Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг

Россия постсоветская (1992-2006 гг): социально-экономические

Преобразования и их последствия.

В конце 1991 г. Россия была вынужде­на приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Этому про­цессу способствовали объективные условия, в которых оказалась Россия:

— валютные резервы СССР и золотой запас Государственного банка к

то­му времени были истощены;

— зарубежные долги превысили 60 млрд (по некоторым данным 80 млрд) долларов США;

— рост инфляции достигал 30% в месяц;

— продолжалось падение курса рубля;

— нарастали невыплаченные государственные долги;

— экономика приобрела бартерный характер.

Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кри­зиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.

Однажды замечательный русский историк В. О. Ключевский сделал сле­дующее обобщение: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необхо­димость ускоренного движения вдогонку ведет к перениманию чужого на­скоро».

Закон, который сформулировал Ключевский, действительно характерен для стран так называемой запоздалой модернизации, к которым относится и Россия. «Ускоренное движение вдогонку» тут просто необходимо, посколь­ку обогнавшие страны являются не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки модернизации в обществах периферии слабее, чем в странах центра — как в широких слоях населения, так и в интеллектуальной элите. Ценности модернизации и её институты еще не успели здесь прочно укрепиться. Исторические же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки. А всякое форсированное развитие чревато социальными конф­ликтами.

Что же требуется реформаторам для успеха в этих условиях?

Во-первых, какой-то минимум поддержки в общественном мнении и структурах власти.

Во-вторых, то, что можно назвать профессионализмом, — адекватное осо­знание целей реформ, возможностей и механизмов их осуществления, спо­собность реалистически оценивать ближайшие и отдаленные последствия реформ для общества, как позитивные, так и негативные.

Иначе говоря, тре­буется не просто некоторая сумма знаний или даже квалифицирован-ное изу­чение опыта аналогичных реформ в других странах, но, главное, понимание того, как рецепты, взятые из иного опыта, могут быть применены в конкретных условиях собственной страны, в контексте соответствующих национальных и культурных традиций.

Если деятельность реформаторов не находится на уровне этих требова­ний, тогда «перенимание чужого» осуществляется и «наскоро», и неэффек­тивно. Оно не только не даст пользы обществу, но способно принести значи­тельный вред. Именно это не раз случалось в процессе реформ в России.

В настоящее время период социально-экономических реформ в России прошел пять этапов и вступил в шестой:

1) 1992-1993 гг.;

2) 1994-1996 гг.;

3) март 1997—март 1998 гг.;

4) апрель 1998—август 1998 гг.;

5) август 1998 г.—2000 г.;

Г.-2006 г.

Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг.

Председатель правительства Основные направления политики Последствия
Ельцин Б. Н. (6 ноября 1991 г. - 15 июня 1992 г. - одновременно с должностью Президента). Гайдар Е. Т. (15 июня -14 де­кабря 1992 г. - и.о. председателя Правительства РФ) Начало радикальной рефор­мы — «шоковая терапия» Резкий спад производ­ства. Падение жизненно­го уровня значительной части населения. Появ­ление безработицы. Мас­совые задержки выплаты зарплаты
Черномырдин B. C. (14 декабря - 23 марта 1998 г.) Достижение товарного изо­билия. Привлечение ино­странных инвестиций. Ста­билизация курса рубля. На­чало приватизации Рост теневой экономики. Расцвет и крах финансо­вых пирамид. Коммер­циализация науки и культуры
Кириенко С. В. (24 апреля - 23 августа 1998 г.) Попытка сбалансирования государственного бюджета Финансово-банковский кризис («дефолт» 17 ав­густа 1998 г.). Обострение энергетиче­ского кризиса
Примаков Е. М. (11 сентября 1998 г. - 12 мая 1999 г.) Удержание курса рубля. Стабилизация положения в обществе. Погашение дол­гов по зарплатам и пенси­ям. Антикоррупционные уголовные дела Начало промышленного роста в стране. Увеличе­ние напряженности в отношениях с Западом и неудачи в переговорном процессе с МВФ
Степашин С. В. (19 мая - 12 ав­густа 1999 г.) Получение кредитов от за­падных стран. Реструктури­зация долгов бывшего СССР Обострение ситуации на Северном Кавказе
Путин В. В. (16 августа 1999 г. - 17 мая 2000 г.) Курс на стабилизацию политических и социальных отношений Начало контртеррори­стической операции в Чечне и Дагестане
Касьянов М.М. (17 мая 2000 г. - 24 февраля 2004 г.) Проведение налоговой ре­формы. Введение 13%-го подоходного налога и еди­ного социального налога. Начало пенсионной ре­формы Сокращение объема бартера в экономике. Снижение безработицы. Рост зарплаты
Фрадков М.Е. (5 марта 2004 г. – сентябрь 2007 г.) Проведение администра­тивной реформы и сокра­щение государственного ап парата; монетизация льгот  

1 января 1992 г. правительством, которое возглавлял Е. Гайдар, был при­менен набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия:

- ограни­чение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюд­жетных расходов;

- приватизация государственных предприятий.

Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индекса­ции зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%.

Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыноч­ной основе.

Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедли­вой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы соб­ственников, как предполагали некоторые экономисты) была инфляция. Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.

За год рост цен произошел в 100—150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вкла­ды населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн вкладчиков.

Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кре­диты Централь-ного банка России:

1) Правительству РФ;

2) коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования от­дельных отраслей народного хозяйства (а чаще — для собственного обогаще­ния наиболее приближенных к власти лиц);

Наши рекомендации