Общая характеристика государственного строя. Шаг по пути к буржуазной монархии
После крестьянской реформы 1861 г. начался период капиталистического развития России. Он выражался в быстром росте капиталистических форм промышленности, сельского хозяйства, в процессах расслоения крестьянства и превращения барщинного помещичьего хозяйства в капиталистическое, усиление рыночных капиталистических отношений, чему немало способствовало появление более совершенных путей сообщения — железных дорог.
Умершего Николая I на престоле сменил его сын Александр II (1855— 1881) Общественный демократический подъем в стране вынудил правящие верхи вслед за крестьянской реформой провести в 60—70-х годах ряд буржуазных реформ. Их разработка и проведение происходили в условиях борьбы правительственных группировок. Сторонники реформ возглавлялись братом цлря, великим князем Константином Николаевичем; в эту группу входили: министр народного просвещения А. В. Головины, товарищ министра внутренних делН А. Милютин, его брат — военный министр Д. А. Милютин, министр финансов М X. Рейтерн, государственный контролер В. А Та-таринов и др. Против реформ выступали: главный начальник Третьего отделения шеф жандармов князь В. А. Долгоруков и сменивший его в 1866 г. граф И А. Шувалов, министр юстиции граф В. Н. Панин, министр двора граф В Ф. Адлерберг, двоюродный брат царя принц П. Г. Ольденбург-ский и др.
Дворянско-буржуазная историография (А. А. Головачев, Г. А. Джаншиев, М. Лемке, И В Гессен и др.) идеализировала буржуазные реформы в России как "великие реформы"
Реформы 60—70-х годов ввели в государственный строй России некоторые элементы буржуазной государственности: создали выборные представительные учреждения местного административно-хозяйственного управления (земские и городские органы "самоуправления"), выборные органы суда (мировые судьи), установили основы буржуазного судоустройства и судопро-
изводства, более гибкие буржуазные формы государственного финансового контроля и цензуры, ввели принцип всесословности в комплектование армии и в деятельность органов народного просвещения и т п. Эти реформы были буржуазными и потому, что они учитывали интересы буржуазии и буржуазной общественности; создавали благоприятные условия для развития торговли, промышленности и кредита.
В организации и деятельности старых, наследованных от крепостнической монархии учреждений, появились новые элементы представители буржуазии стали чаще приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые учреждения министерств (комитеты, советы) при сохранении в них преобладания чиновников-дворян, в министерствах была проведена децентрализация управления с расширением полномочий местных органов. В деятельности высших государственных органов (Комитет министров, Государственный совет, Сенат) все большее место стали занимать дела, связанные с буржуазным предпринимательством и собственностью, акционерными обществами и компаниями; правительственный аппарат самодержавия все больше считался с мнениями дворянской и буржуазной общественности, выраженными через периодическую печать и публицистику.
Произошли некоторые изменения и в бюрократии. Ее численность возросла и достигла к началу XX в. 385 тыс. человек (из них 161 тыс. чиновников). В среде высшей бюрократии понизился процент земельных собственников (немного более 50%) В составе бюрократии по прежнему преобладали дворяне-чиновники, но наряду с этим появились и новые прослойки. Одну из них составляла так называемая плутократия (богатые люди из буржуазии), другую — "третий элемент" — вольнонаемный персонал органов самоуправления (врачи, учителя, статистики, агрономы и т. п.)1. Уже с 60-х годов в государственном аппарате появились женщины (счетный персонал Государственного контроля). К концу XIX в. на государственной службе находилось 38 тыс. женщин (учебные и медицинские заведения, почта, телеграф и т.п.)..
Усложнившиеся задачи управления и появление в государственном .аппарате чиновничьих должностей, требовавших технических знаний, снова вынудили самодержавное государство ставить вопрос о реформе гражданской службы и упразднении "Табели о рангах" Специальная комиссия о службе гражданской 1895—1901 гг. даже подготовила новый проект "Устава о службе гражданской" с предложением некоторых полумер, призванных повысить оперативность бюрократии (сокращение числа чинов, упразднение производства за выслугу лет и т. п.) В условиях кануна революции был сохранен старый "Устав о службе гражданской" 1832 г., в архаичных нормах которого самодержавие видело известную гарантию сохранения дворянской
однородности верхов бюрократии.
