Экономическая политика правительства
Рубеж XIX-XX вв. характерен усилением государственного вмешательства в экономику страны. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации страны. Проведение этих мер связано с именем выдающегося государственного деятеля того времени Сергея Юльевича Витте(1849-1916). Он родился в семье голландского происхождения, получившей в середине XIX в. российское дворянство. Высоко образованный, обладавший несомненными талантами администратора, политика и хозяйственника, Витте видел в индустриализации России необходимое условие ее достойного положения среди ведущих держав.
Свою карьеру Витте начал в качестве управляющего юго-западными железными дорогами. Его карьера складывалась успешно. Способности и распорядительность Витте были замечены Александром III, который назначил его в 1889 г. директором Департамента
железнодорожных дел Министерства финансов, в феврале 1892 г. министром путей сообщения, а в августе того же года - министров финансов.
В 1891 г. по инициативе Витте было начато строительство важной в экономическом и стратегическом отношении Транссибирской магистрали. Через 15 лет эта магистраль протяженностью в 7 тыс. верст была введена в строй и вызвала к жизни прилегающие к ней регионы, а также сыграла огромную роль в переселенческом движении и активизации внешнеполитического курса России на Дальнем Востоке.
Витте провел ряд мер, направленных на повышение доходности казны и стабилизации рубля. С 1 января 1895 г. им стала поэтапно вводиться винная монополия: сначала (до 1898 г.) - в 35 губерниях, а в последующие годы действие ее было распространено и на всю
территорию империи. Вводилась государственная монополия на очистку спирта и изготовление из него водки. Впрочем, винокурение и даже очистку спирта и изготовление водки могли производить и частные лица, но только по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Продажа спирта и винно-водочной продукции всецело находилась в руках государства. Государственная монополия не распространялась лишь на изготовление и продажу пива, браги и виноградного вина. Регламентировались время и место торговли спиртными напитками. Контроль за проведением в жизнь этой меры был возложен на Главное управление неокладных сборов и продажи питей Министерства финансов.
Питейный сбор стал важным, постоянно возрастающим источником доходов казны. Если в середине 90-х годов XIX в. казна получала за счет питейного сбора 55 млн. руб. дохода, то в 1900 г.85 млн. руб. (11% доходной части бюджета), а в 1913 г.-уже 750 млн. руб. (свыше 22% государственных доходов).
Витте осуществил проведение денежной реформы, которая, как выше сказано (см. гл. V), была подготовлена его предшественниками, министрами финансов Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградским. Указом 29 августа 1897 r. в основу кредитной системы вводился золотой рубль. Уже с 1896 г. стали чеканить золотые монеты достоинством в 15 руб. (империал) и 7,5 руб. (полуимпериал). Отныне все выпускаемые кредитные билеты могли свободно и без ограничений обмениваться на золото. Право эмиссии (выпуска) кредитных билетов предоставлялось только Государственному банку. При этом был установлен твердый порядок, требовавший постоянного наличия в казне золотого запаса в размере, необходимом для обеспечения кредитных билетов.
Конвертируемость русского рубля существенно укрепила кредит и способствовала притоку в Россию иностранных капиталовложений (что в первую очередь и предусматривалось денежной реформой). В 1899 г. было принято решение о снятии всех препятствий для инвестиций иностранного капитала в русскую промышленность и банковское дело. Протекционизм русской промышленности и привлечение иностранных капиталов были главными направлениями экономической политики, проводимой в то время Витте.
Изыскивались и другие источники доходов, преимущественно за счет повышения косвенных налогов, которые за время управления Витте Министерством финансов возросли в полтора раза.
КРЕСТЪЯНСКИЙ ВОПРОС
«Оскудение» земледельческого центра России, падение платежеспособности крестьян и рост аграрных волнений заставили правительство заняться пересмотром законодательства по «крестьянскому вопросу». С этой целью 22 января 1902 г. под председательством Витте было учреждено специальное межведомственное «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Оно должно было изучить положение деревни, разработать предложения «об улучшении была и благосостояния крестьян» и новые принципы сельскохозяйственной политики. На местах были образованы 82 губернских и 536 уездных комитетов. Во главе губернских комитетов' были поставлены губернаторы, а уездных - уездные предводители дворянства. Всего в местных комитетах насчитывалось 12 тыс. членов, причем дворян и чиновников в уездных комитетах было более половины, а в губернских - свыше двух третей.
