Экономическая политика правительства

Рубеж XIX-XX вв. характерен усилением государственного вмешательства в экономику страны. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриали­зации страны. Проведение этих мер связано с именем выдающегося государственного деятеля того времени Сергея Юльевича Витте(1849-1916). Он родился в семье голландского происхождения, получившей в середине XIX в. российское дворянство. Высоко образованный, обладавший несомненными талантами администра­тора, политика и хозяйственника, Витте видел в индустриализации России необходимое условие ее достойного положения среди веду­щих держав.

Свою карьеру Витте начал в качестве управляющего юго-запад­ными железными дорогами. Его карьера складывалась успешно. Способности и распорядительность Витте были замечены Алексан­дром III, который назначил его в 1889 г. директором Департамента

железнодорожных дел Министерства финансов, в феврале 1892 г.­ министром путей сообщения, а в августе того же года - министров финансов.

В 1891 г. по инициативе Витте было начато строительство важной в экономическом и стратегическом отношении Трансси­бирской магистрали. Через 15 лет эта магистраль протяженностью в 7 тыс. верст была введена в строй и вызвала к жизни прилегающие к ней регионы, а также сыграла огромную роль в переселенческом движении и активизации внешнеполитического курса России на Дальнем Востоке.

Витте провел ряд мер, направленных на повышение доходности казны и стабилизации рубля. С 1 января 1895 г. им стала поэтапно вводиться винная монополия: сначала (до 1898 г.) - в 35 губерниях, а в последующие годы действие ее было распространено и на всю

территорию империи. Вводилась государственная монополия на очистку спирта и изготовление из него водки. Впрочем, винокурение и даже очистку спирта и изготовление водки могли производить и частные лица, но только по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Продажа спирта и винно-водочной продукции всецело находилась в руках государства. Государственная монопо­лия не распространялась лишь на изготовление и продажу пива, браги и виноградного вина. Регламентировались время и место торговли спиртными напитками. Контроль за проведением в жизнь этой меры был возложен на Главное управление неокладных сборов и продажи питей Министерства финансов.

Питейный сбор стал важным, постоянно возрастающим источ­ником доходов казны. Если в середине 90-х годов XIX в. казна получала за счет питейного сбора 55 млн. руб. дохода, то в 1900 г.­85 млн. руб. (11% доходной части бюджета), а в 1913 г.-уже 750 млн. руб. (свыше 22% государственных доходов).

Витте осуществил проведение денежной реформы, которая, как выше сказано (см. гл. V), была подготовлена его предшественника­ми, министрами финансов Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградским. Указом 29 августа 1897 r. в основу кредитной системы вводился золотой рубль. Уже с 1896 г. стали чеканить золотые монеты достоинством в 15 руб. (империал) и 7,5 руб. (полуимпериал). Отныне все выпускаемые кредитные билеты могли свободно и без ограничений обмениваться на золото. Право эмиссии (выпуска) кредитных билетов предоставлялось только Государственному бан­ку. При этом был установлен твердый порядок, требовавший по­стоянного наличия в казне золотого запаса в размере, необходимом для обеспечения кредитных билетов.

Конвертируемость русского рубля существенно укрепила кредит и способствовала притоку в Россию иностранных капиталовложе­ний (что в первую очередь и предусматривалось денежной рефор­мой). В 1899 г. было принято решение о снятии всех препятствий для инвестиций иностранного капитала в русскую промышленность и банковское дело. Протекционизм русской промышленности и привлечение иностранных капиталов были главными направлени­ями экономической политики, проводимой в то время Витте.

Изыскивались и другие источники доходов, преимущественно за счет повышения косвенных налогов, которые за время управления Витте Министерством финансов возросли в полтора раза.

