структурными частями его были управления по продо­вольствию, снабжению предметами первой необходимости и общих дел (заведовало местным продовольственным аппаратом). В аппарате министер­ства было несколько так называемых особых отделов: организационный статистнко-экономическнй, организации сельского хозяйства и уборки уро­жая и т.п.

Министерство государственного призрения наследова­ло функции бывших органов царской и казенной благотворительности

Министерство почт и телеграфов было создано на 6aзе Главного управления почт и телеграфов Министерства внутренних дел и егс обширного местного аппарата.

21 июня 1917 г при Временном правительстве были учреждены Эко­номический Совет и Главный экономический комитет. Эко­номический совет создавался "для выработки общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни". Значение совета Подчеркивалось тем, что председателем его был князь Г. Львов, а в состав Совета входили министры, представители буржуазных организаций и сове­тов, съездов промышленности, банков, кооперации, бирж, а также соглаша­тельских советов Из 36 членов Экономического совета профсоюзы и советы имели лишь 9 мест.

Главный экономический комитет представлял собой регулирующий орган и создавался "для проведения отдельными ведомствами и учреждения­ми всех мероприятии по регулированию хозяйственной жизни страны" Он состоял из чиновников и представителей буржуазии.

25 мая Временное правительство образовало "Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание" под председа­тельством Ф Ф Кокошкина Его первое заседание состоялось 25 мая.

К началу июля в России резко ухудшается положение народных маге, оастет стачечное и аграпное движение, усиливаются антивоенные настроения 2 июля кадетская партия отозвала своих представителей из состава правительства, создав, таким образом, правительственный кризис Демонстра­ция под лозунгом перехода всей власти к Советам была расстреляна. После

событий 3 -5 июля в Петрограде по всей стране начались репрессии, направленные против большевиков.

6 июля Временное правительство совместно с меньшевистско-эсеровским ВЦИКом создает «Комиссию по водворению порядка в Петрограде» В состав этого органа вошли министр труда меньшевик М. И. Скобелев, временный управляющий. Морским министерством В. И. Лебедев и два представителя ВЦИК — эсеры А.Р. Гоц и Н. Д. Авксентьев 12 июля на фронте были восстановлены отмененные после свержения царизма военно-полевые суды (под новым наименованием «военно-революционных»)

8 июля оста зшнеся в составе Временного правительства министры утвердили министром-председателем Керенского (с совмещением этого поста с постом военного и морского министра) Окончательно второе коалици­онное правительство оформилось 24 июля, когда в его состав вошли министры-кадеты. Ведущую роль в этом составе правительства имели пятеро его членов: министр финансов кадет Н. В. Некрасов, министр внутренних дел эсер К Д. Авксентьев, министр иностранных дел М. И Терещенко и министр продовольствия народный социалист А. В. Пешехонов Они же составляли сформированный 25 июля с неопределенными функциями — Комитет обороны. Созданием второго коалиционного правительства завер­шился трехнедельныйиюльский кризис Временного правительства

Временное правительство стремилось усилить расшатанный кризисами государственный строи России. В августе были проведены мероприятия, направленные нл укрепление связи государства с церковью Должность обер прокурора Синода указом 5 августа была упразднена, а из объединения его канцелярии г департамента духовных дел иностранных исповеданий было создано новое Министерство исповеданий, состоявшее из Департамента по делам православной церкви и Департамента поделам пнославных и иноверческих исповедании Министром был назначен профес­сор истории церкви кадет

А. В. Карташов

Все вопросы церковного управления в условиях «обновленного государ­ственного строя» должен был решить церковный собор, открывшийся 15 августа в торжественной обстановке в Москве Подготовивший этот собор Предсоборный совет разработал ряд проектов, направленных к дальнейшему укреплению связей церкви с буржуазным государством (о правовом положе­ИИ православной церкви в новом государственном строе, об управлении ее, о приходах, церковных имущее гвах и др.)

Учитывая обострение классовой борьбы в стране, правительство про­длило срок выборов Учредительного собрания с 17 сентября до 12ноября (соответственно созыв его перенесло с 30 сентября на 28 ноября). Прави­тельство считано, что за это время удастся реорганизовать лрммю, распра­виться с большевиками и подавить беспорядки С 7 августа действовала Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы) под председательством кадета Н Н Авинова Эта комиссия

только в сентябре провела кампанию по составлению списков избирателей в Учредительное собрание, которое она так и не собрала до октябрьской революции. Временное правительство опасалось, что в результате вооружен­ных столкновений с большевиками может пострадать проживавшая в Царскосельском дворце семья Романовых. Было решено препроводить ее в захолустный губернский Тобольск, где Советы неимели никакого влияния, а вся власть находилась в руках губернского комиссара Временного правп гельства Эвакуация царском семьи и 35 придворных и обслуживающий лип завершилась в середине августа, Бывший царь и его семья были помещены в губернаторском доме.