«Особое совещание» действовало около трех лет (1902-1905). С целью изучения итогов действия крестьянской реформы 1861 г. был собран и систематизирован большой статистический материал о положении деревни за 40 лет, который был затем опубликован в трех объемистых томах. Несмотря на различия в мнениях, в целом центральный и местные комитеты пришли к выводу о необходимости расширить имущественные и гражданские права крестьян, уравнять их с другими сословиями, но главное - содействовать переходу крестьян от общинного к «подворному и хуторскому владению». Тем самым предлагалась мера, которая потом была воспринята и проведена П. А. Столыпиным, с той лишь разницей, что отвергалась всякая насильственная ломка общинных порядков. Более того, в опубликованной в 1904 г. «Записке по крестьянскому делу» Витте предлагал не ликвидацию общины, а придание ей формы свободной ассоциации производителей, при этом прежние административные функции общины должны были отойти к новым органам - волостным земствам. Вместе с тем он настаивал на создании из крестьян «класса земельных собственников» как гарантии социальной стабильности. Он доказывал, что «прочно обеспеченный землей крестьянин есть
наиболее консервативная сила, главная опора порядка; он же наиболее надежный работник для помещика». Поэтому «обеспечение массы населения землею есть лучшая гарантия прочности и государственного порядка». Однако, рассуждал он далее, «это налагает на правительство обязанность принять своевременные меры к обеспечению за крестьянской массой ее земельной собственности».
Однако осуществление предложений Особого совещания и самого Витте правительство в данный момент признало преждевременным. В манифесте от 26 февраля 1903 г. подтверждался принцип сохранения сословности, неприкосновенности общинного владения и неотчуждаемости крестьянских надельных земель. Вместе с тем по инициативе Витте были проведены такие важные меры, как отмена 12 марта 1903 г. круговой поруки и издание в 1904 г. законов, облегчавших переселения и паспортный режим для крестьян.
РАБОЧИЙ ВОПРОС
Действия правительства в «рабочем вопросе» сводились к противодействию нараставшему рабочему движению. При этом правительство осознавало неэффективность одних только репрессивных мер против рабочих стачек. В 1894 г. был издан закон о реорганизации фабричной инспекции, который существенно увеличил ее состав, и расширил ее прерогативы. Фабричным инспекторам вменялось в обязанность глубже вникать в нужды рабочих, выявить причины их недовольства.
Принимались меры к «упорядочению» продолжительности рабочего дня. Согласно изданному 2 июня 1897 г. закону рабочий день не должен был превышать 11,5 часа, а для выполнявших хотя бы частично ночные работы - не более 10 часов. Контроль за выполнением этого закона возлагался на фабричную инспекцию. Надзор фабричной инспекции распространялся практически на все крупные и средние промышленные заведения России (каковых в то время насчитывалось 20 тыс.). В июне 1903 г. были изданы законы о страховании рабочих за счет предпринимателей и о введении на предприятиях должностей рабочих старост.
Под влиянием роста стачечного движения рабочих решено было также под контролем полиции создать «общества взаимного вспомоществования рабочих», чтобы отвлечь их от самостоятельной прямой борьбы за свои права.
Идея создания таких «рабочих обществ» принадлежала начальнику московского охранного отделения С. В. Зубатову, почему эта политика «полицейского социализма» и получила название «зубатовщины». План создания таких легальных рабочих организаций был разработан для Зубатова бывшим членом Исполнительного комитета «Народной воли», перешедшим потом на службу к самодержавию, Львом Тихомировым в специальной «Записке». В 1901 г. Зубатов передал ее через московского обер-полицеймейстера Д. Ф. Трепова генерал-губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу, который одобрил эту идею. В мае 1901 г. в Москве под контролем Зубатова было образовано «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», и устав его был представлен на утверждение властей.
В то же время Зубатов начал проводить регулярные совещания для рабочих, прозванные «зубатовским парламентом». Сначала они собирались на рабочих окраинах Москвы, затем были перенесены в аудиторию Исторического музея, где проводились диспуты. К чтению лекций для рабочих привлекались и профессора Московского университета. Устраивались районные собрания рабочих. Рабочим внушалось, что царь и его правительство готовы помочь им в удовлетворении их экономических требований. Зубатовские профессиональные и просветительские организации появились в Одессе, Киеве, Минске, Харькове, Николаеве и в других промышленных центрах.
19 февраля 1902 г. (к 41-й годовщине отмены крепостного права) московская зубатовская организация устроила «патриотическую манифестацию» в Кремле у памятника Александру 11. Ей удалось собрать до 50 тыс. человек. Зубатов рассматривал ее как «генеральную репетицию управления народными громадами». Зубатовская организация добивалась отдельных экономических уступок от предпринимателей, что вызывало недовольство фабрикантов. Так, в 1902 г. крупный московский промышленник Ю. П. Гужон и Московский совет торговли и мануфактур подали жалобу на Зубатова в Министерство финансов. Под давлением промышленников зубатовцам было строго запрещено вмешиваться в конфликты, возникавшие между предпринимателями и рабочими.