КРЕСТЪЯНСКИЙ ВОПРОС

«Оскудение» земледельческого центра России, падение плате­жеспособности крестьян и рост аграрных волнений заставили пра­вительство заняться пересмотром законодательства по «кресть­янскому вопросу». С этой целью 22 января 1902 г. под председа­тельством Витте было учреждено специальное межведомственное «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Оно должно было изучить положение деревни, разработать предло­жения «об улучшении была и благосостояния крестьян» и новые принципы сельскохозяйственной политики. На местах были обра­зованы 82 губернских и 536 уездных комитетов. Во главе губернских комитетов' были поставлены губернаторы, а уездных - уездные предводители дворянства. Всего в местных комитетах насчитыва­лось 12 тыс. членов, причем дворян и чиновников в уездных комитетах было более половины, а в губернских - свыше двух третей.

«Особое совещание» действовало около трех лет (1902-1905). С целью изучения итогов действия крестьянской реформы 1861 г. был собран и систематизирован большой статистический материал о положении деревни за 40 лет, который был затем опубликован в трех объемистых томах. Несмотря на различия в мнениях, в целом центральный и местные комитеты пришли к выводу о необходимости расширить имущественные и гражданские права крестьян, уравнять их с дру­гими сословиями, но главное - содействовать переходу крестьян от общинного к «подворному и хуторскому владению». Тем самым предлагалась мера, которая потом была воспринята и проведена П. А. Столыпиным, с той лишь разницей, что отвергалась всякая насильственная ломка общинных порядков. Более того, в опублико­ванной в 1904 г. «Записке по крестьянскому делу» Витте предлагал не ликвидацию общины, а придание ей формы свободной ассоци­ации производителей, при этом прежние административные функ­ции общины должны были отойти к новым органам - волостным земствам. Вместе с тем он настаивал на создании из крестьян «класса земельных собственников» как гарантии социальной стабильности. Он доказывал, что «прочно обеспеченный землей крестьянин есть

наиболее консервативная сила, главная опора порядка; он же ­наиболее надежный работник для помещика». Поэтому «обеспече­ние массы населения землею есть лучшая гарантия прочности и государственного порядка». Однако, рассуждал он далее, «это налагает на правительство обязанность принять своевременные меры к обес­печению за крестьянской массой ее земельной собственности».

Однако осуществление предложений Особого совещания и са­мого Витте правительство в данный момент признало преждевре­менным. В манифесте от 26 февраля 1903 г. подтверждался принцип сохранения сословности, неприкосновенности общинного владе­ния и неотчуждаемости крестьянских надельных земель. Вместе с тем по инициативе Витте были проведены такие важные меры, как отмена 12 марта 1903 г. круговой поруки и издание в 1904 г. законов, облегчавших переселения и паспортный режим для крестьян.

РАБОЧИЙ ВОПРОС

Действия правительства в «рабочем вопросе» сводились к про­тиводействию нараставшему рабочему движению. При этом прави­тельство осознавало неэффективность одних только репрессивных мер против рабочих стачек. В 1894 г. был издан закон о реоргани­зации фабричной инспекции, который существенно увеличил ее состав, и расширил ее прерогативы. Фабричным инспекторам вме­нялось в обязанность глубже вникать в нужды рабочих, выявить причины их недовольства.

Принимались меры к «упорядочению» продолжительности ра­бочего дня. Согласно изданному 2 июня 1897 г. закону рабочий день не должен был превышать 11,5 часа, а для выполнявших хотя бы частично ночные работы - не более 10 часов. Контроль за выпол­нением этого закона возлагался на фабричную инспекцию. Надзор фабричной инспекции распространялся практически на все крупные и средние промышленные заведения России (каковых в то время насчитывалось 20 тыс.). В июне 1903 г. были изданы законы о страховании рабочих за счет предпринимателей и о введении на предприятиях должностей рабочих старост.

Под влиянием роста стачечного движения рабочих решено было также под контролем полиции создать «общества взаимного вспо­моществования рабочих», чтобы отвлечь их от самостоятельной прямой борьбы за свои права.