Установившиеся в пореформенные годы связи бюрократии с буржуаз-
1. Выражение «третий элемент» было впервые употреблено самарским вице-губернатором В.Г. Кондонин 11 января 1900г. («первый и второй элементы», по его мнению, составляли государственные чиновники и чины и сословных органов)
ным предпринимательством вынудили принять закон 1884 г., запрещавший чиновникам I—III классов (а по некоторым ведомствам и ниже) участие в правления акционерных обществ и компаний.
Все эти процессы в государственном строе России не следует преувеличивать. Несмотря на введение буржуазных реформ и некоторых изменении в организации, составе и деятельности правительственных учреждений, Россия оставалась абсолютной монархией с неограниченным самодержавным императором во главе В стране сохранились основные дореформенные государственные высшие, центральные и даже местные учреждения (особенно органы администрации и полиции) с дворянским чиновничьим большинством, а также и основы дореформенного права.
Социальной опорой самодержавной монархии оставался класс помещиков с сохранившимся и после 1861 г. поместным землевладением. К помещикам-дворянам примыкала и дворянская бюрократия.
В условиях развития капитализма снизу самодержавие было вынуждено покровительствовать буржуазии «сверху», насаждать капитализм в интересах своих военно-политических и финансово-хозяйственных функций.
Самодержавное государство выступало как крупнейший в стране помещик и капиталист. К концу XIX в. ему принадлежала 1/3 всех земель страны, 2/з лесов, 2/3 железных дорог, 7/8 телеграфа, множество промышленных предприятий Государственно-капиталистическую деятельность осуществлял ряд ведомств пореформенной России (Министерства земледелия и государственных имуществ. путей сообщения, военное и морское, Главное управление почт и телеграфов и др.).
Реформы 60—70-х годов укрепили правительственный аппарат самодержавной России. Начинается открытое наступление на буржуазные реформы. Его вдохновителем был Александр III (1881 —1894), сменивший убитого народовольцами 1 марта 18S1 г. Александра II. Последовавший 29 апреля манифест провозглашал незыблемость самодержавия и установление режима политической реакции Большое влияние на политику самодержавия оказывал "триумвират" из обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра внутренних дел гр. Д. А. Толстого и реакционного публициста М. Н Каткова В 80-х — начале 90-х годов проводится полоса контрреформ, которые ликвидировали наиболее последовательные буржуазные преобразования, вернули некоторые дореформенные порядки.
Этот реакционный курс пытался продолжить в начале своего правления и последний император России Николай II (1894—1917). Напуганная размахом революционного движения (особенно рабочего), буржуазия охотно соглашалась на реакционные мероприятия. Нарастание нового революционного кризиса и революционную ситуацию в начале XX в. правительство пыталось предотвратить усилением полицейского гнета, распространением различных стадий "исключительного" положения, внесудебными формами расправы, расширением деятельности Департамента полиции, жандармских управлений и охранных отделений, насаждением провокаций в политических партиях (зубатовщина, гапоновщина), привлечением к делу «охранения тишины и спокойствия» армии и военного аппарата.
В деятельности государственны; учреждений России накануне первой революции сохранялись формализм, обширное бумажное делопроизводство, полная бесконтрольность чиновничества.