Организация, подобная зубатовской, под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» была создана в августе 1903 г. молодым священником петербургского Дома предварительного заключения Г. А. Гапоном. К Концу 1904 г. в Петербурге действовало 11 отделений гапоновского «Собрания», в которых насчитывалось до 9 ты.. рабочих Эта организация ставила своей задачей добиваться осуществления материальных и духовных требований рабочих только мирными средствами, действуя строго в рамках закона. С целью образования ее филиалов Гапон ездил в Москву, Киев и Полтаву. Организация действовала под надзором полиции и с ее разрешения. В Феврале 1904 г. в Министерстве внутренних дел был утвержден ее устав. Власти стремились использовать гапоновскую организацию, как и зубатовскую, чтобы отвлечь рабочих от революционных методов борьбы за свои права.
САМОДЕРЖАВИЕ И ЗЕМСТВО
В 1898 г. был поднят вопрос о новой реформе земского управления. В представленном в 1899 г. председателем Совета министров И. Л. Горемыкиным проекте предусматривал ось введение земств в13 «не земских» губерниях - в Архангельской, Оренбургской и Ставропольской, а также в Белоруссии и на Правобережной Украине, уменьшения имущественного ценза при выборах в земские учреждения, с некоторым отступлением от принятого земской' контрреформой 1890 г. сословного принципа. Однако в ходе : многочисленных обсуждений в различных комиссиях и ведомствах этот проект был отклонен.
В начале 1900-х годов самодержавие пошло даже на дальнейшее ограничение прав земств. Указом 12 июня 1900 г. земства отстранялись от заведования делами народного продовольствия, устанавливались предельные размеры земского обложения на нужды земств, что приводило к сокращению их бюджета. В 1901 г. была ограничена издательская деятельность земств, в 1902 г. последовал запрет проводить земствам статистическую работу. С целью подавления земского либерально-оппозиционного движения в 1902-1904 гг. подверглись репрессиям некоторые прогрессивные земские деятели.
Таким образом, внутриполитический курс самодержавия на рубеже XIX-XX вв. носил противоречивый характер. В сфере экономической был проведен ряд мер, которые способствовали индустриальному развитию страны. В сфере социальной, несмотря на признание необходимости проведения реформ и даже создания ряда комиссий и «совещаний», предложивших конкретные программы этих реформ, дальше дело не пошло. Необходима была серьезная «встряска» - поражение в русско-японской войне и революция 1905-1907 гг. - чтобы самодержавие решилось на проведение тех реформ, которые по сути дела были уже заявлены и даже сформулированы в самом начале 1900-х годов.
§ 6. ОТОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЫ, БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
Рубеж XIX-XX вв. характеризуется обострением противоречий между ведущими мировыми державами из-за передела колоний и сфер влияния, оформлением военно-политических блоков и в связи с этим начавшейся гонкой вооружений. В начале ХХ в. на международной арене определил ось соперничество двух ведущих империалистических стран - Англии (крупнейшей колониальной державы) и Германии «опоздавшей» К колониальному дележу и требовавшей «места под солнцем». Именно эти державы впоследствии возглавили два крупных, противостоящих один другому, военно-политических блока - Антанту и Тройственный союз. Однако между входящими в эти блоки странами существовали и свои противоречия: например, между Англией и Францией по колониальным вопросам, Россией и Англией на Среднем и Дальнем Востоке, Италией и Австро-Венгрией на Балканах.
Англия вплоть до начала ХХ в. придерживалась позиции «блестящей изоляции», когда она, не входя ни в какой блок, играла на противоречиях между другими державами. Однако сохранить эту позицию в начале ХХ в. ей уже было невозможно в силу возраставшего антагонизма ее с Германией, стремившейся к переделу колоний. Традиционное соперничество России и Англии в Средней Азии, на Среднем и Дальнем Востоке в начале ХХ в. постепенно уступает поискам соглашения о разграничении сфер влияния. С другой стороны, обостряются отношения России с Австро-Венгрией из-за активизации последней на Балканах. Австро-Венгрию поддерживала Германия, что способствовало углублению германо-русских противоречий. Однако это не исключало и временных соглашений России с этими странами.
Рубеж XIX-XX вв.- укрепление франко-русского военно-политического союза. К нему подталкивало и принятое в 1899 г. решение стран Тройственного союза (Германии, Австро-Венгрии и Италии) не ограничивать срок действия принятых на себя обязательств (до этого он был установлен на 8 лет). Помимо военно-стратегических мотивов сближения Франции с Россией действовали и финансово-экономические, поскольку Франция являлась важным кредитором России. Укрепляя отношения с Францией, Россия, занятая в то время решением своих дальневосточных проблем, . стремилась не обострять отношений с другими европейскими странами -Австро-Венгрией и Германией.