12—15 августа в Большом театре в Москве прошло Государственное совещание, собравшее около 2 тыс, представителей буржуазных, социалис­тических партий и организаций, военных, духовенства, интеллигенции, делового мира Оно способствовало сплочению антибольшевистских сил, образованию по всей стране комитетов «Спасения родины», «Защиты родины и революции» и т п. 25 августа вспыхнул контрреволюционный мятеж. Корнилов порвал с Временным правительством и попытался захватить власть Под давлением возмущенных масс Керенский издал указ об отстра-нении и аресте Корнилова и других мятежных генералов (Крымова, Лукомского, Романовского. Деникина), возложив верховное командование армией на себя Созданный для объединения деятельности всех главных управлений еще 7 мая Кабинет военного министра А Ф. Керенского 30 августа был преобразован в Военный кабинет министра-председателя Верховного главнокомандующего Одно из делопроизводств этого кабинета (политичес­кое) 21 сентября было преобразовано в Политическое управление Военного министерства, которое собирало информацию о политических настроениях в армии и пыталось безуспешно вести в ней оборонческую пропаганду.

Крах корниловщины привел к очередному кризису Временного прави­тельства Скомпрометированные сочувствием к мятежникам министры-каде­ты были вынуждены подать в отставку. 1 сентября вместо правительства «до окончательного сформирования кабинета» была сформирована так называе­мая Директория из пяти лиц во главе с А Ф Керенским (М И Терещенко, генерал А. И. Верховский, адмирал Д Н. Вердеревский. А М Никитин) Директория прикрывала фактический союз с кадетами, так как кадры кадетской партии оставались в составе государственного аппарата Одновременно с учреждением Директории 1 сентября было официально объявлено о республиканском строе в России

14 сентября в Петрограде в Мариинском театре состоялось Демократи­ческое совещание Заседания его многолюдного составах (1,5 тыс чел ) прошло под знаком одного вопроса — о составе правительства. Меньшевики И эсеры выступили против «однородно-социалистического» кабинета и насто­яли на формировании его в коалиционном составе На предпоследнем заседании совещания 21 сентября был избран постоянно действующий В р е м е н н ы й совет р е с п у б л и к и — П р е д п а р л а м е н т (первоначально из 313 чел., а впоследствии, после вхождения в него представителем буржуазных партии — из 555 чел.). Первое его заседание состоялось 7

октября. Официально Предпарламент должен был выполнять роль органа контроля за деятельностью Временного правительства.

25 сентября Керенский, на основании решения Демократического сове­щания, сформировал третье (последнее) коалиционное правительство иод собственным председательством.

Частые формирования правительства и все более удлиняющиеся прави­тельственные кризисы свидетельствовали о непрочности государственного строя буржуазии и обуржуазившихся помещиков ч России, в нараставшем недовольстве народных масс политикой Временною правительства

Если однородно-буржуазное Временное правительство действовало два месяца, первое коалиционное — менее двух месяцев, то второе коалиционное существовало только месяц и два дня, а третье — всего месяц Зато с каждым составом правительства возрастала длительность правительственного кризи­са: два дня — в результате апрельского кризиса, три недели — в результате польского, почти месяц — вследствие корниловского мятежа Неустойчи­вость Временного правительства выражалась и в изменениях его личного состава (см. табл.)

Длительность деятельности различных составов

Временного правительства

Правительства Начало и конец деятельности (1917) Деятельность правительственного кризиса
Однородно-буржуазное Временное правительство князя Г. Е. Львова 2 марта-2 мая 3-4 мая
Первое коалиционное правительство князя Г. Е. Львова 5 мая-2 июля 3-23 июля
Второе коалиционное правительство А. Ф. Керенского 24июля-26 августа 26 августа-24 сентября
Третье коалиционное правительство А. Ф. Керенского 25 сентября-25 октября 25 августа-26 октября

Декларация третьего коалиционного правительства не вноси­ла ничего нового. Это были заверения союзников о проло.лжении воины для защиты "общесоюзного дела", провозглашение необходимости восстановле­ния дисциплины в армии, заявления о "недопустимости пепельных захватов" и т п.

Основное ядро нового правительства составляли шесть министров-представителей крупного капитала: министр торговли и промышленности и заместитель министра-председателя А И Коновалов, председатель Эконо­мического совета С Н Третьяков. государственный контролер С. А. Смир-

Наши рекомендации