В самом самодержавном государственном строе появились черты разложения и гнилости Большое влияние на государственные дела стала оказывать «придворная камарилья» — неофициальное правительство из близких I царю лиц и отдельных представителей высшей бюрократии, московский генерал-губернатор вел. кн. Сергий Александрович, министр внутренних дел В П. Плеве, статс-секретарь А. М. Безобразов, управляющий делами Особого комитета Дальнего Востока контр-адмирал А М. Абаза и др В предреволюционные годы самодержавие предпринимало и некоторые попытки лавирования (созыв Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1902 - 1905 гг., «полицейский социализм» В Плеве и др.) Указом "О мерах к усовершенствованию государственного порядка 12 кабря 1904 г., составленным на основе доклада министра внутренних дел кн. П. Д. Святополк-Мирского, Николай II обещал расширение прав земств, пересмотр законов о крестьянах, старообрядцах, печати, об исключительном положении и т. п. Предложение Святополка-Мирского о включении в состав Государственного совета представителей земств и городского самоуправления в указ не вошло.
Весь политический строй России с его огромным карательным аппаратом и попытками лавирования оказался бессильным предотвратить революцию.
2. Высшие государственные учреждения
Из высших государственных учреждений сохранялись Государственный совет, Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий. В 1861 г был создан Совет министров.
Государственный совет сохранял значение высшего законосовещательного учреждения и старое .организационное устройство Особенно велика была его роль в подготовке и проведении буржуазных реформ 60— 70-х годов. В условиях "кризиса верхов" правительство нуждалось в коллективном мнении представителей высшей бюрократии Вместе со специально созданными комитетами и комиссиями активное участие в разработке всех законопроектов принимала Государственная канцелярия Законопроекты поступали на обсуждение в департаменты, а затем в общее собрание
Государственного совета.
Департамент военных дел числился только в законах, фактически его место заменил Военный Совет. Иногда для рассмотрения законопроектов определенной категории в составе Государственного совета создавались специальные органы (например, Особое присутствие о воинской повинности в 1874—1881 гг.).
Для устранения разрыва мржду обсуждением законопроектов, их редактированием и составлением сборников законов в Государственном совете
была сосредоточена кодификация законов: в 1882—1894 гг в Кодификационном отделе, а с 1894 г в отделении свода законов Государственной канцелярии 1 .В 1884 г. при Государственном совете было создано "Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената". Таким образом, даже высшее судилище России находилось под надзором высшей бюрократии
Созданный в 1900 г Департамент промышленности, наук, торговли был тесно связан с "заботами" самодержавного государства о "нуждах" русской буржуазии; он способствовал быстрому рассмотрению и проведению через общее собрание Государственного совета законопроектов о капиталистической деятельности банков, акционерных обществ, компаний и пр.
В годы политической реакции 80-х годов значение Государственного совета несколько падает за счет усиления роли Комитета министров Александр III предпочитал обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших чиновников. В верхах бюрократии не раз выдвигались I проекты М. Т. Лорис-Меликова и кн. П. Д. Святополк-Мирского и др. расширения состава Государственного совета за счёт выборных членов — от дворян, земств, городов. Они не были реализованы.
Государственный совет оставался важным звеном в системе государственного аппарата России Роль этого учреждения подчеркивалась тем, что во главе ещ стояли великие князья Константин Николаевич (1865—1881) и Михаила Николаевич (1881 — 1905).
Характер самостоятельного высшего учреждения имела и Комиссия прошений В 1895 г. она была преобразована в "Канцелярию по принятию прошений на высочайшее имя приносимых". Через это учреждение представители господствующего класса осуществляли право "законодательной инициативы". В связи с расширением значения "Канцелярии" Особое присутствие для предварительного рассмотрения "всеподданнейших" жалоб на определения департаментов Сената было упразднено.
К Государственному совету по составу, делопроизводству и характеру деятельности были близки так называемые высшие комитеты. 19 февраля 1861 г. Главный комитет по крестьянскому делу был преобразован в постоянно действующий Главный комитет с б устройстве сельского состояния, осуществлявший наблюдение за проведением крестьянской реформы и обсуждение связанных с ней законопроектов и административных мероприятий (в частности, по борьбе с крестьянскими волнениями) Этот комитет действовал в тесной связи с Государственным советом; его председателем был великий князь Константин Николаевич, в делопроизводство велось в Государственной канцелярии.