В середине 90-х годов XIX в. возник внутренний кризис в Турции. Из-за систематического нарушения турецким правительством прав христиан в своих владениях в 1894 г. начались волнения в Западной Армении, затем в Македонии и на острове Крит. Турецкие власти подвергли христианское население этих районов жестокой карательной акции. Назревал вооруженный конфликт между Турцией и Грецией.
Европейские державы готовились вмешаться во внутренние дела Турции. К Дарданеллам была направлена английская эскадра. К ней готова была присоединиться и итальянская эскадра. Готовилась направить в район Дарданелл свои корабли и Франция. На совещании у царя 23 ноября 1896 г. было принято решение послать военную экспедицию в Босфор в случае ввода в черноморские проливы военных кораблей других стран. Российский Генеральный штаб разработал план захвата Босфора в качестве ответной меры действиям иностранных флотов. В боевую готовность были приведены корабли Черноморского флота в Одессе и Севастополе. Однако после консультации с французским правительством, выступившим против этой акции, она была отложена. Отказались от вооруженного вмешательства и другие державы.
Общими усилиями в 1897-1898 гг. ближневосточный кризис был ликвидирован. Под нажимом европейских держав турецкий султан согласился облегчить положение христиан в Западной Армении и Македонии, а также предоставить автономию Криту. Удалось прекратить уже начавшиеся в феврале 1897 г. военные действия между Турцией и Грецией из-за Крита.
В 1896-1897 гг. восстановились прерванные 10 лет назад дипломатические отношения между Россией и Болгарией, что способствовало укреплению российского влияния на Балканах. В 1897 г. была достигнута договоренность России с Австро-Венгрией о поддержании статус-кво на Балканах, а в 1903 г. состоял ась встреча Николая II с императором Австро-Венгрии Францем-Иосифом в австрийском замке Мюрштег, где они приняли решение о совместном контроле действий турецкой администрации в Македонии.
В 90-е годы XIX в. в Турцию стал активно проникать германский капитал, в связи с этим усиливалось и военно-политическое влияние Германии в этой стране. В 1899 г. Германия получила от турецкого султана концессию на постройку экономически и стратегически важной Багдадской железной дороги, проходившей через Балканы, Турцию до Персидского залива. Германия стала оказывать военно-дипломатическую поддержку Турции, надеясь в перспективе вовлечь ее в орбиту блока стран Тройственного союза. Однако в 1900 г. России удалось заключить договор с Турцией, по которому она обязалась привлекать для строительства железных дорог в Северной и Северо-Восточной Турции только русские инвестиции. Этим договор устранял угрозу проникновения германского капитала в приграничные с Россией территории Турции.
С конца XIX В., когда английский капитал стал интенсивно проникать в южную часть Ирана, Англия неоднократно предлагала России поделить сферы влияния в Иране, но всегда получала отказ.
Позиции России в Иране в то время были достаточно прочными. Еще в 1890 г. между Россией и Ираном было заключено соглашение, согласно которому шах обязывался в течение 10 лет не предоставлять иностранным предпринимателям концессий на строительство железных дорог в пределах своей страны. Этим договором ставилось препятствие проведению Германией ответвления от Багдадской железной дороги в Северный Иран, а также постройке англичанами железной дороги от Персидского залива к Тегерану. В Тегеране были учрежден российский Учетный банк, получивший концессию на строительство шоссейных дорог в Иране и чеканку монеты. По заключенному в 1901 г. новому договору с шахом Россия получала более благоприятные условия для торговли с Ираном. За предоставленный российским Учетным банком крупный заем шах продлил договор 1890 г. о запрете выдачи концессий другим странам на строительство железных дорог на территории Ирана еще на 10 лет.
В конце 90-х годов XIX в. Россия выступила с инициативой созыва международной конференции для разработки мер по сокращению вооруженных сил, ограничению гонки вооружений и мирному разрешению межгосударственных конфликтов. В августе и декабре 1898 г. всем государствам были направлены две ноты с этим предложением. Первая конференция состоялась в мае - июле 1899 г. в Гааге. В ней участвовали 110 представителей от 26 государств: от большинства европейских стран, а также от США, Мексики, Ирана, Сиама, Японии и Китая. Были приняты конвенции о мирном разрешении международных споров путем третейского суда (арбитража), о законах и обычаях ведения войны на суше и на море, а также серия деклараций, запрещавших применение во время военных действий разрывных пуль и ядовитых газов. Однако по главному вопросу - ограничению гонки вооружений - решения не было принято. Против него выступила Германия, начавшая в это время усиленно вооружаться, и Англия, которая в противовес Германии также включилась в гонку вооружений.
В апреле 1904 г. было заключено соглашение Франции с Англией по спорным колониальным вопросам. Это соглашение послужило оформлению военно-политического блока стран Антанты.