Русская православная церковь и государство в начале хх в.
Противоречивость конфессиональной политики правителъства во время обер-прокурорства Победоносцева заключалась в том, что его ведомство, с одной стороны, стремилось активизировать деятельность православной церкви, с другой, усилением правительственного контроля за этой деятельностью стесняло ее самостоятельность, что приводило к обратным результатам - к кризисному положению православной церкви. В первую очередь это отмечалось в падении нравственного влияния православного духовенства на массы верующих. В самой церковной среде в конце XIХ- начале ХХ в. возникают течения, стремившиеся к «обновлению. Русской православной церкви, поднятию ее авторитета и морального уровня духовенства. В церковной и светской печати выдвигались требования освободить церковь от жесткой опеки государства. Были поставлены вопросы о предоставлении церкви реальной самостоятельности, о проведении реформ церковного суда и епархиального управления, преобразовании прихода. Некоторые предлагали превратить Синод в «синодальное правительство ~ Всероссийского собора независимого от светской власти. Другие высказывались за восстановление патриаршества.
В конце декабря 1904 г. петербургский митрополит Антоний Вадковский от имени столичного духовенства подал председателю Комитета министров С. Ю. Витте «Записку» С изложением неотложных реформ в православной церкви. При обсуждении «Записки в Комитете министров она получила поддержку Витте, который составил по этому вопросу свою «Записку. на имя царя. В ней он изложил предварительную программу церковных преобразований: обновление прихода, материальное обеспечение приходского духовенства, преобразование духовных школ, децентрализация управления церковью и предоставление ей большей самостоятельности. Против предложений Витте решительно выступил Победоносцев, который указывал на опасность церковной реформы для самодержавной власти царя.
Но вот грянула революция 1905 г., которая заставила самодержавие пойти на определенные уступки в конфессиональной политике. 17 апреля 1905 г. был обнародован «Манифест о веротерпимости, который провозглашал свободу вероисповедания всему
не православному населению. Освобождены были от былых гонений сектанты всяких толков. каждый мог не таясь открыто исповедовать свое вероучение. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно строить свои молитвенные здания, издавать духовную литературу,
создавать духовные братства.
В декабре 1905 г. был уволен с поста обер-прокурора Синода Победоносцев. На этот пост был назначен князь А. Д. Оболенский, придерживавшийся либеральных взглядов. Царь вынужден был согласиться на созыв «в ближайшее время» Поместного собора Русской православной церкви для решения ее неотложных нужд. В январе 1906 г. для подготовки Собора при Синоде было создано Предсоборное присутствие, в которое вошли 10 епархиальных архиереев и 21 профессор духовных академий и университетов. В епархии были направлены предписания прислать свои мнения по насущным церковным проблемам, которые предстояло обсудить на Поместном соборе.
Был собран и в тот же год издан обширный и интересный материал. В декабре 1906 г. Предсоборное присутствие завершило свою работу ~ но к этому времени революция уже шла на убыль, а затем при наступившей после третьеиюньского переворота 1907 г.
реакции вопрос о созыве Поместного собора русской церкви был отложен.
Он вновь был поставлен уже после свержения самодержавия. 15 августа 1917 г. Поместный собор Русской православной церкви был открыт. На нем присутствовали 569 делегатов (270 духовных лиц и 299 мирян). На обсуждение был поставлен широкий круг' вопросов жизни и деятельности Русской православной церкви, ее взаимоотношений со светской властью. Заседания Собора продолжались до 20 сентября 1918 г., когда его деятельность была прервана советским правительством. Однако Собор успел принять ряд важных решений, и среди них восстановление патриаршества. Патриархом 4 ноября 1917 г. был избран московский митрополит Тихон (в миру Василий Иванович Белавин, канонизирован в 1988 г.). С избранием патриарха закончился «синодальный период истории Русской православной церкви.