В России и после 1861 г. продолжали действовать некоторые дореформенные комитеты: только в 1864 г. был ликвидирован Второй Сибирский комитет ; вплоть до упразднения наместничества на Кавказе (1882) действовал Кавказскии комитет.
[1] Треть издание «Полного собрания законов» (1888-1913). «Свода законов», начиная с 16-томного издания 1892 г. также были предприняты аппаратом Государственного совета.
Существование других высших комитетов было связано с некоторыми важнейшими вопросами внутренней политики. В 1862—1865 гг. действовал Западный комитет — чрезвычайный орган для проведения мероприятий по ликвидации последствий польского восстания. В 1864 г. был создан и существовал до 1881 г. Комитет по делам царства Польского, рассматривавший проекты изменений в управлении царства Польского и проведении в нем крестьянской реформы. Надзор за Дальневосточным наместничеством осуществлял Особый комитет Дальнего Востока (1903—1905).
С железнодорожной политикой правительства было связано существование Комитета железных дорог (1859—1874) и Комитета Сибирской железной дороги (1892—1905)
Вся деятельность Комитета министров была направлена на укрепление и охранение господствующих позиций дворянства в экономике и самодержавном государстве, на поощрение капиталистической промышленности и торговли. На утверждение Комитета министров поступало множество уставов акционерных обществ, компаний, банков, положений о биржах, представления и предписания министра путей сообщения, разрешающих постройку железных дорог.
В пореформенное время Комитет министров выступает как орган проведения карательной политики. По закону 1872 г министр внутренних дел подавал на имя Комитета министров представления о запрещении книг или повременных изданий, "распространение коих признано им, министром, особенно вредным". За 1872—1904 гг. по постановлениям Комитета было уничтожено до 200 различных изданий (в том числе произведения В В. Бер-ви-Флеровского, Д. И. Писарева, Л. Н. Толстого, К. Маркса, В. И. Ленина и т. д.). В 60-х годах через Комитет министров проходит ряд мероприятии по усилению власти губернаторов, в 70-е годы — по усилению полиции, введению временных генерал-губернаторов. Большинство реакционных положений 80-х годов обсуждалось в Комитете министров, а не в Государственном совете (Положение 14 августа 1881 г. о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, Временные правила о печати, о евреях, Положение q полицейском надзоре и др.). Комитет министров отменял "или продлевал действие "Положения" 14 августа на территории отдельных местностей России.
На пост председателя Комитета министров назначались опытные чиновники, занимавшие ранее министерские и прочие высокие посты: граф П. Н. Игнатьев (1872—1879), граф
П. А Валуев (1879—1881). С Ю. Витте (1903—1906) и др.
К началу XX в. Комитет министров сохранял характер высшего административного учреждения, в которое, по выражению С Ю Витте, "вносилась'масса административного хлама — все, что не было более или менее точно опоеделено законами, а также важные законодательные акты, которые рисковали встретить систематическое и упорное сопротивление го стороны Государственного совета"1
Витте С. Ю Воспоминания. М.. I960. т. 2. с. 259
Приближение революционной ситуации в России и начало разработки буржуазных реформ в конце 50-х годов потребовало сплочения бюрократических сил страны. Загруженный массой административных дел, Комитет министров не мог осуществлять координацию деятельности отдельных ведомств и министерств Неофициально с осени 1857 г., а официально с 12 ноября 1861 г действовал новый правительственный орган — Совет Министров, который состоял из министров, главноуправляющих, председателей Комитета министров и Государственного совета и ряда близких к царю лиц. Председателем Совета Министров был император, ему принадлежало право выносить на рассмотрение Совета все вопросы. В отличие от Комитета министров, в ведении которого остались текущие административные дела, Совет Министров рассматривал и обсуждал мероприятия общегосударственного значения. В него поступали материалы и заключения о работе отдельных комиссий, комитетов и учреждений, разрабатывающих законопроекты буржуазных реформ, а также сведения о распоряжениях отдельных ведомств, требовавшие общего согласованного действия. На рассмотрение Совета Министров выносились годовые отчеты министров, а также их "всеподданнейшие" доклады с предложением преобразований и реформ. Некоторые из рассматриваемых в Совете мероприятий сразу утверждались императором и получали силу закону (так называемых "высочайших повелений"), а другие передавались в специальные совещания и комитеты для дальнейшей разработки. Делопроизводство Совета Министров велось управляющим делами Комитета министров. Расцвет деятельности Совета Министров падает на 1S57—1862 гг., т. е. на время обострения борьбы разночинной интеллигенции, крестьянских волнений, разработки и начала осуществления крестьянской реформы, подготовки буржуазных реформ (из 144 заседаний с 303 докладами — 90 заседаний с 238 докладами посвящались этим вопросам).