Идея создания таких «рабочих обществ» принадлежала началь­нику московского охранного отделения С. В. Зубатову, почему эта политика «полицейского социализма» и получила название «зуба­товщины». План создания таких легальных рабочих организаций был разработан для Зубатова бывшим членом Исполнительного комитета «Народной воли», перешедшим потом на службу к само­державию, Львом Тихомировым в специальной «Записке». В 1901 г. Зубатов передал ее через московского обер-полицеймейстера Д. Ф. Трепова генерал-губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу, который одобрил эту идею. В мае 1901 г. в Москве под контролем Зубатова было образовано «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», и устав его был представлен на утверждение властей.

В то же время Зубатов начал проводить регулярные совещания для рабочих, прозванные «зубатовским парламентом». Сначала они собирались на рабочих окраинах Москвы, затем были перенесены в аудиторию Исторического музея, где проводились диспуты. К чтению лекций для рабочих привлекались и профессора Москов­ского университета. Устраивались районные собрания рабочих. Рабочим внушалось, что царь и его правительство готовы помочь им в удовлетворении их экономических требований. Зубатовские профессиональные и просветительские организации появились в Одессе, Киеве, Минске, Харькове, Николаеве и в других промыш­ленных центрах.

19 февраля 1902 г. (к 41-й годовщине отмены крепостного права) московская зубатовская организация устроила «патриотическую манифестацию» в Кремле у памятника Александру 11. Ей удалось собрать до 50 тыс. человек. Зубатов рассматривал ее как «генераль­ную репетицию управления народными громадами». Зубатовская организация добивалась отдельных экономических уступок от пред­принимателей, что вызывало недовольство фабрикантов. Так, в 1902 г. крупный московский промышленник Ю. П. Гужон и Московский совет торговли и мануфактур подали жалобу на Зубатова в Мини­стерство финансов. Под давлением промышленников зубатовцам было строго запрещено вмешиваться в конфликты, возникавшие между предпринимателями и рабочими.

Организация, подобная зубатовской, под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» была со­здана в августе 1903 г. молодым священником петербургского Дома предварительного заключения Г. А. Гапоном. К Концу 1904 г. в Петербурге действовало 11 отделений гапоновского «Собрания», в которых насчитывалось до 9 ты.. рабочих Эта организация ставила своей задачей добиваться осуществления материальных и духовных требований рабочих только мирными средствами, действуя строго в рамках закона. С целью образования ее филиалов Гапон ездил в Москву, Киев и Полтаву. Организация действовала под надзором полиции и с ее разрешения. В Феврале 1904 г. в Министерстве внутренних дел был утвержден ее устав. Власти стремились исполь­зовать гапоновскую организацию, как и зубатовскую, чтобы отвлечь рабочих от революционных методов борьбы за свои права.

САМОДЕРЖАВИЕ И ЗЕМСТВО

В 1898 г. был поднят вопрос о новой реформе земского управ­ления. В представленном в 1899 г. председателем Совета министров И. Л. Горемыкиным проекте предусматривал ось введение земств в13 «не земских» губерниях - в Архангельской, Оренбургской и Ставропольской, а также в Белоруссии и на Правобережной Укра­ине, уменьшения имущественного ценза при выборах в земские учреждения, с некоторым отступлением от принятого земской' контрреформой 1890 г. сословного принципа. Однако в ходе : мно­гочисленных обсуждений в различных комиссиях и ведомствах этот проект был отклонен.

В начале 1900-х годов самодержавие пошло даже на дальнейшее ограничение прав земств. Указом 12 июня 1900 г. земства отстра­нялись от заведования делами народного продовольствия, устанав­ливались предельные размеры земского обложения на нужды земств, что приводило к сокращению их бюджета. В 1901 г. была ограничена издательская деятельность земств, в 1902 г. последовал запрет прово­дить земствам статистическую работу. С целью подавления земского либерально-оппозиционного движения в 1902-1904 гг. подверглись репрессиям некоторые прогрессивные земские деятели.

