Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
· дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей;
· дети-инвалиды;
· дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
· дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
· дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети — жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся о
обcтоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица, предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;
cоциальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнебеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона
1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.
2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересах ребенка государственная пошлина не взимается.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3, 4, б, 7 статьи 13, пункт 3 статьи 15и пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1999 года.
3.Статья 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2000 года.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
· дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей;
· дети-инвалиды;
· дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
· дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
· дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети — жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся о
обcтоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица, предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;
cоциальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнебеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.