Но мере проведения буржуазных реформ и укрепления самодержавно-бюрократического аппарата России роль Совета Министров начинает падать. В 70-х годах его заседания собирались очень редко, а с 1882 г. прекратились вообще.
Собственная его императорского величества канцелярия продолжала играть в 60—70-х годах значительную роль в государственном аппарате России. Буржуазные реформы почти не коснулись этого учреждения; оно сохранило дореформенную обособленность, функции и устройство (четыре отделения).
Довольно активной была деятельность Второго отделения канцелярии. С 1862 г оно стало важнейшим звеном законодательства: здесь предварительно рассматривался всякий законопроект, подлежащий внесению из министерства в Государственный совет. Второе отделение принимало участие в разработке многих буржуазных реформ: не только редактировало законопроекты и составляло на них отзывы, но иногда составляло проекты предполагаемых реформ самостоятельно (например, устав уголовного судопроизводства).
Второе отделение проводило текущую работу по изданию томов второго
"Полного собрания законов" и переизданию сдельных томов "Свода законов". В 1882 г. Второе отделение было упразднено, а его дела были переданы в Государственный совет.
Приспособленное к борьбе с небольшими организациями революционеров и крестьянскими "бунтами" Третье отделение в условиях массового революционного движения 60—70-х годов с трудом справлялось со своими обязанностями. В его аппарате прошли реорганизации — распределение дел между его экспедициями изменилось. В первой экспедиции велись дела, связанные с оскорблением царя и членов его семьи, а также следствия по государственным преступлениям; вторая — заведовала штатом Третьего отделения, собирала сведения о религиозных сектах, изобретениях, усовершенствованиях, культурно-просветительных, экономических и страховых обществах, о фальшивомонетчиках, принимала различные прошения о пособиях, т. е. заведовала разнородным кругом дел, не носящих политического характера. Сильно изменились функции третьей экспедиции — из органа наблюдения за проживающими в России иностранцами экспедиция превратилась в важнуюю составляю часть Третьего отделения Она руководила всеми карательными мерами по борьбе с массовым движением крестьян, наблюдением за общественным и революционным движением, за деятельностью революционных организаций, за общественным мнением, давала распоряжения о высылке под надзор полиции, ссылке на поселения, о заключении в крепость. Здесь составлялись обозрения общественно-политической жизни страны. Существовавшая до 1372 г. четвертая экспедиция сохраняла разнородные дела (сбор сведений о пожарах, грабежах, убийствах и прочих происшествиях в государстве), а также сведения о "видах на продовольствие жителей", о ходе торговли, руководила борьбой с контрабандой, собирала материалы о злоупотреблениях местных властей, о "беспорядках в городах" (рабочее движение). Дела пятой экспедиции (драматическая цензура) в 1865 г. поступили в Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел Несмотря на это, в Третьем отделении была создана Газетная часть, которая не только наблюдала за прессой, но и вела антире-волюционную пропаганду. Увеличение числа политических процессов в судах повысило интерес Третьего Отделения к знанию законов: с 1871 г. при его главном начальнике существовала юрисконсультская часть (впоследствии преобразована в Судебный отдел Министерства внутренних дел) Исполнительным органом Третьего отделения оставался аппарат Корпуса жандармов.