Таким образом, внутриполитический курс самодержавия на рубеже XIX-XX вв. носил противоречивый характер. В сфере экономической был проведен ряд мер, которые способствовали индустриальному развитию страны. В сфере социальной, несмотря на признание необходимости проведения реформ и даже создания ряда комиссий и «совещаний», предложивших конкретные про­граммы этих реформ, дальше дело не пошло. Необходима была серьезная «встряска» - поражение в русско-японской войне и революция 1905-1907 гг. - чтобы самодержавие решилось на проведение тех реформ, которые по сути дела были уже заявлены и даже сформулированы в самом начале 1900-х годов.

§ 6. ОТОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Рубеж XIX-XX вв. характеризуется обострением противоречий между ведущими мировыми державами из-за передела колоний и сфер влияния, оформлением военно-политических блоков и в связи с этим начавшейся гонкой вооружений. В начале ХХ в. на между­народной арене определил ось соперничество двух ведущих импе­риалистических стран - Англии (крупнейшей колониальной державы) и Германии «опоздавшей» К колониальному дележу и требовавшей «места под солнцем». Именно эти державы впослед­ствии возглавили два крупных, противостоящих один другому, военно-политических блока - Антанту и Тройственный союз. Од­нако между входящими в эти блоки странами существовали и свои противоречия: например, между Англией и Францией по колониальным вопросам, Россией и Англией на Среднем и Дальнем Востоке, Италией и Австро-Венгрией на Балканах.

Англия вплоть до начала ХХ в. придерживалась позиции «бле­стящей изоляции», когда она, не входя ни в какой блок, играла на противоречиях между другими державами. Однако сохранить эту позицию в начале ХХ в. ей уже было невозможно в силу возрастав­шего антагонизма ее с Германией, стремившейся к переделу коло­ний. Традиционное соперничество России и Англии в Средней Азии, на Среднем и Дальнем Востоке в начале ХХ в. постепенно уступает поискам соглашения о разграничении сфер влияния. С другой стороны, обостряются отношения России с Австро-Венгрией из-за активизации последней на Балканах. Австро-Венгрию под­держивала Германия, что способствовало углублению германо-русских противоречий. Однако это не исключало и временных соглашений России с этими странами.

Рубеж XIX-XX вв.- укрепление франко-русского военно-по­литического союза. К нему подталкивало и принятое в 1899 г. решение стран Тройственного союза (Германии, Австро-Венгрии и Италии) не ограничивать срок действия принятых на себя обяза­тельств (до этого он был установлен на 8 лет). Помимо военно-стра­тегических мотивов сближения Франции с Россией действовали и финансово-экономические, поскольку Франция являлась важным кредитором России. Укрепляя отношения с Францией, Россия, занятая в то время решением своих дальневосточных проблем, . стремилась не обострять отношений с другими европейскими стра­нами -Австро-Венгрией и Германией.

В середине 90-х годов XIX в. возник внутренний кризис в Турции. Из-за систематического нарушения турецким правительством прав христиан в своих владениях в 1894 г. начались волнения в Западной Армении, затем в Македонии и на острове Крит. Турецкие власти подвергли христианское население этих районов жестокой карательной акции. Назревал вооруженный конфликт между Турцией и Грецией.

Европейские державы готовились вмешаться во внутренние дела Турции. К Дарданеллам была направлена английская эскадра. К ней готова была присоединиться и итальянская эскадра. Готовилась направить в район Дарданелл свои корабли и Франция. На сове­щании у царя 23 ноября 1896 г. было принято решение послать военную экспедицию в Босфор в случае ввода в черноморские проливы военных кораблей других стран. Российский Генеральный штаб разработал план захвата Босфора в качестве ответной меры действиям иностранных флотов. В боевую готовность были приве­дены корабли Черноморского флота в Одессе и Севастополе. Од­нако после консультации с французским правительством, выступившим против этой акции, она была отложена. Отказались от вооруженного вмешательства и другие державы.