В 60-— 70-х годах на посту начальника Третьего отделения и шефа жандармов находились доверенные царские генералы: В. А Долгоруков (1856—1866). П. А Шувалов (1866—1874), А. Л Потапов (1874—1876), Н. В Мезеицов (1876—1878), А. Р Дрентельн (1878—1880), П. А. Черевик (4 марта — 6 августа ! 880 г.).
Аппарат Третьего отделения жестоко обрушился на отстаивавших интересы народных масс революционных демократов 21 мая 1862 г в Петербурге были учреждена "Следственная комиссия по делам о распространении революционных воззваний" во главе с князем А Н Голицыным, председлте-
лем мнлеогих комиссий по политическим делам. Комиссия явилась вспомогательным органом Третьего отделения. Ее материалы послужили основой для ряда политических процессов в V и VI департаментах Сената в 60-х годах XIX в. В 70-х годах Третье отделение стало центром, руководившим производством дознаний по деятельности народников и подготовке материалов по массовым политическим процессам. Уже с 70-х годов внимание отделения привлекает рабочее движение, а также борьба с проникавшим в Россию марксизмом.
Летом 1878 г. под председательством министра государственных иму-ществ П. А Валуева было создано "Особое совещание для изыскания мер и личной охраны спокойствия и безопасности в империи"; в состав этого межведомственного органа вошли шеф жандармов генерал Н. В. Мезенцов и министры внутренних дел — Л С Маков, юстиции — Д II. Набоков и военный — Д А. Милютин.
Особое совещание разработало обширную программу действий всего правительственного аппарата по усилению полиции, надзору за печатью, университетами, школами, а также разработке реакционных мероприятий по этим вопросам.
После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. последовал указ 12 февраля о создании "Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с генералом М Т. Лорис-Меликовым. В ведение этой комиссии поступали все политические следствия по столице и Петербургскому военному округу, а также верховный надзор за политическими следствиями по всей стране. Ей также "временно" подчинялись Третье отделение и Отдельный корпус жандармов. Все местные власти были обязаны оказывать комиссии в делах политических следствии "содействие"
Главными задачами Верховной распорядительной комиссии были: объединение всех карательных органов для борьбы с революционным движением, экстренный разбор всех политических дел, разгрузка столичных тюрем, ускорение судебного рассмотрения всех дел и административная расправа с частью арестованных и т. л. Подавляющее большинство этих дел рассматривал Лорис-Меликов В докладе Александру II 26 июля 1880 г. он отмечал выполнение комиссией своих основных задач и рекомендовал на будущее все дела по "охране государства и общественного спокойствия" сосредоточить в Министерстве внутренних дел. Эта мысль получила законченное завершение в докладной записке Лорие-Меликова о преобразовании полиции, по которой Верховная распорядительная комиссия и Третье отделение были закрыты, а дела последнего были сосредоточены в Департаменте государственной полиции Министерства внутренних дел. На министра внутренних дел возлагалось и заведование Отдельным корпусом жандармов на правах шефа корпуса Последовавшее вскоре объединение политической и общей полиции было подготовлено связью и параллелизмом их деятельности еще с 60-х годов XIX в. в борьбе с революционным движением. Первым министром, наследовавшим права главного начальника Третьего отделения, был М Т Лорис-Мелпков.
В 60—70-х годах Четвертое отделение сохраняло старые функции и устройство. 12 августа 1880т. оно преобразуется в самостоятельное высшее учреждение Собственную его императорского величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии.
После закрытия Второго и Третьего отделений оставшееся в составе канцелярии царя Первое отделение стало именоваться Собственной его императорского величества канцелярией (с 22 февраля 1882 г.) с сохранением за ней значения канцелярии царя по различным вопросам. Особенно возросло значение этой канцелярии по вопросам заведования личным составом чиновников. Для заведования делами определения на службу, чинопроизводства, наград или увольнения чиновников до V класса при Канцелярии в 1894 г. был учрежден Комитет о службе чинов гражданского ведомства и о наградах, а также Инспекторский отдел.
Более четкое разделение дел по ведомствам, некоторая децентрализация распорядительной и исполнительной деятельности, усиление системы местных учреждений и как следствие укрепление всего государственного аппарата в период буржуазных реформ — все это повлекло за собой ослабление бюрократического централизма и сокращение значения Собственной ей в канцелярии как чрезвычайного высшего правительственного учреждения.
В пореформенной России Правительствующий Сенат сохранял свое старое значение высшего органа суда и надзора. Все изменения, которые произошли в его функциях, организационном устройстве и деятельности были тесно связаны с судебной буржуазной реформой 1864 г. Еше 29 сентября 1862 г. Александром II были утверждены «Основные начала преобразования судной части в России», подготовленные специальной комиссией при Государственной канцелярии.
Другая комиссия подготовила проекты судебных уставов, которые, пройдя ряд бюрократических инстанций, были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Эти уставы вводили в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства.
Высшими апелляционными инстанциями стали судебные палаты и уездные съезды мировых судей. Поэтому необходимость в существовании апелляционных департаментов Сената отпала По мере распространения судебных уставов на отдельные губернии России закрывались те департаменты, которые являлись высшей апелляционной инстанцией для местных судов этих губерний. К концу века из апелляционных департаментов Сената сохранились только четвертый и пятый, которые 2 июня 1898 г были объединены вместе с Межевым департаментом в Судебный департамент.
Большое значение в пореформенном Сенате приобрели открытые в 1866 гг. кассационные департаменты (Уголовный и Гражданский), которые рассматривали жалобы и протесты на решения местных судов, отменяли эти решения в том случае, если было замечено нарушение форм судопроизводства, передавали дело на пересмотр в другой судебный орган. На должность сенаторов этих департаментов назначались опытные чиновники из прокуратуры.
За первым департаментом и после судебной реформы оставался широкий
круг дел Исходящие из первого и других департаментов Сената знаменитые «толкования» законов давали возможность правительству изменить любой закон, если замечалось его "вредное" для господствующих классов действие, дать судам такое направление, которое отвечало бы классовым интересам дворян и буржуазии. Первый департамент Сената занимался также восстановлением нарушенных прав учреждений, лиц, сословий, выступая не только защитником прав господствующих классов, но и охранителем тех искусственных < основных перегородок, которые ломались развитием капитализма в России.
Первый департамент осуществлял надзор за местным управлением и судом. Буржуазные реформы повысили оперативность руководства местными учреждениями, несколько умерили произвол местной администрации и полиции. Поэтому в пореформенный период было проведено только 20 сенаторских ревизий, из которых особое значение имели ревизии 1880— 1882 гг ; они проводились по новой инструкции, разработанной в 1880 г. под руководством Лорис-Мелнкова. Эта инструкция предусматривала всестороннее обследование местных учреждений и рекомендовала сенаторам обращать внимами' не только на деятельность местного аппарата, но и на "настроение умов", степень распространения революционных учений и "влияния их на общественную и народную жизнь"
С 1863 г несколько раз в неделю Сенатом издавались "Собрания узаконений и распоряжений" правительства, которые рассылались первым департаментом в виде небольших брошюр по всем высшим центральным и местным учреждениям.
В 1884 г. на месте упраздненного второго апелляционного департамента Сената возник одноименный департамент с совершенно иными функциями. Этот департамент нередко именовали "крестьянским", так как он принимал и рассматривал жалобы на губернские по крестьянским делам присутствия и губернские присутствия по хозяйственному и по земельному устройству крестьян, по личным, имущественным и общинным вопросам крестьян. Департамент являлся плотиной для жалоб и прошений пореформенных крестьян, надеявшихся обращением в высший орган "правосудия" царской России найти удовлетворение или облегчение своих земельных нужд, добиться отмены несправедливых решений чиновничье-дворянских присутствий по крестьянским д мам.