Общими усилиями в 1897-1898 гг. ближневосточный кризис был ликвидирован. Под нажимом европейских держав турецкий султан согласился облегчить положение христиан в Западной Ар­мении и Македонии, а также предоставить автономию Криту. Удалось прекратить уже начавшиеся в феврале 1897 г. военные действия между Турцией и Грецией из-за Крита.

В 1896-1897 гг. восстановились прерванные 10 лет назад дип­ломатические отношения между Россией и Болгарией, что способ­ствовало укреплению российского влияния на Балканах. В 1897 г. была достигнута договоренность России с Австро-Венгрией о под­держании статус-кво на Балканах, а в 1903 г. состоял ась встреча Николая II с императором Австро-Венгрии Францем-Иосифом в австрийском замке Мюрштег, где они приняли решение о совме­стном контроле действий турецкой администрации в Македонии.

В 90-е годы XIX в. в Турцию стал активно проникать германский капитал, в связи с этим усиливалось и военно-политическое влия­ние Германии в этой стране. В 1899 г. Германия получила от турецкого султана концессию на постройку экономически и стра­тегически важной Багдадской железной дороги, проходившей через Балканы, Турцию до Персидского залива. Германия стала оказывать военно-дипломатическую поддержку Турции, надеясь в перспекти­ве вовлечь ее в орбиту блока стран Тройственного союза. Однако в 1900 г. России удалось заключить договор с Турцией, по которому она обязалась привлекать для строительства железных дорог в Северной и Северо-Восточной Турции только русские инвестиции. Этим договор устранял угрозу проникновения германского капита­ла в приграничные с Россией территории Турции.

С конца XIX В., когда английский капитал стал интенсивно проникать в южную часть Ирана, Англия неоднократно предлагала России поделить сферы влияния в Иране, но всегда получала отказ.

Позиции России в Иране в то время были достаточно прочными. Еще в 1890 г. между Россией и Ираном было заключено соглашение, согласно которому шах обязывался в течение 10 лет не предоставлять иностранным предпринимателям концессий на строительство же­лезных дорог в пределах своей страны. Этим договором ставилось препятствие проведению Германией ответвления от Багдадской железной дороги в Северный Иран, а также постройке англичанами железной дороги от Персидского залива к Тегерану. В Тегеране были учрежден российский Учетный банк, получивший концессию на строительство шоссейных дорог в Иране и чеканку монеты. По заключенному в 1901 г. новому договору с шахом Россия получала более благоприятные условия для торговли с Ираном. За предостав­ленный российским Учетным банком крупный заем шах продлил договор 1890 г. о запрете выдачи концессий другим странам на строительство железных дорог на территории Ирана еще на 10 лет.

В конце 90-х годов XIX в. Россия выступила с инициативой созыва международной конференции для разработки мер по сокра­щению вооруженных сил, ограничению гонки вооружений и мир­ному разрешению межгосударственных конфликтов. В августе и декабре 1898 г. всем государствам были направлены две ноты с этим предложением. Первая конференция состоялась в мае - июле 1899 г. в Гааге. В ней участвовали 110 представителей от 26 государств: от большинства европейских стран, а также от США, Мексики, Ирана, Сиама, Японии и Китая. Были приняты конвенции о мирном разрешении международных споров путем третейского суда (арбит­ража), о законах и обычаях ведения войны на суше и на море, а также серия деклараций, запрещавших применение во время воен­ных действий разрывных пуль и ядовитых газов. Однако по главному вопросу - ограничению гонки вооружений - решения не было принято. Против него выступила Германия, начавшая в это время усиленно вооружаться, и Англия, которая в противовес Германии также включилась в гонку вооружений.

В апреле 1904 г. было заключено соглашение Франции с Англией по спорным колониальным вопросам. Это соглашение послужило оформлению военно-политического блока стран Антанты.

Наши рекомендации