В 1885 г. для рассмотрения дел "об упущениях" и "противонравственных проступках" судей был учрежден в составе Сената Высший дисциплинарный суд. Созданием этого органа правительство получило возможность в обход принципа "несменяемости судей" устранять неугодных судей.
В 60-х годах царизм приспособил к ведению политических процессов пятый (уголовный) департамент Сената. Именно здесь состоялся ряд политических процессов, в том числе и процесс Н. Г. Чернышевского (1863— 1864).
Старый громоздкий аппарат Сената не был способен к осуществлению быстрой и гибкой судебной расправы с политическими заключенными.
По судебным уставам 20 ноября 1864 г. Сенат в области судебной
деятельности превратился в кассационный орган, и все дела о государственныхпреступлениях должны были рассматриваться в судебных палатах, а также в Верховном уголовном суде.
В 1872 г. в составе Сената было учреждено "Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" — орган высшего суда по политическим делам. Кроме первоприсут-ствующиих и пятерых сенаторов, в Особое присутствие входили назначаемые царем по списку Министерств внутренних дел и юстиции на один год так называемые сословные представители — по одному губернский и уездный предводители дворянства, губернский городской глава и волостной старшина петербургской губернии.
На Особое присутствие были распространены некоторые буржуазные Принципы судопроизводства (состязательный проиесс) Но в целом создание этого органа являлось серьезным нарушением судебных уставов 1864 г. Большинство дел о государственных преступлениях рассматривались при закрытых дверях или с приглашением вполне благонамеренной публики. Отчеты о некоторых судебных процессах печатались в сокращенном виде На решения Особого присутствия разрешались кассационные жалобы в общее собрание гражданского и уголовного кассационных департаментов
Сената.
В Особом присутствии Сената рассматривались самые крупные народнические процессы 70-х годов: "долгушинцев", о демонстрации на площади Казанского собора 6 декабря 1876 г., «процесс 50-ти, процесс 193-х», «первомартовцев»; в мае 1877 г. рассматривался процесс первой рабочей организации в России — "Южнороссийского союза рабочих"
Правительство было недовольно тем впечатлением, которое производили массовые процессы на общественное мнение страны. Уже с 1878 г для ведения политических процессов правительство стало применять военно-окружные суды с закрытым и ускоренным проиессом, с более суровыми (нередко смертными) приговорами. В связи с этим роль Особого присутствия Сената резко упала.
Буржуазные преобразования не коснулись Святейшего Синода, сохранившего существовавшие до 1891 г функции и аппарат Синод лишь номинально числился высшим учреждением, фактически' же по своему значению он приближался к министерству Изменения в пореформенном Синоде были направлены на усиление идеологического влияния православной церкви на народные массы. В 1885 г в составе Синода учреждается Совет по церковно-приходекнм школам — орган надзора за этими учебными заведениями и управления ими. Обер-прокурор Синода в 1880—1905 гг К. П. Победоносцев выступал как один из вдохновителей политической реакции и контрреформ 80х — начала 90-х годов.
3. Центральные государственные учреждения
В пореформенной России существовали все прежние министерства. Общие принципы организации, структуры и деятельности пореформенных
министерств определялись по-прежнему "Общим учреждением министерств" 25 июня 1811 г. Усиление бюрократизации аппарата привело к тому, что канцелярия каждого министерства превратилась в орган связи министерства с аппаратом министерства. Кроме департаментов во многих министерствах создавались главные управления, управления и отделы, которые подразделялись не на отделения и столы, а более оперативные делопроизводства Начальники пивных управлений и управлений имели больше самостоятельности, чем директора департаментов. Возросло значение общеминистерских советов (особенно как органов надзора за учреждениями ведомства). Кроме этих советов в министерствах возник ряд других органов (советов и комитетов), иа заседаниях которых вместе с чиновниками заседали представителя самых различных ведомств. На эти заседания чаще, чем в дореформенное время, приглашались "сведущие" люди — представители промышленной, железнодорожной, банковской и торговой буржуазии, различные бурж